Найти в Дзене

Вводные слова в задании 3 ОГЭ по русскому языку

Оглавление
Вводные слова в задании 3 ОГЭ по русскому языку
Вводные слова в задании 3 ОГЭ по русскому языку

Задание 3 ОГЭ по русскому языку часто становится настоящим испытанием для выпускников. Казалось бы, что сложного в том, чтобы определить, являются ли слова вводными или нет? Но практика показывает: именно здесь многие теряют драгоценные баллы из-за коварных исключений и двойственных случаев.

Проверим себя: тестовое задание

Прежде чем погружаться в теорию, давайте сразу проверим ваши знания. Прочитайте микротекст из пяти предложений и определите, какие утверждения верны, а какие – нет. Запомните свои ответы, в конце статьи мы обязательно сверимся!

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)  В конце ХХ столетия одним из наиболее активных языковых процессов оказался процесс заимствования иноязычных слов. (2)  Русский язык всегда был открыт для заимствований, в его лексике большой процент составляют иноязычные слова разного происхождения. (3)  Многие из них настолько прижились в языке, подчинились русской грамматике, что воспринимаются как вполне русские (свёкла, кровать, деньги). (4)  В разные эпохи приходили к нам разные «чужие» слова, заимствования были требованием жизни. (5)  Так, развитие кораблестроения, инженерного дела, различных ремёсел привело в русский язык голландские и английские морские термины, технические и канцелярские немецкие слова.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1)  В предложение 1 составное глагольное сказуемое.

2)  Предложение 2 сложное бессоюзное.

3)  Предложение 3 сложноподчинённое.

4)  Предложения 4 простое с однородными членами.

5)  Предложение 5 осложнено вводным словом.

Зафиксируйте свои ответы!

Что нужно помнить о вводных словах: основные правила

Вводные слова – это особая категория в русском языке, которая требует внимательного изучения. Давайте разберем ключевые моменты:

Главные признаки вводных слов:

1. Вводные слова выделяются знаками препинания с обеих сторон (обособляются)

2. Вводные не являются членами предложения, не связаны с другими членами предложения грамматически

3. Вводные различаются по значению – если запомнить основные группы вводных, то узнавать их будет гораздо легче

4. Существуют слова, которые никогда не выступают в роли вводных, но которые часто путают с вводными. Их обособлять не надо

5. Есть также слова, которые могут выступать как в роли вводных, так и в роли членов предложения – если они являются членами предложения, то обособлять не надо

Классификация вводных слов по значению:

1. УВЕРЕННОСТЬ: без сомнения, безусловно, бесспорно, в сущности, действительно, естественно, как правило, конечно, несомненно, очевидно, разумеется

2. НЕУВЕРЕННОСТЬ: вероятно, видимо, возможно, должно быть, думаю, кажется, наверное, очевидно, может быть, надеюсь, надо полагать, по всей вероятности, пожалуй, по-видимому

3. ЧУВСТВА: в самом деле, к нашему удовольствию, к несчастью, к сожалению, к страху, к счастью, к удивлению, на беду, на радость, не ровён час, нечего греха таить, странное дело, чего доброго, к страшной цели-то досаде

4. ИСТОЧНИК СООБЩЕНИЯ: говорят, дескать, как известно, мол, по-моему, по-твоему, помнится, по выражению кого-либо, по моему мнению, по мнению кого-либо, по словам кого-либо, по сообщению кого-либо, по сообщениям СМИ, на чей-то взгляд, по слухам, по преданию

5. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ МЫСЛЕЙ, СВЯЗЬ МЫСЛЕЙ, ИТОГ: в общем, в частности, во-первых, во-вторых и т. д., впрочем, главное, далее, значит, итак, к тому сказать, кроме того, наконец, кстати сказать, между прочим, наконец, наоборот, например, наоборот, повторяю, подчеркиваю, прежде всего, с одной стороны, с другой стороны, сверх того, следовательно, стало быть, таким образом

6. СПОСОБ ОФОРМЛЕНИЯ МЫСЛЕЙ: другими словами, если можно так выразиться, если можно так сказать, иначе говоря, иными словами, короче говоря, лучше сказать, можно выразиться, одним словом, по совести говоря, попросту говоря, прямо скажем, с позволения сказать, словом, так сказать, что называется

7. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ: будьте добры, вообразите, верцте (ли), видишь (ли), видите (ли), если хотите знать, знаешь (ли), заметьте себе, знаете (ли), извините, поверьте, пожалуйста, помни, понимаете, помните, понимашь (ли), понимашь (ли), послушайте себе, простите, согласитесь, милость, скажите на милость, согласитесь

8. СТЕПЕНЬ ОБЫЧНОСТИ: бывало, как правило, по обыкновению, по обычаю, случается, случалось

9. ОЦЕНКА МЕРЫ ТОГО, О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ: без преувеличения, самое большее, самое меньшее

Слова, которые никогда не выступают в роли вводных

Важно запомнить! Эти слова часто ошибочно принимают за вводные:

авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вроде бы, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, к тому же, как будто, как бы, как раз, лишь, между тем, наверняка, небось, непременно, никак, отчасти, по большей части, по-постановлению, по решению, почти, поэтому, приблизительно, примерно, притом, причём, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее, только, якобы

Вводное или нет? Сложные случаи

Некоторые слова могут выступать в качестве вводных или в качестве членов предложения. Как определить, в какой роли выступает слово?

1. ОДНАКО

✓ вводное. Если ОДНАКО невозможно заменить на НО, то оно является ВВОДНЫМ и обособляется. Он, однако, смог нас удивить.

✗ не вводное. Если можно заменить на НО, то ОДНАКО является союзом, а не вводным. Мы не обособляем его, но ставим перед ним запятую (как и перед НО). Мне не хотелось спать, однако я всё равно уснул.

2. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО

✓ вводное. Стоит В НАЧАЛЕ предложения ВВОДНОЕ. Действительно, все дороги замело.

✗ не вводное. Стоит в другой части предложения НЕ ВВОДНОЕ. Мастерство этого скрипача действительно впечатляло.

3. НАКОНЕЦ

✓ вводное. Если в предложении есть перечисление, НАКОНЕЦ является ВВОДНЫМ и стоит в конце перечисления. Часто используется вместе с другими вводными (во-первых, во-вторых и т.д.). Во-первых, этот парк расположен рядом с домом, во-вторых, в нём много жилотных уголков, и, наконец, там водятся белки.

✗ не вводное. В КОНЦЕ КОНЦОВ = НАКОНЕЦ. Имеет отношение ко времени. Используется в предложениях, в которых описываются события, чем-то завершающиеся. Можно заменить на ПОД КОНЕЦ, В КОНЦЕ, В ФИНАЛЕ. Мы долго поднимались по лестнице и наконец оказались на смотровой площадке.

4. В КОНЦЕ КОНЦОВ

✓ вводное. Не соотносится со временем. Служит для связи мыслей в предложении. Может являться частью перечисления. Квентин Тарантино – отличный режиссёр! Он, в конце концов, снял «Бесславных ублюдков».

✗ не вводное. В КОНЦЕ КОНЦОВ = НАКОНЕЦ. Имеет отношение ко времени. Используется в предложениях, в которых описываются события, чем-то завершающиеся. Можно заменить на ПОД КОНЕЦ, В КОНЦЕ, В ФИНАЛЕ. Друг долго спорил со мной, но в конце концов согласился.

Готовимся к ОГЭ по русскому языку: важные нюансы

Подготовка к ОГЭ по русскому языку
Подготовка к ОГЭ по русскому языку

Экзамен ОГЭ по русскому языку включает более 800 правил и исключений. Задание 3 – это лишь малая часть того объёма знаний, который необходим для успешной сдачи экзамена. Чтобы не ошибиться в ответственный момент и получить достойные баллы, важна качественная подготовка.

Приглашаю на подготовку к ОГЭ по русскому языку! Первое занятие – бесплатное и диагностическое. Определим ваши сильные стороны, выявим пробелы в знаниях и разработаем индивидуальный маршрут подготовки.

📲 Записаться на бесплатную диагностику ОГЭ по русскому языку.

Проверяем ответы

Помните тестовое задание в начале статьи? Пора свериться с правильными ответами!

Задание 3 ОГЭ по русскому языку
Задание 3 ОГЭ по русскому языку

Как справились? Если возникли сложности, не расстраивайтесь! Это один из самых коварных разделов русского языка.

Потренируемся ещё!

А теперь давайте ещё потренируемся! Предлагаю выполнить ещё один вариант задания вместе.

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)  Пожалуй, наиболее интересная особенность дельфинов  — их способ общения. (2)  Между собой эти млекопитающие общаются при помощи ультразвуковых сигналов, используемых также для ориентации в пространстве. (3)  Ультразвук хорошо отражается от любых предметов, и дельфин органами слуха с высокой точностью воспринимает эхо, указывающее ему, где находится друг, опасность или пища. (4)  Благодаря эхолокации мозг дельфинов по своему устройству напоминает мозг человека, а вес и число клеток в коре больших полушарий у некоторых видов даже больше, чем у людей. (5)  Эта особенность дельфинов стала причиной появления гипотез о почти человеческом разуме у животного.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1)  Предложение 1 осложнено вводным словом.

2)  Предложение 2 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

3)  В предложении 3 три грамматические основы.

4)  Во второй части сложного предложения 4 сказуемое составное именное.

5)  Предложение 5 осложнено однородными членами.

Пишите свои ответы в комментариях, я обязательно дам вам обратную связь и разберу все сложные моменты.

Удачи в изучении русского языка и успешной подготовки к ОГЭ!