Найти в Дзене

Ницше: желание как воля к власти; власть как воля к жизни

В последний месяц я рассказываю о воззрениях на природу человеческих желаний самых значимых философов и психологов. Наш сегодняшний «собеседник» — Фридрих Ницше. Философ, без которого не было бы философии нового времени. Желание — это всегда опасно. Оно тревожит. Разрывает равновесие. Нарушает стабильность. Оно пробуждает страсть, движение, голод, а вместе с ними — страдание, тревогу, сомнение. Возможно, именно поэтому столько философских традиций стремились его укротить: от стоиков до буддистов, от христианских аскетов до Канта с его строгим нравственным законом. В их глазах желание — это то, что нужно преодолеть, обуздать, заглушить во имя разума, добродетели, порядка или нирваны. Но Фридрих Ницше, философ-громовержец, чьё мышление разрушало старые формы, говорил иначе. Он не просто отверг идею о желании как о грехе. Он поставил желание в центр своей философии. Более того, он утверждал, что в основе всякой жизни лежит воля — и эта воля есть воля к власти. К концу IXX – началу XX век

В последний месяц я рассказываю о воззрениях на природу человеческих желаний самых значимых философов и психологов.

Наш сегодняшний «собеседник» — Фридрих Ницше. Философ, без которого не было бы философии нового времени.

Желание — это всегда опасно. Оно тревожит. Разрывает равновесие. Нарушает стабильность. Оно пробуждает страсть, движение, голод, а вместе с ними — страдание, тревогу, сомнение. Возможно, именно поэтому столько философских традиций стремились его укротить: от стоиков до буддистов, от христианских аскетов до Канта с его строгим нравственным законом. В их глазах желание — это то, что нужно преодолеть, обуздать, заглушить во имя разума, добродетели, порядка или нирваны.

Иллюстрация автора
Иллюстрация автора

Но Фридрих Ницше, философ-громовержец, чьё мышление разрушало старые формы, говорил иначе. Он не просто отверг идею о желании как о грехе. Он поставил желание в центр своей философии. Более того, он утверждал, что в основе всякой жизни лежит воля — и эта воля есть воля к власти.

К концу IXX – началу XX века, когда Ницше создавал свое философское направление, человечество уже слишком долго жило под тенью страха перед желанием.

Столетиями оно считалось чем-то грязным, низменным, опасным — его пытались изгонять, усмирять, сжигать постом, рассеивать молитвой.

Но желание не умирает. Оно возвращается — как волк в глубины леса, как отверженный бог, как зов крови сквозь вековые наслоения морали. Возвращается — с вопросом: так кто ты такой без меня?

Одним из тех, кто осмелился всмотреться в природу желания не как в зло, а как в огонь, был Фридрих Ницше — философ, поэт, пророк и разрушитель идолов. Он не просто позволил себе желать. Он превратил желание в философскую ось. Он сказал: желание — это воля к власти. А воля к власти — это пульс жизни.

Желание — не слабость, а источник силы

«Всё живое стремится к власти» — писал Ницше.

Это, пожалуй, одна из самых часто искажённых идей философа. Под властью мы отчего-то понимаем манипуляцию, доминирование, насилие. Но Ницше говорит совсем о другом. Его «власть» — не про диктат, а про силу быть собой.

«Не ищите духа в подчинении — он живёт в преодолении».
Фридрих Ницше

Воля к власти — это внутренняя пружина бытия.

Это сила семени, пробивающего асфальт.

Это звук музыки, прорезающий тишину.

Это голос внутри, который шепчет: «ты не обязан жить по чужим правилам».

Желание в этой системе — не враг, а союзник.

Оно указывает путь, где живёт сила. Оно рвёт оболочки, взламывает старое, зовёт вперёд. И не важно, к чему ты стремишься — к творчеству, к любви, к уединению, к знанию, — если в этом есть пульс желания, значит, в тебе горит жизнь.

Почему мы боимся желать

Желание делает нас уязвимыми.

Оно раскрывает наши тайные нужды, нашу зависимость от жизни, от других людей, от тела, от случая.

Мораль, религия, культура — всё веками было устроено так, чтобы держать желание под замком. Желание — это анархия. А общественный порядок не выносит анархии. Поэтому нас учили бояться:

  • Хочешь — значит, ты слаб.
  • Желаешь — значит, ты грешен.
  • Стремишься — значит, ты чужой.

И человек начинает путаться: он уже не знает, что он хочет на самом деле. Он боится слушать себя. Он отказывается от внутреннего огня — и превращается в «последнего человека», как писал Ницше: существо, которое ищет только покоя, комфорта, безопасности. У которого нет ни великой мечты, ни великой воли, ни великого риска.

Сверхчеловек — это не тиран, а маг, сотворяющий реальность

Когда Ницше говорит о сверхчеловеке, его часто путают с диктатором или героем комиксов. Но ницшеанский сверхчеловек — это архетипический Маг, который смог преобразить свою волю в творение. Это не победитель в чьей-то войне — это победитель в собственной битве с бессмысленностью.

Он не подавляет желание — он обуздывает его, он его приручает

Он превращает сексуальную жажду в танец, агрессию — в поэзию, страх — в философию, одиночество — в музыку. Он не убегает от страсти — он позволяет ей пройти сквозь нее, чтобы закалиться в этом огне.

Сверхчеловек — не «лучше» обычного человека. Он просто живее.

«Я хочу научить вас танцевать на краю бездны», — говорил Ницше словами своего Заратустры.

Желание как путь к себе

Если ты бездумно следуешь за желаниями, как опавший лист, подхваченный ветром — ты становишься их рабом. Если же отвергаешь их — гаснешь. Где же выход?

Ницше предлагает третий путь: трансформацию.

Не отрицать. Не растворяться. А взять своё желание — и загнать в горнило внутренней алхимии.

Хочешь власти? Прекрасно — но начни с власти над своими привычками.

Хочешь любви? Честно признай, кого ты хочешь — и зачем.

Хочешь быть свободным? Найди, что тебя сковывает.

Хочешь славы? Увидь, кто именно в тебе жаждет ее.

Трагедия ницшеанского наследия

Ницше был одиноким человеком, и после его смерти хранителем и редактором его рукописей стала его сестра Элизабет. Увы! Это обернулось трагедией не только для самой ницшеанской философии, но и для человечества.

Дуракам (или фанатикам) закон (или любой труд), как говорится, не писан, если писан, то не читан, если читан, то не понят, если понят, то не так.

Сестра (жуй ее тролль!) отредактировала его неопубликованные работы таким образом, чтобы они соответствовали её немецкой ультранационалистической идеологии, часто противореча или запутывая идеи Ницше, который точно не поддерживал идеи антисемитизма и национализма. Благодаря её редактуре работы Ницше стали ассоциироваться с фашизмом. К счастью, исследователи XX века, в том числе и советские философы, оспорили эти интерпретации, после чего были опубликованы исправленные издания его сочинений. Но, к несчастью, как говорится: "ложки нашлись, а осадочек остался".

Надеюсь, мне удалось в этой краткой, публичной статье, вложить крупицу в правильное понимание концепций ницшеанских "воли, власти и желания"

PS: 21 августа на нашей "Архетипической Мастерской" мы будем анализировать губительную жажду власти ради власти на примере русской былины Новгородского цикла о Василии Буслаеве.

Если есть желание и интерес - пишите в комментариях, вышлем ссылку на регистрацию и оплату.