Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Психологи против веры: когда светскость становится догмой

Оглавление

Может ли акцент на светском каноне в психологии превратиться в форму догматизма и насилия? Да, в определённом контексте — может. Когда светская рамка перестаёт быть этической опорой и превращается в инструмент исключения, она начинает функционировать как замкнутая система с элементами подавления и контроля — очень похожая на ту, от которой якобы защищает.

Что такое религиозный догматизм?

Важно понимать: догматизм — это не про веру как таковую, а про структуру мышления. Он строится на трёх принципах:

  • Существует нормативная истина, которую нельзя ставить под сомнение.
  • Есть иерархия смысла — «просвещённые» и «заблуждающиеся».
  • Любое иное видение воспринимается как опасное или вредное.

Теперь послушайте, как иногда говорит сама светская психология:

  • «Вера — это иррационально».
  • «Духовный опыт не подлежит терапевтическому анализу».
  • «Религиозные мотивы — это перенос, защита, симптом».

Разница между этим и богословским «только у нас истина» — только в языке, но не в логике. Это тот же замкнутый контур, просто с другим словарём.

Как это становится формой насилия?

Речь не о прямом насилии, а о символическом — насилии молчанием, исключением, стыдом.

Вот как это выглядит в практике:

  • Клиент делится молитвенным опытом, а психолог отвечает: «Это вне терапии».
  • Человек говорит о переживании Бога, а в ответ — только смена темы.
  • В профессиональной среде упоминание веры автоматически переводит автора в «непрофессионалы», «сектанты» или «проповедники».

Так клиент теряет право на часть себя. Его мировоззрение — стигматизируется. А терапия, вместо пространства принятия, превращается в цензурное поле.

Это и есть светский догматизм?

Да, если светскость заявляется не как открытость и нейтральность, а как обязательная атеистическая оптика.

Парадокс: психологу не рекомендуют упоминать «Бога» — но коллега свободно говорит о «вселенной», «энергиях рода» или «шаманском архетипе».

Такая неравномерность запретов указывает на идеологический перекос. Светский канон становится не этическим, а политическим — и потому закрытым.

Что говорит статистика?

  • В США 82 % психологов считают, что религия скорее полезна, чем вредна.
  • Исследования показывают, что 80 % людей с депрессией хотят включить религиозную составляющую в терапию.
  • В опросе психологов отмечают: 69 % клиентов готовы работать с терапевтом другой веры, но приверженные религии чаще предпочитают специалиста того же вероисповедания.

Альтернатива: «Этика, а не догма»

На самом деле светская позиция может быть уважительной, рефлексивной и этичной. Для этого нужны три простых вещи:

  • Прозрачность границ: «Я не теолог, но могу быть рядом с вами в этом поиске».
  • Открытость к миру клиента: даже если он молится, верит или постится.
  • Рефлексия собственных предвзятостей: в том числе атеистических.

Когда светскость — это свобода быть собой, она работает.

Когда светскость — это запрет быть другим, она становится новой религией.

Итог

Да, акцент на светском каноне может превращаться в форму догматизма и символического насилия, особенно когда он запрещает включать религиозный опыт в психологический диалог.

Психология не обязана быть религиозной. Но она обязана быть честной — и слышащей. Настоящая светская практика — это пространство диалога, а не запретов.

Автор: Илья Переседов
Специалист (психолог)

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru