Найти в Дзене
частные суждения

Для чего нужна ракета «Сармат»?

Межконтинентальные баллистические ракеты в принципе предназначены для термоядерной войны. Или для её предотвращения, посредством создания непарируемой угрозы для любого потенциального противника. У сверхдержав в ядерный век баллистических ракет сотни. Россия после 2000-го года серьёзно обновила свои стратегические ядерные силы, в особенности их морскую компоненту. В принципе одни только баллистические ракеты на подводных лодках, во время боевого дежурства практически неуязвимые, позволяют нашей стране полностью уничтожить промышленный потенциал любого противника. Есть ещё и наземные МБР — мобильные и шахтного базирования. Сейчас основной ракетой сухопутной компоненты наших стратегических ядерных сил стал «Ярс», который штатно несёт 3 боеголовки. И таких ракет больше двухсот, то есть боеголовок на них развёрнуто более шести сотен. Если этого недостаточно, ничто не мешает изготовить новые мобильные пусковые установки в любом потребном количестве, ведь в отличие от шахтных пусковых, им

Межконтинентальные баллистические ракеты в принципе предназначены для термоядерной войны. Или для её предотвращения, посредством создания непарируемой угрозы для любого потенциального противника. У сверхдержав в ядерный век баллистических ракет сотни. Россия после 2000-го года серьёзно обновила свои стратегические ядерные силы, в особенности их морскую компоненту. В принципе одни только баллистические ракеты на подводных лодках, во время боевого дежурства практически неуязвимые, позволяют нашей стране полностью уничтожить промышленный потенциал любого противника.

Мобильный «ЯРС», фото из сети.
Мобильный «ЯРС», фото из сети.

Есть ещё и наземные МБР — мобильные и шахтного базирования. Сейчас основной ракетой сухопутной компоненты наших стратегических ядерных сил стал «Ярс», который штатно несёт 3 боеголовки. И таких ракет больше двухсот, то есть боеголовок на них развёрнуто более шести сотен. Если этого недостаточно, ничто не мешает изготовить новые мобильные пусковые установки в любом потребном количестве, ведь в отличие от шахтных пусковых, им не нужны дорогостоящие земляные работы, огромное количество железобетона, десятки километров защищённого кабеля и всё прочее, потребное для шахтных ПУ МБР. Тогда зачем нашим стратегическим ядерным силам понадобилось, в дополнение к «Ярсам», ещё и тяжёлые шахтные ракеты «Сармат»?

Пуск МБР, фото из сети.
Пуск МБР, фото из сети.

Самих «Сарматов» будет не так уж много — в любом случае не больше, чем шахт, оставшихся от его предшественника, тяжёлой шахтной ракеты Р-36М2. То есть примерно 42 единицы, плюс-минус шесть, данные в интернете на этот счёт разнятся. С учётом того, что «Сармат» несёт 10 боеголовок, их вроде бы можно заменить 140 «Ярсами» и это обошлось бы дешевле, ведь производство «Ярсов» отлажено, сама ракета давно и неоднократно испытана. А «Сарматы» следовало сперва разработать, испытать, отладить, да и выпуск небольшой партии чего бы то ни было приводит к тому, что одно такое изделие стоит намного дороже, чем аналог, производимый большой серией. Зачем же военно-политическое руководство России на это пошло?

Испытания «Сармата», фото из сети.
Испытания «Сармата», фото из сети.

Причин как минимум две, причём одна из них неочевидная. Во-первых, «Сармат», будучи тяжёлой ракетой, несёт намного большую боевую нагрузку. Что позволяет в перспективе поставить на него одну или несколько особых боеголовок. Например, аналогов «Авангарда» или что-то совсем новое и широкой публике неизвестное. Во-вторых, «Сармат» по самой своей сути выполняет роль не только ядерного «меча», но и «щита».

По бокам пусковой шахты амортизаторы, гасящие сотрясение при близком ядерном взрыве.
По бокам пусковой шахты амортизаторы, гасящие сотрясение при близком ядерном взрыве.

Дело в том, что любой противник, который захотел бы обезоружить российские стратегические силы, будет вынужден главное внимание уделить именно тяжёлым МБР шахтного базирования. В отличие от мобильных комплексов, шахтные установки надёжно защищены и всегда готовы к пуску. Каждый «Сармат», оставленный не поражённым, может своими десятью боеголовками нанести очень тяжёлый удар любой стране. А три-четыре такие ракеты — даже смертельный. Ведь совсем не обязательно уничтожать всё население противника, достаточно уничтожить главные узлы его энергетики и транспорта, чтобы это самое население было вынуждено заняться простым выживанием, не представляя для других государств никакой угрозы в ближайшие десятилетия.

Крышка шахтной пусковой установки. Фото из сети.
Крышка шахтной пусковой установки. Фото из сети.

Поэтому любой противник, имеющий ядерное оружие и средства его доставки, обязан рассматривать именно тяжёлые баллистические ракеты как главную цель удара по стратегическим силам. То есть ему придётся потратить какое-то количество ядерных боезарядов для уничтожения ШПУ (шахтных пусковых установок) этих тяжёлых ракет. С учётом того, что ШПУ Р-36М2, а значит и «Сармата», расположены в глубине материка, такой удар может быть нанесён только стратегическими ракетами. А сколько боеголовок на это потребуется?

Принцип действия системы «Мозырь», схема из сети.
Принцип действия системы «Мозырь», схема из сети.

Пусковая шахта от Р-36М2 — самая защищённая из российских ракетных ШПУ. Ракеты в этой шахте вывешены на специальных держателях, поэтому даже близкий взрыв их не повредит, противнику нужно попасть непосредственно в саму шахту. У которой есть собственная система ПРО малой дальности. В сети мелькало даже её название — «Мозырь». Это комплекс автоматической защиты, выстреливающий пучок поражающих элементов в приближающуюся боеголовку. Её эффективность неизвестна, но противнику придётся исходить из того, что как минимум одну-две боеголовки эта система собьёт.

Макет мобильной ПУ комплекса С-500. Арт из сети.
Макет мобильной ПУ комплекса С-500. Арт из сети.

Итак, по три боеголовки на каждую шахту? Или даже четыре, если одна из них промажет? На самом деле нужно больше. Ведь кроме собственной КАЗ, ракетные части стратегического назначения прикрывает и обычное ПРО, сейчас это комплексы С-500. Их эффективность также неизвестна, но опять же, противник вынужден рассчитывать на худшее. Наряд сил для гарантированного поражении ШПУ «Сарматов» придётся увеличить пропорционально потенциально прикрывающему его наряду сил ПРО.

«Минитмен-3» в пусковой шахте. Фото из сети.
«Минитмен-3» в пусковой шахте. Фото из сети.

Допустим, в итоге для гарантированного поражения каждой ШПУ противник выделил по 5 боеголовок. Итого против 42 «Сарматов» потребуется 210. Между тем у США, например, всех наземных МБР — 400 моноблочных «Минитмен-3» (изначально они несли по несколько боеголовок, но после всех сокращений на каждой такой ракете оставили только одну). То есть одним фактом своего существования «Сармат», по сути, нейтрализует половину из них.