Удивительно, но уже около 8 лет я занимаюсь репетиторством. Из них уже практически два года работаю дистанционно. За это время я получил много разнообразного опыта и навыков, которые использую в работе. И в этой статье поделюсь, какие основные направления подготовки предлагаю, чему могу научить дополнительно, а также попробую объяснить, почему занятия со мной стоят дорого.
Какие основные направления подготовки предлагаю?
Когда только начинал работать репетитором, мне помогали с учениками. Поэтому я старался сделать максимально широкий ассортимент услуг, чтобы было больше ребят и, конечно же, дохода. Это было также возможно потому, что много детей учились в разные смены.
Однако время шло, приоритеты и запросы менялись. Список моих услуг корректировался. И сейчас я предлагаю такие основные направления:
1. Математика. На текущий момент под данным направлением я подразумеваю математику в начальных, 5 и 6 классах, а также алгебра и геометрия в 7-9 классах. Выполняю такие работы:
- Повышение успеваемости — пожалуй, самая распространённая тема обращения ко мне. Тут использую и школьные учебные материалы, стараясь объяснять их так, чтобы ребенок смог всё понять, и сторонние материалы, и придумываю или использую уже свои разработки. В ход идет всё, что поможет восполнить пробелы в знаниях, а также повысить уверенность ребенка в своих силах.
- Подготовка к ВПР/МЦКО/ОГЭ — в последнее время чаще стали появляться подобные запросы. Использую материалы прошлых лет, а также демонстрационные варианты, на основании которых делаю такую подборку заданий, чтобы усилить «слабые места» и закрепить то, что уже хорошо получается.
- Подготовка к олимпиадам и поступлению в другую школу — тут, конечно, всё индивидуально. На сегодняшний день существует огромное количество олимпиад. Если мне дадут хотя бы конкретное название олимпиады, то скажу, готовлю к ней или нет. Аналогично и с поступлением в другую школу. Однако тут и родители должны четко понимать, что то, к чему они репетитора просят подготовить ребенка, соответствует действительности. Был такой опыт у меня, когда показали сайт с материалами, с учеником работали, а в итоге работа сильно отличалась от той, что была показана на сайте школы. Поэтому теперь иногда сам рекомендую обратиться к определенному специалисту за помощью.
2. Русский язык. Здесь работаю с детьми начального и среднего звена. Основные направления работы:
- Повышение успеваемости — аналогично, как и с математикой. Разница лишь в том, что даю выбор: либо работаем по школьному учебнику, либо по рекомендованному мною пособию, которое, кстати, меня еще не подводило. Кто-то просит комбинировать, но это тяжелее, так как порядок тем в пособии отличается от школьного курса.
- Научить писать изложение/сочинение — пожалуй, самый редкий запрос, который обычно включаю в «повышение успеваемости» или подготовку к каким-либо работам. Особенно актуально для ребят, готовящихся к ОГЭ
- Подготовка к ВПР/МЦКО/ОГЭ — тут, думаю, дополнительные комментарии не требуются. Добавлю, что не встречал запросов по подготовке к олимпиадам и поступлению в другую школу.
Еще хочу на этом моменте напомнить, что со всеми детьми, в частности теми, чьи результаты показал, работаю в дистанционном формате. Кто-то мне в комментариях, возможно, возразит: «А вот моему ребенку онлайн не подходит! Ему нужны только очные занятия!» На это своё профессиональное мнение дам в одной из следующих статей. Не пропустите!
Чему могу научить дополнительно?
Далее расскажу о предметах, которые не пользуются особой популярностью, но отказываться от них полностью еще не хочу. Вернее, в планах найти новый способ их реализации. А пока работа в индивидуальном дистанционном формате.
1. Ментальная арифметика. Мне очень нравится эта развивающая программа. Меня удивило, что ее даже стали рекомендовать некоторые школьные учителя! И она актуальна как для детей, так и для взрослых!
Ментальная арифметика выполняет две основные функции:
- Развитие межполушарных связей. Благодаря улучшению прежних и созданию новых нейронных связей, мозгу проще обрабатывать привычные вещи и запоминать что-то новое. Проще даются упражнения на вычисление, запоминание и воображение.
- Обучение навыку быстрого счета. Ментальная арифметика не есть обычная математика. Методы счета здесь кардинально отличаются! Сначала обучение и тренировки производятся на специальных счетах, а потом, в процессе развития межполушарных связей, начинает работать воображение. В результате становится возможным, например, одновременно считать пример и читать стих вслух.
2. Скорочтение. Самая недооцененная и неправильно понимаемая развивающая программа. Но это чисто на мой взгляд и опыт общения с потенциальными заказчиками. Обидно, что когда объясняешь родителям суть обучения, они обижаются.
Скорочтение, как и ментальная арифметика, выполняет две основные функции:
- Развитие межполушарных связей. Повторяться уже не буду. Всё написал немного выше.
- Обучение навыку фиксирования информации. Да-да, именно фиксированию! Многие думают так: «Скорочтение — это скорое чтение. То есть, быстрое чтение. Значит, ребенок будет быстро читать. Особенно вслух». Но это грубая ошибка! Да, быстрое чтение словами вслух и про себя я называю побочным эффектом, так как для перехода к основному курсу мне необходимо «разогнать» ученика до определенных показателей. Но дальше с помощью различных техник для глаз мы учимся именно фиксировать или фотографировать информацию и приучаем мозг всё это правильно обрабатывать.
3. Шахматы. Да, я не профессиональный тренер. Просто учу детей играть и понимать ее. И данное направление преподношу именно в формате дополнительного развития. Если кому-то нужны именно полноценные тренировки и достижения, то отправляю к профессионалам. Хотя, работая в школе, мои ученики смогли оказаться в центре турнирной таблицы в рамках Всероссийской олимпиады школьников!
4. Видеомонтаж. Это новое направление, которое постепенно ввожу. Актуально как для детей, так и для взрослых. У меня, кстати, есть ученик, которому больше 70 лет! И он учится делать монтаж видео на планшете.
В рамках данного направления я учу классическим базовым навыкам, которые нужны для основной массы задач. А за что-то более серьезное, как, например, анимация, не берусь. Даже просто из-за того, что сам этим не пользуюсь и нет соответствующего программного обеспечения. Да, я достаточно честен. Брать плату за то, чему не могу научить, не собираюсь.
Почему занятия со мной стоят дорого?
Некоторое время назад мне в комментариях написал человек, который, видимо, нашел меня на профильном сайте. Был задан вопрос: «Почему так дорого стоят занятия?» Что ж, попробую на него ответить.
Каждый человек должен знать себе цену. И каждый реально должен понимать, стоят ли его услуги ту сумму, которую он запрашивает. Иногда мне кажется, что размер моего вознаграждения действительно велик. Но так было до недавнего времени.
Буквально несколько недель назад я взял ученика с целью повторения изученного во втором классе. Но особенностью данного заказа является то, что взял ту плату, с которой только начинал свое возвращение в репетиторскую деятельность, а именно 500 рублей за 40 минут занятий. И с первого занятия я пришел к понимаю, как же сильно изменилась моя работа!
Знаете, я всегда стараюсь всё ученикам объяснять так, чтобы они точно поняли, усвоили и смогли применять полученные знания. Но сейчас, когда цена за занятие выросла, особенно сильно начинаешь осознавать, насколько ценна та работа. И понимаешь это именно тогда, когда возвращаешься к истокам. То есть к тому, с чего всё начинал.
Да, сейчас занятия со мной стоят достаточно дорого. Но я знаю, что стараюсь подавать весь материал максимально качественно. И ученики реально показывают результаты. Однако будут и правы те, кто скажет: «Михаил, есть ведь и те, кто не может платить такую сумму, но их детям также нужен репетитор!» Соглашусь. Но, как показывает практика, тех детей и родителей, которым нужен репетитор не просто для галочки, а чтобы реально улучшать результаты и добиваться каких-то целей, слишком мало. А уже среди тех, кто оставляет заказы на специализированных сайтах, таких нуждающихся еще меньше.
И ещё такой момент. Родители, которые готовы платить немаленькие суммы за услуги репетиторов, более ответственные. В различных аспектах. Для примера. Был у меня ребенок, который учился в Москве во французской школе. Платили мне в пределах 700 рублей. И часто были ситуации, когда занятия начинались не вовремя из-за того, что ученику было лень заниматься, либо няня забыла подключить его. Еще несколько раз занятия просто отменялись без предупреждения. Няня с ребёнком просто ушли гулять, а меня никто об этом не предупреждал. Да и я не мог дозвониться даже родителям! Когда перешел в другую ценовую категорию, таких ситуаций больше не возникало.
Конечно, кто-то всё равно будет меня осуждать. Другие и вовсе могут сказать, что репетиторы должны работать бесплатно! Ну а тех, кого я заинтересовал как репетитор, или хотите задать какой-то вопрос по обучению, или есть желание, чтобы позанимался с вашим ребенком, жду в своем рабочем Телеграм-канале по этой ссылке. Кстати, я начинаю вводить свои первые акции, о чем также там рассказываю.
А вообще иногда задумываюсь, долго ли будет существовать репетиторство. Например, у меня было много репетиторов: и по русскому языку, и по математике, и по английскому языку. Даже с учителем химии были индивидуальные занятия! Но что будет дальше? Мне кажется, рынок репетиторства не изменится. Будет просто меняться. Как сейчас, например. Как считаете?