Когда читаешь биографии Есенина, складывается ощущение, что перед тобой не один человек, а несколько совершенно разных персонажей. То бедный крестьянский сын, то наследник богачей. То наивный простак, то хитрый карьерист. То бунтарь, которому наплевать на мнение окружающих, то человек, трепетно собирающий каждую рецензию.
Правда в том, что Есенин был мастером создания образов. И первый образ, который он создал, — это образ самого себя. Поэт понимал: в литературном мире нужна не только талантливая строчка, но и яркая личность за ней.
Средний класс по-крестьянски
Семья Есениных жила не богато, но и не бедствовала. Дед Сергея был зажиточным крестьянином, отец работал в мясной лавке. Хватало денег на то, чтобы отправить сына учиться — сначала в земское училище, потом в церковно-приходскую школу.
- Когда Сергей переехал в Москву, он поступил в университет на историко-философский факультет. Одновременно работал в типографии Сытина — не из нужды, а чтобы познакомиться с литературной средой. Три года в Москве дали ему образование, связи и понимание того, как устроен издательский мир.
Но этот путь — обычный путь образованного молодого человека из провинции — показался Есенину слишком скучным для биографии поэта. Куда интереснее история о деревенском мальчике, который явился в столицу с котомкой за плечами.
Блок, Клюев и искусство самопиара
Первая встреча с Александром Блоком стала поворотной в судьбе Есенина. Но и здесь поэт не удержался от украшательства.
В реальности Есенин заранее написал Блоку письмо, приложил свои стихи и попросил о встрече. Блок ответил согласием и даже сделал пометку на полях: стихи "чистые, свежие, многословные и голосистые". Встреча прошла по всем правилам литературного этикета.
- Но Есенин рассказывал совсем другую историю. Будто он приехал в Петроград наугад, искал адрес Блока у прохожих, разговаривал с кухаркой. И великий поэт, увидев простого крестьянского парня, сразу проникся к нему симпатией.
Эта версия работала на нужный образ — стихийного таланта из народа. А связь с Николаем Клюевым, которую Есенин тоже активно продвигал, укрепляла репутацию "мужицкого поэта".
Любовь, которой не было
История с великой княжной Анастасией — чистая выдумка, но очень красивая. Есенин действительно служил в Царскосельском госпитале, где работали сестрами милосердия дочери царя. Он даже посвятил им стихотворение.
- Но встречи один на один никогда не было. В 1916 году Есенин был еще никому не известным солдатом, а Анастасии — 15 лет. Их разделяла пропасть сословных различий.
Но легенда о романе поэта и царской дочери оказалась слишком соблазнительной. Она превращала обычного призывника в романтического героя, чья любовь пересекла все границы.
Простота как высшая хитрость
Есенин в совершенстве овладел искусством казаться проще, чем есть на самом деле. Он изображал деревенского простака, который не понимает городских хитростей. И люди проникались к нему доверием.
- На самом деле поэт был расчетливым и прагматичным человеком. Он точно знал, кому и что нужно сказать, как произвести нужное впечатление, какие связи завязать.
Брак с Айседорой Дункан — яркий пример такого подхода. Знаменитая танцовщица увидела в Есенине "дикого русского гения", а он получил возможность путешествовать по миру и стать международной знаменитостью.
Человек, который считал каждое слово о себе
В комнате Есенина после смерти нашли две толстые тетради. В них он аккуратно вклеивал все газетные вырезки, где упоминалось его имя. И хвалебные статьи, и разгромные рецензии.
- За бутылкой водки поэт любил цитировать наиболее лестные отзывы о своем творчестве. Но критические рецензии тоже знал наизусть — просто предпочитал их не озвучивать.
Есенин создавал образ бунтаря, которому плевать на общественное мнение. А на деле каждое слово критика ранило его в самое сердце. Он жадно ловил каждую реакцию на свои стихи, каждый отклик читателей.
Мат, которого не было
Большинство непристойных стихов, которые приписывают Есенину, — подделки. В его настоящих произведениях можно найти "крепкие" выражения, но не больше, чем у других поэтов того времени.
- Даже в поэме "Пугачев", где действительно звучит откровенная брань, мат используется как художественный прием. Есенин понимал разницу между литературным произведением и кабацкой частушкой.
Но образ поэта-хулигана оказался слишком привлекательным. И в народе стали появляться "есенинские" стихи, которые никакого отношения к поэту не имели.
Дружба-соперничество
С Владимиром Маяковским у Есенина сложились непростые отношения. Они представляли разные направления в поэзии и разные взгляды на будущее России.
- Маяковский чуть завидовал народной любви к Есенину — его стихи знали наизусть даже неграмотные крестьяне. Есенин в ответ критиковал "заумность" футуристов.
Но это была дуэль талантов, а не личная вражда. За глаза они часто говорили друг о друге с уважением. А когда Есенин ушел из жизни, Маяковский написал: "Вы ушли, как говорится, в мир иной..."
Есенин был сложным человеком — не ангелом и не демоном, а живым, противоречивым, талантливым. Он хотел славы и получил ее. Хотел любви и нашел ее. Хотел, чтобы его помнили, — и мы помним.
Только помним не того Есенина, которым он был, а того, которым хотел казаться. И в этом тоже есть своя поэзия.
Друзья, спасибо за прочтение, не забывайте поставить лайк, оставить комментарий и подписаться!
----------------------------------------------------------------------------------------------