Оззи Осборн, всю сольную карьеру подверженный влияниям различных враждебных вихрей (в основном – алкогольно-наркотических), и в период наибольшей творческой активности позволял себе большие паузы между альбомами. После же его первого (в итоге – несостоявшегося) ухода на пенсию (1993) эти паузы стали ещё больше.
Безусловно, в начале 21 века в своём возрасте и статусе он мог себе позволить не делать вообще ничего. Уж точно он не задумывался о том, что «пора что-то выпустить». Оззи не спешил. Альбомы выходили всё реже. При это они пока что не успели выровняться и принять средний (для песенной вселенной Осборна) уровень и всякий раз становились событием для музыкальной прессы, поклонников и мира рок-музыки в целом.
1995… 2001… 2007… Великий и Ужасный то болел, то лечился, то решал заняться чем-то ещё, то вновь возвращался к музыке. В начале века, выпустив неровный и неоднозначный альбом “Down to Earth”, он успел и поддержать супругу в борьбе с онкологическим заболеванием, и переломаться во время катания на квадроцикле, и спасти свою домашнюю собаку от нападения койота, и попереживать за детей, проходивших курс реабилитации от алко- и наркозависимости.
Плюс к тому – на повестке дня появилось шоу «Семейка Осборнов», которое, с одной стороны, очеловечило образ недоступной и ужасной рок-звезды, с другой – этот образ отчасти развенчало и дискредитировало. Многие вдруг поняли, что перед ними не какой-нибудь там князь тьмы или граф Дракула, а обычный пожилой дядька, который ходит, ест, пердит, трясётся и недомогает от прошлой нездоровой жизни, тупит, плачет, смеется и вообще мало чем в повседневной жизни отличается от остальных людей.
В общем, Оззи старел, мудрел, погружался в обычные для его возраста и семейного статуса дела, однако завязывать с роком не собирался и таки взялся за очередной альбом. Источники вдохновения, однако, поменялись. В интервью журналу Billboard, предшествовавшем выходу “Black Rain”, Осборн признался: «Я думал, что больше никогда не смогу писать без какой-либо стимуляции… Но знаете, что? Вместо того, чтобы взять бутылку, я просто честно признался: „Я не хочу, чтобы моя жизнь развалилась“».
В итоге “Black Rain” получился альбомом видавшего виды, пожилого и мудрого человека – и при этом альбомом несгибаемого рокера. Тема несгибаемости, так сказать, вопреки обстоятельствам пронизывает тексты “Not Going Away” и “I Don’t Wanna Stop” – мол, есть ещё порох. Лирический герой здесь давно, он знает жизнь, и – он всё так же поражается злобе и порокам, в которых лежит мир, обличает их и чуть не плачет от несовершенства окружающей жизни (“Love to Hate”, “I Can’t Save You”, “Allmighty Dollar”). Лирический герой отныне трезв, но тени наркотического прошлого всё ещё его преследуют (“11 silver”, “Nightmare”, “Trap Door”) – преследуют, но не настигают и последовательно заворачиваются (от настроений вроде “Sweet Leaf” и “Snowblind” давно не осталось и следа).
Однако центральные мотивы альбома другие. Несмотря на то, что в целом альбом разнороден и не концептуален, в нём есть центральные, стержневые темы, вокруг которых всё и накручено. Одна из них – любовь, и в случае с Оззи это любовь к конкретному человеку – супруге Шэрон, с которой они прошли огонь, воду и медные (да даже и золотые) трубы. “Lay Your World On Me” – одна из лучших песен альбома и лучших песен Осборна вообще. Духовно родственная старому армянскому выражению «ցավդ տանեմ» («заберу твою боль»), которое говорится самому дорогому человеку, песня сообразно возрасту героя показывает, чем на самом деле является настоящая любовь (да, это вам не “Sabbra Cadabra”). “Here For You” – развитие той же темы, разве что не столь интимное; песня может быть воспринята и как посвящение супруге, и как обращение к широким массам слушателей (по крайней мере, это «я здесь для вас» на концертах воспринималось вполне однозначно).
Ну и, собственно, тема, давшая название альбому и определившая его тревожное и мрачное настроение. 2007 год – это в том числе и вторжение США в Ирак, длившееся к тому времени уже четвёртый год. Заглавная песня явно навеяна этими событиями, о чём говорит и вплетение восточных мотивов в её мелодику, и текст:
Politicians confuse me
I watch the body count rise
Why are the children all marching
Into the desert to die?
(Политики приводят меня в замешательство
Я вижу, как растёт число жертв.
Почему дети маршируют умирать в пустыню?)
Многие рецензенты связывали название «Черный дождь» с нефтью, ради которой всё и затевалось, однако эта отсылка дальше и глубже. «Чёрный дождь» – роман японского писателя Масудзи Ибусэ (1965), по которому впоследствии снят одноимённый японский фильм (1989). Произведения посвящены атомной бомбардировке японских городов в 1945 году, а под чёрным дождём в романе понимается последующее выпадение радиоактивных осадков, вызывающее лучевую болезнь. Да – зловещая атмосфера песни Осборна выходит за пределы локального конфликта в Ираке и отсылает к более глобальным человеческим страхам. Антивоенная тематика не покидала Осборна весь его творческий путь (см., например, “War Pigs”, “Killer Of Giants”), и на этом альбоме она получает дальнейшее развитие (“Civilize The Universe”, “Countdown’s Begun”).
Трезвость, старость и мудрость, а также обеспокоенность жестокостью и несправедливостью мира, его дальнейшей незавидной судьбой определяли тексты нового альбома, а что же определяло его звучание? Его, как и всегда, определяли актуальные тенденции рока и собранный коллектив. Ритм-секция в составе Майка Бордина и Роба "Бласко" Николсона (экс-Rob Zombie), а также заслуженный и проверенный гитарист Закк Уайлд сделали полотно, довольно неожиданное для поклонников Осборна, но вполне логичное на рок-сцене тех лет.
Оззи продолжил новомодные ню-металические тенденции, начатые на “Down To Earth” (2001), однако они получили развитие. Минимум соло (это при наличии Закка-то Уайлда!), масса скрежета и шумных гитар, знакомые по рубежу веков ритмы… один слушатель охарактеризовал этот альбом как “Rob Zombie meets Marilyn Manson”, и это верно – получите среднее арифметическое звучания этих артистов, добавьте мелодичности и фирменного оззовского вокала, и вы получите именно “Black Rain”. По сравнению с двумя предыдущими альбомами Осборна этот куда быстрее и динамичнее – если на “Ozzmosis” и “Down To Earth” почти всё исполняется очень неспешно, тут музыка на радость поклонникам разогналась, и помимо вещей медленных (“Lay Your World On Me”, “Here For You”, “Allmighty Dollar”, “Not Going Away”) нашлось место пьесам и среднетемповым, и быстрым. Завершающая альбом “Trap Door” с её диссонансами и бегущим темпом вообще способна закружить слушателя и подарить ему ощущение утраты рассудка – отличная вещь, напоминающая, что Оззи всё ещё способен напугать.
Кроме прочего, этот альбом для нас, живущих в России, связан со вторым гастрольным визитом Оззи в нашу страну (весна 2007 года). Явившись сюда после долгого, 18-летнего перерыва, он не очень понимал, насколько его здесь помнят и ждут – и, судя по поведению на московском концерте, был обрадован. К сожалению, для концертной программы были отобраны только три песни с нового альбома: “Here For You”, “Not Going Away” и “I Don’t Wanna Stop” – неплохие, но далеко не лучшие, а самый смак альбома остался без концертного исполнения. Впрочем, тогда, в обжигающий майский день нам, поражённым прилётом и концертом этого инопланетянина, хватило и спетого – одно из ярчайших впечатлений на всю жизнь.
А ещё… ещё это последний из альбомов Осборна, ряд песен с которого чётко и положительно отложился в памяти. Эти песни помнишь, их порой хочется переслушать, их напеваешь мысленно. Не сказать, что три оставшихся альбома вышли плохими (Осборн не умел делать плохих альбомов), но – они вышли, что называется, «ровными» и «средними». Оззи задал высокую планку и держался её всю жизнь, но – на уровне этой планки далее шёл именно средний материал. Последние три альбомы сделаны не зря, но лично для меня история классического, легендарного Оззи Осборна завершилась именно на “Black Rain”.