В конце февраля 2022 года запыхавшийся Петя ворвался вместе с морозным воздухом в консерваторию, встретил Заславского и, ослабляя полосатый шарф на шее, с радостью выкрикнул:
— Всеволод Владиславович, вы слышали? Наши войска наконец-то перешли границу! И пришли на помощь народным республикам! Эта территория будет освобождена! Наконец-то враждебный режим падёт или изменится по отношению к нам!
Но Заславский отчего-то эту весть не оценил по достоинству. Более того, он отнесся к сообщению весьма прохладно.
Всеволод Владиславович иронично скривил губы и ответил:
— Чему вы радуетесь, молодой человек? Наша музыкальная общественность выступит резко против. И не только музыкальная, научная среда уже бурлит, эстрада возмущена, уже делаются какие-то заявления. Академики и мэтры собираются осудить. Придётся вывести войска и просить извинений.
— Да что вы такое говорите? — поразился Петя.
— Пётр, вы весьма молоды и не знаете подводных течений! А они таковы, что никому эта война не нужна!
— Но ведь это же... это же измена!
— Вы сейчас говорите как революционер, Петя, — рассмеялся Заславский. — Ну какая измена, о чём вы? Выражать своё мнение — не значит изменить. Да и чему изменить, или кому? Собственным убеждениям? Убеждения солидарны мнению. А общественное мнение таково, что оно протестует.
— Я сейчас о государстве и народе, Всеволод Владиславович!
— Государство должно прислушиваться к мнению культурных элит. Ведь именно культура создает общество, а не государство. Культура от государства — это сермяжные тешки-потешки, кокошники и прочая народная самодеятельность... — Заславский поморщил нос. — Это не культура, а вкусовщина, китч. И складывается так, что элитная культурная прослойка, а не вот это вот всё, не приемлет насилия по отношению к соседнему государству!
— Но почему-то никто из культурной прослойки не отказывается от орденов, премий, званий народного и заслуженного и концертов в Большом Кремлёвском дворце! Вот вы, например, на прошлой неделе получили орден! Если вы против политики государства — так сдайте его обратно, откажитесь!
— Злой вы, Петя, — обиделся Заславский. —А почему, собственно, мы должны отказываться? Мы принимаем это как справедливую оценку наших заслуг. Мы заслужили! Ордена и премии брали, берём и брать будем, а вот агрессию осуждаем.
— Но ведь это лицемерие, Всеволод Владиславович! Ханжество это! Так не честно! Если вы не согласны с действиями государства — так верните орден!
— Я вам вот что скажу, молодой человек. Глупцы будут осуждать публично, кричать на всех углах, пострадают за это и лишатся всего. А умные затаятся, будут критиковать тайно, будут стараться подпольно противостоять! Лишь влиятельные люди не побоятся громко заявить свой протест, потому что их вес в мире что-то да значит, этих не посмеют тронуть. Вот это и будут драйвера наших голосов, голосов культурных элит! Они будут взывать от нашего имени!
— Погодите, но ведь подпольно противостоять, это получается... гадить? Плевать в колодец, из которого пьёшь!
— Какой вы, право, несносный, Петя!
— Ну так ведь получается? И это враги, пятая колонна! Да и не стоит судить по таким обо всём обществе в целом! Я уверен, что есть масса людей, которые искренне поддерживают начинания нашего президента, а не притворяются!
— Есть и такие, — согласился Заславский, — Но они влияния не имеют. Тогда какой смысл в их поддержке? Это же зрительный зал, массовка, пролы. Влияние имеют профессура, видные композиторы, певцы, галеристы и художники, продюсеры, академики, прочие деятели культуры и искусства, науки, масс-медиа-деятели. А они против.
— Против армии и народа? — спросил Петя.
— Против насилия и войны! — поморщился Заславский. — И их мнение имеет вес, а не тех, о ком вы сейчас говорите. Это и есть мировая общепризнанная общественность, она не может поддержать любые вторжения, потому что есть международные тесные связи по всему миру, есть определённые обязательства, контракты, гранты. Вы что, хотите оставить этих людей без денег? И что прикажете им делать? На что они тогда будут жить? Будут как Бунин картошку сажать в палисаднике? Вздор! Если наша общественность поддержит это вторжение — её не поймут в Европе и Америке. Более того, с нами перестанут сотрудничать, общаться. А это разрушит связи, цепочки, рухнет всё, что создавалось десятилетиями! Вы осознаёте это?
— Но ведь интересы России важны, в первую очередь, для нас, русских людей! Вы же знаете, что происходит в этой антиРоссии! Независимые мнения преследуются, русский язык преследуется, русскоязычное население возведено в ранг второсортного, оттуда нам постоянно угрожают. Я знаю об этом прекрасно, у меня там дядя живёт!
— Эх, Петя, Петя! Вы одурманены кремлевской пропагандой. Да и вообще, кому какое дело до плебса? А вот до переполненных залов Ла Скала и Сан-Карло дело есть! Есть дело и до купленных вилл в Испании и на побережье Франции. В кои-то веки российскую культуру начали ценить по достоинству и платить ей большие деньги за рубежом! Творческие люди поверили, что их стремления вознаграждены, пытаются теперь жить на мировом уровне, а кто-то одним росчерком пера пытается перечеркнуть их надежды. Этому не бывать!
— Да причём тут кремлёвская пропаганда? Я же вам говорил, у меня там дядя живёт, и я прекрасно осведомлён, в каком положении там находятся наши люди и что им угрожает!
— Это не наши люди, Пётр, окститесь! Это проблемы соседнего государства, куда нам лезть не следует. Они там сами разберутся, что к чему, без нашего участия.
— Я не согласен с вами, Всеволод Владиславович! Нельзя делить людей на наших и не наших, если они говорят и думают на русском языке. Априори это все наши люди и мы за них в ответе! А вы не знаете, как они страдают с 2014 года! Если бы вы хоть раз побывали на аллее Ангелов, в честь погибших от обстрелов детей, уверен, вы бы изменили свое мнение! В вас бы проснулось что-то человеческое!
— Этому не бывать! Никогда не поеду я в этот рассадник своеволия и бандитизма! Знаете, что мне в вас не понятно, Пётр Леонидович? Вы же из породистой семьи! Вы же внучатый племянник короля русского джаза Олега Лундстрема! А ваш родной дед со стороны отца — великий тенор-саксофонист Игорь Лундстрем! А дед по материнской линии — гениальный пианист Михаил Воскресенский! У вас такие богатые, породистые гены! Золото, а не гены! Да вы и сами подаёте надежды! А вот мышление узкое, примитивное!
— Знаете, Всеволод Владиславович, мои предки всегда были патриотами России! Даже когда пришлось бежать в годы революции в Харбин. Но и тогда они поддерживали Советский Союз в борьбе с Гитлером. А как появилась возможность — сразу вернулись на Родину! И я горжусь своими предками! И горжусь всеми, кто неравнодушен к нашей стране! И глубоко уверен, что существуют и другие мнения, отличные от вашего!
— Ну-с, молодой человек, надежды юношей питают. Пройдитесь по московским гостиным, послушайте, что там говорят. И тогда вы сами поймёте, если мне не верите. Честь имею, Пётр, мне пора на репетицию.
***
Вечером того же дня Петя зашёл к оперной диве, местной светской львице Самбурской-Мироненко, где ему на прошлой неделе обещали дать редкую партитуру, привезённую из Голландии.
В зале было шумно, на творческой вечеринке клубилось немало известных людей. Петя узнал маститых деятелей культуры и искусства, бизнесменов, меценатов, депутатов, чиновников. Собрались сливки общества. Все галдели и что-то обсуждали, перекрикивая друг друга. Но при появлении Пети все они затихли. Руки ему никто не подал. Затем появилась и сама хозяйка, в перьях и брильянтах. Он горестно поджала тонкие губы и во всеуслышание заявила:
— Извините, Пётр, но вынуждена вам отказать от нашего дома. Ваше появление здесь оскорбительно. Попрошу уйти и забыть сюда дорогу!
Петя в подавленном состоянии шёл по улице, в лицо ему бил резкий февральский ветер с колючим снегом. Казалось, даже погода ополчилась против него.
***
Дома было тепло и уютно, над столом светила зелёная лампа. Петя рассказал отцу о своих приключениях. И спросил:
— Папа, как же мне быть? Выходит так, что все против того, что я всецело приветствую и одобряю. А я не могу быть против, я привык жить по совести. Но что же мне делать, папа?
— Поступай как велит тебе твоя совесть, сын. Наши предки никогда ею не кривили.
— Но меня же все осуждают!
— Не все, Петя, а лишь какая-то малая толика людей, которые возомнили о себе Бог знает что, решили, что они глас общества. А настоящую Россию они не знают, а от того и имеют о ней лишь свои поверхностные суждения. Делай то, что посчитаешь нужным, знай, что мы с мамой всегда на твоей стороне.
Всю ночь Петя не спал, ворочался, прокручивая в голове разговор с Заславским и ледяной приём у Самбурской-Мироненко. Но что же ему делать? Чем он, Петя, может помочь? Как озвучить свою позицию, да так, чтобы её услышали, а услышав — поддержали? Ведь наверняка есть неравнодушные люди в творческой среде, которые тоже поддерживают действия российской армии! И речь идёт не о тех фиглярах, которые на словах будут одобрять, в кармане держа фигу, а о тех, кто за Россию всей душой! Что же ему, Пете, делать?
Решение пришло не сразу...
***
В апреле 2022 года молодой скрипач Пётр Лундстрем дал свой первый концерт для раненых бойцов российской армии в госпитале на новых территориях России.
Вместе с артистами Творческой мастерской своего отца Леонида Лундстрема он неоднократно выступает на передовой, привозит гуманитарную помощь военным и мирным жителям.
Выяснилось, что классическая музыка пришлась по душе и бойцам и гражданскому населению.
Один из слушателей в армейской форме высказался так:
"Живую музыку всегда послушать очень приятно. Это повышает боевой дух. Очень позитивно влияет на весь личный состав, приводит всех чувства и в гармонию..."
А вот дед Петра, народный артист РСФСР, профессор, педагог Московской консерватории, престарелый пианист Воскресенский, в конце 2022 года уехал из России в США и порицает действия России. Два мира, два музыканта...
2025г. Андрей Творогов
Автор сердечно благодарит Сергея Николаевича А., Александра Александровича Ч., неизвестного благотворителя с переводом через банк "Уралсиб" на карту редактора канала и неизвестного благотворителя, который перевёл средства через кнопку Дзена "Поддержать", в качестве поддержки творчества Андрея Творогова.
От редакции. Желающие поддержать нашего автора военных рассказов могут это сделать, отправляя посильную помощь для А.Творогова на карту редактора ( Сбер 2202 2032 5656 8074 редактор Александр К.), или отправить донат через кнопку Дзена "Поддержать". Автор очень ценит Ваше отношение и всегда выражает искреннюю благодарность. Спасибо! Вся помощь от читателей передается автору, за ноябрь она будет фиксироваться тут.
Рассказы А.Творогова публикуются только на нашем канале, прочитать их можно в этой подборке.