Найти в Дзене
Мир комиксов и кино

Гарри Поттер: самые худшие, на мой взгляд, визуальные решения в фильмах

Оглавление

Вселенная "Гарри Поттера" для многих из нас - это не просто серия книг и фильмов. Это целое детство, место, куда мы сбегали от реальности, мир, который мы до мельчайших деталей представляли в своей голове. И когда на экраны вышли фильмы, мы получили невероятный подарок - возможность воочию увидеть Хогвартс, Косой переулок, Запретный лес и другие важные локации из книг.

Я люблю фильмы всей душой, и именно поэтому, пересматривая их снова и снова, не могу отделаться от мысли, что некоторые визуальные решения не просто спорные - они сильно выбиваются из мира, созданного Джоан Роулинг.

Предлагаю вместе разобрать самые неудачные, на мой взгляд, визуальные решения, которые помешали волшебному миру "Гарри Поттера" стать ещё лучше.

Приятного чтения!

Магловская одежда в Хогвартсе

Начнём с решения, которое многие считают ключевым и которое, как ни парадоксально, привнёс один из самых сильных фильмов франшизы.

"Узник Азкабана" - это прекрасная экранизация, но нельзя отрицать, что Альфонсо Куарон, стремясь сделать мир более взрослым и приземлённым, открыл ящик Пандоры, впустив в Хогвартс магловскую одежду (чего в "Философском камне" и "Тайной комнате" практически не было).

Именно начиная с "Узника" персонажи всё реже стали облачаться в мантии, а всё чаще - в джинсы и толстовки. С одной стороны, это логично. Многие ученики - полукровки, выросшие среди маглов, да и юные волшебники не ходили по дому в мантиях. С другой, такая логика... разрушает логику волшебного мира, ведь когда по Хогвартсу, ни с того ни с сего, вдруг начали бродить толпы студентов в самой обычной одежде, что сильно било по атмосфере.

На мой взгляд, это фундаментальный удар по логике мира, который становится особенно заметен в последующих фильмах.

Вспомните сцену из "Кубка Огня": школьники наблюдают за прибытием кареты Шармбатона, и хоть бы один удосужился надеть мантию. Атмосфера торжественного момента улетучивается.

-2

Или вспомните "Орден Феникса". Пятикурсники Гарри, Рон, Гермиона и Невилл вполне себе спокойно сели в карету до Хогвартса в магловской одежде, хотя раньше они переодевались прямо в поезде. Или "Принц-полукровка", где Гарри и Полумна заявляются в Хогвартс в той же простой одежде (и всё это происходит на глазах у Снейпа, который вообще никак не отреагировал).

А вот что было в книге:

— Думаю, следует оштрафовать Гриффиндор на пятьдесят очков за ваше опоздание, — сказал Снейп. — Плюс еще, скажем, двадцать очков за ваш магловский наряд. Я, пожалуй, не припомню другого такого случая, чтобы один из факультетов оказался с отрицательным количеством очков в первый же день учебного года, даже еще не успели приступить к десерту. По-моему, вы установили рекорд, Поттер.

В общем, решение "переодеть" учеников было реализовано слишком топорно, пусть оно, возможно, имело под собой вполне логичное обоснование.

Внешний вид Волдеморта

-3

Появление Волдеморта в финале "Кубка Огня" - один из самых сильных моментов всей франшизы. Это был триумф не только для Тёмного Лорда, но и для художников и гримёров. Наконец-то мы увидели его во плоти, и он был именно таким, каким его рисовало воображение: жуткое, анорексичное тело, змеиное лицо без носа, впалые щёки, тонкие, паучьи пальцы. Его фигура, окутанная чёрным плащом, казалась почти бесплотной, нечеловеческой. Это был идеальный образ существа, которое пожертвовало своей душой и телом ради бессмертия.

А потом случился "Орден Феникса", и всё изменилось.

Начиная с пятого фильма, образ Тёмного Лорда начал необъяснимо "округляться". Куда-то пропала пугающая худоба. У Волдеморта вдруг появились вполне оформившиеся щёчки, его руки стали более мускулистыми, а под определённым углом можно было заметить даже намёк на второй подбородок. Из эфирного, змееподобного чудовища он превратился в крепкого мужчину, на которого наложили сложный грим.

-4

Физическая форма Волдеморта - это прямое отражение его расколотой, изуродованной души. Он должен выглядеть нездоровым, истощённым, чуждым всему человеческому. Делая его физически более "здоровым" и упитанным, создатели фильмов невольно снизили уровень угрозы. Он стал выглядеть не как могущественный тёмный волшебник, а просто как очень злой лысый мужчина без носа.

Пугающий, потусторонний змей из "Кубка Огня" внезапно превратился в пухловатого волшебника преклонных лет со странностями, на которого, кажется, с недоумением косятся даже его собственные Пожиратели.

Так что вместо того чтобы с каждым фильмом становиться всё более чудовищным, Волдеморт парадоксальным образом "очеловечился" в своих худших, самых нелепых проявлениях, потеряв значительную долю своего леденящего кровь величия.

Цветокор "Принца-полукровки"

-5

"Гарри Поттер и Принц-полукровка" - пожалуй, самый спорный фильм франшизы. И хотя его часто ругают за вырезанные сцены и неуместный юмор, ничто не сравнится с той болью, которую приносит одно лишь его созерцание. Его цветокоррекция чуть было не сделала фильм полностью несмотрибельным.

Похоже, режиссёр Дэвид Йейтс воспринял фразу "Наступили тёмные времена" слишком буквально. Вместо того чтобы погрузить зрителей в гнетущую атмосферу страха через детали, музыку и напряжение, он выбрал самый простой путь: наложил на отснятый материал самый тёмный и блёклый фильтр из всех, что смог найти.

Что в итоге? Картинка получилась невзрачной, практически лишённой ярких цветов и в большинстве моментов удручающе тёмной.

Но да ладно. Тёмная атмосфера тёмному фильму, правильно же? По какой-то странной и совершенно непонятной причине, сценаристы решили сделать из весьма мрачной книги... подростковую комедию. Волдеморт вернулся и набирает силу, люди пропадают по всей стране, Хогвартс охраняет армия мракоборцев, а у наших главных на первом плане неловкие подкаты и любовные треугольники.

-6

В чём тогда смысл этой мрачной, депрессивной картинки, если персонажи и пяти минут не могут обойтись без шуточек? Этот диссонанс между формой и содержанием попросту разрушает целостность фильма.

Вместо того чтобы дополнять друг друга, гнетущая атмосфера высасывает из комедийных сцен всю лёгкость, а романтические неурядицы, в свою очередь, мешают всерьёз воспринимать ту самую "тьму", на которую так настойчиво указывает визуал. В итоге фильм так и не может определиться, чем он хочет быть: мрачным триллером или школьной комедией, и он стал... ничем. Вернее, фильмом, у которого негативных отзывов и обзоров больше, чем у других семи экранизаций вместе взятых.

Добби

-7

Возвращение Добби в Дарах Смерти" было трогательным, но вот его визуальное воплощение вызывает вопросы. Давайте вспомним эльфа из "Тайной комнаты" 2002 года: несмотря на технологии того времени, он был невероятно живым. Его огромные, влажные, печальные глаза выражали целый спектр эмоций, а его неуклюжие движения и мимика выглядели очень мило.

Прошло восемь лет. Компьютерная графика шагнула далеко вперёд, но образ Добби, напротив, сделал два шага назад.

Его глаза стали более "стеклянными", пропал тот самый живой блеск. Кожа стала выглядеть более гладкой и резиновой, из-за чего он порой напоминал куклу, а не живое существо. Вся та трогательная экспрессия, которая делала его образ в "Тайной комнате" таким запоминающимся, куда-то улетучилась.

Новая, более совершенная модель почему-то оказалась менее душевной и живой, чем её ранняя версия.

Дементоры

-8

Есть монстры, которые пугают своим видом - клыками, когтями, мускулами. А есть ужас иного порядка - концептуальный, экзистенциальный. Дементоры в книгах относились именно ко второму типу. Это не просто существа, это физическое воплощение депрессии, ходячая пустота, высасывающая радость. Их сила была не в том, что они могли сделать с телом, а в том, что они творили с душой.

Впервые они появились в "Узнике Азкабана", и там дементоры выглядели безупречно в своей чудовищности. Бесформенные, скользящие тени, закутанные в рваные саваны. Мы не видели их лиц, не знали их точной формы. Весь ужас строился на недосказанности, на леденящем дыхании, на инее, что покрывал окна при их приближении. Они были страшны именно своей таинственностью, тем, что прятались под капюшонами, оставляя нашей фантазии дорисовывать самое жуткое. Это был триумф дизайна, идеальное попадание в концепцию.

-9

Но дальше этот образ зачем-то переделали.

Начиная с "Ордена Феникса" дементоры стали выглядеть как простые летающие мумии. Они пусть и выглядели неприятно, но не имели и сотой доли того метафизического страха, что их предшественники.

По интернету гуляют теории, что дементоры из "Узника" были слишком страшными, поэтому их решили сделать более "обычными". Как по мне, это всё равно очень странно. Дементоры и должны быть страшными, это их смысл, а стремление сделать их более простыми, как по мне, большая ошибка.