Найти в Дзене

Журнал "СДВИГ" Московской рок-лаборатории

С августа 1989 по сентябрь 1990 гг. после переезда из Ташкента в Москву автору этих строк посчастливилось работать в Московской рок-лаборатории (МРЛ). С ее директором, Ольгой Николаевной Опрятной, мы познакомились еще в Ташкенте, куда она приезжала с делегацией московских культработников. На одном из этапов своей трудовой деятельности она занималась дискотеками. Москвичи заехали и в Клуб творческой молодежи «Ильхом» при ЦК ЛКСМ Узбекистана в подвале Дома молодежи «Шодлик», где базировалась тогда наша диско-группа вместе с другими творческими секциями: театральной, джазовой, литературной, кино. Помню удивление московских гостей, увидевших в Ташкенте наш замечательный подвал с дискотечными прибамбасами и стену с автографами и добрыми пожеланиями от тогдашних звезд советских театра, музыки и кино.

В лаборатории я занимался издательской деятельностью. Это было интересно. Работа здесь позволила мне быстро «въехать» в основные тенденции московского рока, да и по стране в целом, ведь до этого моя жизнь в стиле рок, протекала за три тысячи километров от Москвы. В этом приятном коллективе я проработал около года из восьми лет (хотя, как считать) ее существования.

Осенью 1990 г. я перешел из МРЛ гл. редактором музыкальных газет Red Rose и Drive в "ИНКОЦЕНТР" АПН (Агентство Печати "Новости"), но как технический директор продолжал заниматься изданием "СДВИГа" вплоть до 1992 г. включительно, пока лаборатория не закрылась.

С 1987 г. в лаборатории издавались журнал «СДВИГ» и газета «СДВИГ-Афиша». Название «СДВИГ» после долгих коллективных мучений сотрудников лаборатории придумала Ольга Николаевна, как аббревиатуру фразы «Свидетельство Длительной Выдержки И Героизма". Здесь речь идет о журнале. О «СДВИГ-Афише» расскажу позже. За время существования Московской рок-лаборатории было подготовлено семь номеров «СДВИГа». В печать ушли пять.

Первым редактором «СДВИГа» был выпускник (1985) факультета журналистики МГУ Владимир Марочкин. Впоследствии он проявил себя как писатель, музыкальный критик, киносценарист, издатель и редактор газет и журналов о рок-музыке, автор нескольких книг по этой теме. Стал значимой фигурой в советско-российской рок-культуре. В соавторстве с двумя другими авторами были, например, изданы книги серии "Песни нашего поколения", крупнейшей в России работы, охватывающей историю советской эстрады и рок-музыки за "60-е", 70-е и 80-е годы. Независимое издательство "Черта" готовит к печати четвертую книгу этой серии - "90-е". К сожалению, Володя не увидит этого издания. Он скончался в декабре 2024 г.

-2
Книги серии "Песни нашего поколения", где Владимир Марочкин в соавторстве с Н. Сычевой и и А. Игнатьевым, подготовил большинство материалов.

Под руководством Марочкина были подготовлены три первых номера "СДВИГа". Первые два были отпечатаны на ксероксе в формате самиздата тиражами 80 и 100 экземпляров, соответственно, в 1987 г. и весной 1988 г.

-3
Обложка первого номера "СДВИГа", подготовленного в 1987 г.

-4
Обложка второго номера "СДВИГа", подготовленного весной 1987 г.

Третий номер "СДВИГа" был сверстан к осени 1988 г., но в печать не ушел. Его собирались выпустить уже типографским способом тиражом несколько тысяч экземпляров. Но по ряду причин, в том числе из-за проблемы с приобретением бумаги, запустить в печать третий номер так и не удалось.

-5
Обложка третьего, ненапечатанного "СДВИГа", подготовленного осенью 1988 г. Граната не рванула.

После «самиздатовских» номеров издание «СДВИГа» приостановилось более, чем на год, В 1989 г. Марочкин ушел из лаборатории. На какое время «СДВИГ» оказался бесхозным. Когда я устроился в лабораторию, мне вручили редакционный портфель с материалами третьего выпуска. На обложке было проставлено «Осень 1988». Был и штамп цензора за номером 145 с разрешением на печать.

-6
Обратная сторона распечатки обложки третьего, не вышедшего "СДВИГа", со штампом цензора, разрешающего печать. Но этот штамп еще не открывал двери типографии.

Моей главной задачей помимо редакторских и составительских функций, было, наконец, обеспечить выпуск издания типографским способом. Чтобы выйти на этот уровень понадобилось еще несколько месяцев. «Бумажную проблему» удалось решить. В том числе и потому, что тогда один за другим снимались запретительные барьеры. Была найдена и хорошая типография в Мытищах. Закрыли и ряд других бюрократических проблем. Теперь можно было реально выводить «СДВИГ» на профессиональный типографский уровень. К тому времени, часть материалов врученного мне редакционного портфеля устарела и было решено делать новый третий номер, оттолкнувшись от контента старого.

Первый «СДВИГ», изданный в профессиональной полиграфии вышел зимой 1989 (90?) г. тиражом 10 000 экземпляров.

-7
Обложка первого «СДВИГа», напечатанного в типографии. Третий, вышедший в свет, четвертый по счету из подготовленных, Вышел зимой 1989 (90?) г.

За год моей работы в лаборатории вышло из печати три выпуска, каждый таким же тиражом. Общий тираж всех пяти вышедших в свет журналов составил 30180 экземпляров.

-8
Обложка «СДВИГа», вышедшего в 1990 г.

-9
Обложка «СДВИГа», вышедшего в 1991 г.

Всего же за время существования рок-лаборатории, как уже сказано, было подготовлено семь номеров «СДВИГа». Седьмой, последний, номер, как и третий, также не вышел, хотя для него были уже готовы типографские пленки и закуплена бумага. Но лаборатория в 1992 г. закрылась. Произошло это очень быстро.

-10
Обложка седьмого, последнего из подготовленных, номеров "СДВИГа", не вышедшего в 1992 г.

На четвертой странице обложки седьмого выпуска было написано с 01. 01.1993. редакция «СДВИГА» переходит на «нелегальное» положение. Не случилось. Больше "СДВИГ" не выходил. Шесть изданий, кроме первого (от него есть только сканка обложки), хранятся в моем архиве. О «СДВИГ-Афише расскажу позже.

-11