Часть 3
Из всех ударных самолетов, задействованных в воздушной компании операции «Inherent Resolve», американский журналист выделил два: «F-16s Fly The Most, B-1s Drop The Most». Броская фраза полностью отражает статистику.
С начала августа по 31 декабря 2014 г. самолеты F-16 выполнили 998 боевых вылета, F-15E – 786, В-1В – 172, А-10А – 120, F-22 – 62. Стратегические В-1В, к слову, перелетали штурмовики А-10, выполняя аналогичные в принципе задачи – ой не спроста командование ВВС США уже два десятка лет безуспешно пытается избавиться от А-10, да вот с Чаком Норрисом не поспоришь: в США создана общегражданская ассоциация в защиту А-10, с Чаком во главе.
На В-1В пришлось 37% тоннажа боеприпасов, обрушенных на исламистов. далее расположились F-15E (27%), F-16 (17%), А-10 (16%) и F-22 (3%).
F-16 в очередной раз подтвердил свою репутацию рабочей лошадки, хотя количественное превосходство машин данного типа над самолетами ВВС США других типов было не столь заметным, как в операциях 1991 и 2003 гг.
Части ВВС США ротировались в «экспедиционной» парадигме, отработанной в ходе операции «Iraqi Freedom». Экспедиционные эскадрильи весь период командировки на войну находились в подчинении командования 380-го экспедиционного авиакрыла. время ротации.
Обычно на ТВД находилось две экспедиционные эскадрильи F-16 – одна строевая и одна авиации Национальной гвардии, всего 20 – 30 самолетов. Эскадрильи менялись каждые три – шесть месяца. Экспедиционные эскадрильи авиации Национальной гвардии, как и в период операции «Iraqi Freedom», представляли собой «сборную солянку», «Rainbow Team», составленную из звеньев эскадрилий трех штатов. В 2018 или 2019 гг. «гвардия», похоже, отказалась от радужного принципа, перейдя на строевую систему командировок – экспедиционные эскадрильи комплектовались самолетами и личным составом одной эскадрильи.
Авиационную группировку внепланово усиливали в случае обострения международной обстановки, как в случаях нанесения Ираном ракетных ударов по Израилю.
В командировки отправляли только одноместные F-16C, ни одной спарки ВВС или авиации Национальной гвардии США на ТВД в период с 2014 по середину 2025 гг. не перебрасывалось.
Операция «Inherent Resolve» началась для командования ВВС США неожиданно, и операция сия не была желанной, поскольку отвлекла силы от Афганистана. Получилось зеркальное отражение ситуации 2001 г., когда боевые вылеты в Афганистан пришлось выполнять F-16, задействованным в контроле бесполетных зон над Ираком.
На протяжении всей компании основным местом дислокации американских F-16 оставалась авиабаза Азрак (Муваффак-Салти) в Иордании.
Через авиабазы Азрак и Ахмад аль-Джабер (Кувейт) в 2014 – 2020 гг. прошли 4-я экспедиционная эскадрилья ВВС США (F-16C блок 40, «HL»), 77-я (блок 50, «SW»), 55-я (блок 50, «SW»), 13-я (блок 50, «WW»), 14-я (блок 50, «WW»), 480-я (блок 50, «SP»), снова 55-я и 77-я; 134-я эскадрилья АНГ штата Вермонт (блок 30, «Vermont»), 119-я АНГ штата Нью-Джерси (блок 30, «АС»), 176-я АНГ штата Висконсин (блок 30, «WI»), 179-я эскадрилья АНГ штата Миннесота (блок 50, «MN»), 157-я АНГ штата Южная Каролина (блок 52, «South Carolina»).
Турция осенью 2014 г. – никогда такого не было и вот опять - запретила использование авиабазы Инджирлик для нанесения авиационных ударов по Ираку и Сирии. Вашингтон уламывал Анкару больше года. Уламал, да не совсем: турки ограничили количество ударных самолетов, работающих с авиабазы Инджирлик. В первых числах сентября 2015 г. на авиабазу Инджирлик перебросили шесть F-16C блок 40 из 555-й эскадрильи («AV»), где они оставались до апреля 2016 г., когда на смену прибыли А-10 и F-15E. С авиабазы Инджирлик самолеты F-16 ВВС США действовали над Ираком и Сирией только в период с сентября 2015 по апрель 2016 гг.
Формальный разгром государства исламистов привел к изменению географии базирования американских F-16. 555-я экспедиционная эскадрилья в октябре 2019 – феврале 2020 гг. дислоцировалась на авиабазе Аль-Удейд в Катаре. В марте 2020 г. 555-ю эскадрилью перебросили на авиабазу Принц Султан в Саудовской Аравии. Осенью 2023 г. на базе Принц Султан находились 119-я эскадрилья АНГ штата Нью-Джерси и 120-я эскадрилья АНГ штата Колорадо (блок 30, «СО»).
480-ю эскадрилью в ноябре 2020 г. перебросили на авиабазу Аль-Джафра в ОАЭ, здесь же в 2023 г. дислоцировалась 77-я экспедиционная эскадрилья. Наконец в январе 2024 г. после длительного отсутствия американские F-16 появились на авиабазе Балад в Ираке.
Участие в операции «Inherent Resolve» принимали участие F-16 европейских союзников США по НАТО: Бельгии, Дании, Нидерландов и Польши, а также ВВС ряда арабских стран: Бахрейна, Марокко, Иордании и ОАЭ.
Бельгийский, датский и голландский контингенты менялись на ТВД по ротации. Ротация порой осуществлялась через пень-колоду по причине неоднозначного отношения правительств этих стран к финансированию загранкомандировок. F-16 ВВС Бельгии, Дании и Нидерландов принимали участие в боевых действиях наравне с самолетов F-16 ВВС и АНГ США, без ограничений на выполнение боевых заданий. Польские F-16 отбыли один срок, а их использование было ограничено разведывательными полетами.
Бельгийский контингент побывал на ТВД, с перерывами, трижды. С октября 2014 по июнь 2015 гг. и с июня 2016 по декабрь 2017 г. на авиабазе Азрак находилось шесть бельгийских F-16A блок 20 MLU. В ротацию октября 2020 – декабря 2021 гг. количество F-16 урезали до четырех. Летчики F-16 ВВС Бельгии выполнили в общей сложности 1291 боевой вылет с налетом 11 800 ч, сбросив более тысячи корректируемых и управляемых бомб.
Датские F-16 выполнили две командировки на войну. С октября 2014 по октябрь 2015 гг. семь F-16A блок 20 MLU действовали с авиабазы Ахмад аль-Джабер в Кувейте. Вторая ротация, тоже семь самолетов, пришлась на июнь – декабрь 2018 г., в этот раз F-16 дислоцировались в Турции на авиабазе Инджирлик.
Шесть голландских F-16A блок 20 MLU находились на авиабазы Азрак в периоды с октября 2014 по июнь 2016 гг. и с января 2017 по январь 2019 гг.
В боевое расписание сил коалиции вносилось только по четыре бельгийских, датских и голландских F-16, остальные самолеты являлись резервными.
Польша направила на ТВД пять F-16С блок 52 из 10-й эскадрильи – четыре боевых и один резервный. Самолеты оставались на авиабазе Ахмат аль-Джабер в Кувейте с июня 2016 по январь 2018 гг., ротировался только личный состав. Правительство Польши ограничило участие своих самолетов в операции «Inherent Resolve» выполнением разведывательных заданий. F-16 летали с подвешенными под фюзеляжами контейнерами DB110, а вооружение включало, помимо ботовой пушки, только УР AIM-120 и AIM-9.
F-16 союзников США по НАТО все боевые вылеты выполняли с двумя подкрыльевыми ПТБ и контейнерами «Снайпер» или «Лайтенинг».
Власти арабских стран, подключивших свои ВВС к авиации международной коалиции, по-разному относились к участию в налетах на ИГИЛ (запрещено в России). Саудовская Аравия и ОАЭ действия своей авиации рекламировали чуть ли в глобальном масштабе. ВВС Иордании просто работали, без особой рекламы, а деятельность ВВС Бахрейна и Марокко по сей день остается чуть ли не табу.
Саудовская Аравия на первый план выставила принца Халида бин-Салмана, летчика истребителя F-15.
Лицом же воздушной компании арабских стран стала женщина, майор ВВС Иордании Мариам аль-Мансури. Майор аль-Мансури 23 сентября 2014 г. возглавила группу иорданских F-16 в самом боевом первом боевом вылете.
Фотографии улыбчивой восточной красавицы то в ЗШ, то в черном платке, но всегда в летном комбинезоне, взорвали интернет – идиотское выражение в данном случае как нельзя кстати.
Женщин-летчиков в ВВС США имелось едва ли не больше, чем летчиков-мужчин негроамериканского происхождения, но арабская женщина в кабине арабского истребителя воспринималась примерно, как еврей-оленевод. Майор Мариам в мире аналогов не имела: летчик F-16, спортсменка, мусульманка и просто красавица. Американцы, захлебываясь слюной, выдали: Boobs on the ground – no, boobs in the sky - now!
Боевой вылет 23 сентября выполнялся с дозаправкой в воздухе от КС-135 ВВС США. Оператор танкера, услышав мелодичный женский голос, запросившей чуток керосина, потерял дар речи: еврей-оленевод, не иначе. Вау!
В ОАЭ отношение к участию майора аль-Мансури и вообще в подключении ВВС Эмиратов к американской операции было не столь однозначным. Первый боевой вылет в операции «Inherent Resolve» обернулся частной трагедией майора Мариам. Родственники 27 сентября 2014 г. распространили заявление следующего содержания:
- Мы, семья Мансури, настоящим публично заявляем, что отрекаемся от так называемой Мариам аль-Мансури, а также от всех, кто принимает участие в жестокой международной агрессии против братского сирийского народа, начиная с нашей неблагодарной дочери Мариам аль-Мансури. Мы просим соотечественников не винить нас в последствиях действий так называемой Мариям аль-Мансури.
Мариам аль-Мансури дослужилось до подполковника минимум, иной информации о первой арабской женщине-летчике F-16 найти не удалось.
Мариам аль-Мансури, возможно, связана родственными узами с первым астронавтом ОАЭ. Астронавта правильнее именовать космонавтом. Космический корабль «Союз МС-15» с экипажем в составе командира О.И. Скрипочки, бортинженеров Джессики Меир (США) и Хаззы аль-Мансури стартовал к МКС с космодрома Байконур 25 сентября 2019 г. На Землю первый космонавт ОАЭ вернулся 3 октября 2019 г. на борту корабля «Союз МС-12» в компании А.И. Овчинина и американца Тейлора Хейга.
Первого эмиратского космонавта отобрали из более, чем 4000 кандидатов. В пользу аль-Мансури сыграло наличие едва ли не всех возможных допусков на эксплуатацию самолета F-16 блок 60, включая показательно-демонстрационные полеты и летные испытания. Хазза аль-Мансури демонстрировал одиночный пилотаж на F-16 на авиасалоне Дубай-2017, но в операции «Inherent Resolve» участия не принимал.
На авиабазу Азрак осенью 2014 г. перелетело несколько одноместных F-16Е и две – три спарки F-16F ВВС ОАЭ. К ним присоединились четыре F-16А блок 52 ВВС Марокко. В Азраке на постоянной основе дислоцировались вооруженные F-16 1-я и 2-я эскадрильи ВВС Иордании.
Первые удары по объектам на территории Сирии арабские F-16 нанесли в сентябре 2014 г. Боевая работа шла своим чередом до 24 декабря. В этот день в окрестностях Ракки (Сирия) был потерян F-16А блок 20 MLU б/н 681 (с/н 81-0783; построен как блок 15, до 2003 г. состоял на вооружении ВВС США) из 1-й эскадрильи ВВС Иордании.
Самолет, по версии командования ВВС Иордании, разбился из-за отказа техники. Боевики утверждают, будто сбили F-16 ракетой ПЗРК «Игла». Капитан Муаф Юсеф аль-Касасбех катапультировался. Летчик приземлился в озеро. Касасбеха взяли в плен раньше, чем он добрался до берега.
Достоверная информация о судьбе летчика отсутствовала до 30 декабря, когда исламисты распространили «интервью» с летчиком. Касасбех в «интервью» говорил о попадании в самолет ракеты с ИК ГСН, что наиболее вероятно, однако к словам, произнесенным под дулом автомата, вряд ли стоит относится как к 100% доказательству.
Капитана Касасбезха пытались вытащить из плена.
Иорданский спецназ 1 января высадился с четырех вертолетов возле здания, где записывали «интервью». Здание оказалось пустым, вертолеты попали под обстрел.
На протяжении первой половины января велись переговоры о возможном обмене летчика на исламскую террористу, приговоренную в Иордании к смертной казни. Переговоры не могли увенчаться успехом по определению, поскольку Касасбех принял мучительную смерть в первых числах января. Летчика сожгли заживо в железной клетке. Исламисты опубликовали ролик казни 3 февраля 2015 г. Иордания встала на уши.
Король Иордании Абдулла II прервал визит в США. Реакция Абдуллы II, профессионального военного, «сражающегося короля», была предельно жесткой:
- Его [летчика] кровь пролита не напрасно. Месть будет страшной.
Король отдал приказ в течение нескольких часов казнить всех причастных к ИГИЛ (запрещено в России) заключенных, находящихся в иорданских тюрьмах и нанести авиационные удары возмездия. 4 февраля с авиабазы Азрак взлетело два десятка F-16 ВВС Иордании. Самолеты обрушили бомбы на объекты в районе Ракки – это, вероятно, был самый массированный авиационный налет за всю операцию «Inherent Resolve». На обратном пути самолеты прошли на малой высоте над деревней, где родился Касасбех. F-16 ВВС Иордании наносили удары в течение последующих двух дней. За трое суток самолеты поразили 56 объектов исламистов.
Потеря самолета и летчика породили массу последствий различного масштаба.
Марокко и ОАЭ в конце декабря 2014 г. отозвали свои самолеты с авиабазы Азрак под предлогом неспособности поисково-спасательной службы ВВС США обеспечить эвакуацию летчиков, катапультировавшихся над контролируемой противником территорией. Командование сил коалиции отреагировало передислокацией поисково-спасательных вертолетов и частей СпН ближе к району боевых действий.
Шесть F-16 ВВС ОАЭ (три F-16Е и три спарки F-16F) вернулись в Азрак в 8 февраля. Самолеты принимали участие в ударах возмездия. Любопытный факт: на двух самолетах (F-16E и F-16F) государственные флаги на килях и опознавательные знаки на фюзеляжах были закрашены. Эти машины совместно с F-16 ВВС Египта, вероятно, в августе 2014 г. задействовали в секретных налетах на базу исламистов в Ливии. Вернулись в Азрак и F-16 ВВС Марокко. В Иорданию прибыло также несколько F-16 ВВС Бахрейна.
В феврале 2015 г. самолеты F-16 ВВС Марокко и ОАЭ возобновили боевую работу.
Своеобразно на пленение иорданского летчика отреагировало командование ВВС Нидерландов, заменив штатные пистолеты Beretta M9 пистолетами-пулеметами Brugger & Thommet MP9 калибра 9 мм:
- Летчики F-16, вооруженные крупнокалиберными пистолетами-пулеметами вместо пистолетов, способны дольше продержаться, если их самолеты упадут на территории, контролируемой исламистами. Поводом для замены личного оружия послужило жестокое убийство иорданского летчика F-16 Муафа аль-Касасбеха после того, как его самолет был сбит.
В заявление ВВС Нидерландов присутствуют слова «самолет был сбит», признание – сугубо добровольное.
Судьбу Касасбеха 10 февраля 2015 г. едва не разделил летчик F-16 ВВС США (предположительно F-16C блок 50 из 55-й эскадрильи, действовавшей с авиабазы Инджирлик). Пресс-релиз ВВС США:
- Летчик F-16 был близок к вынужденному катапультированию из своего самолета над территорией ИГИЛ [запрещено в России] из-за аварийной ситуации с топливом. Инцидент мог привести к пленению и гибели летчика.
Рутинная дозаправка в ходе боевого патрулирования. F-16 состыковался с КС-135R из 384-й эскадрильи самолетов-заправщиков, но вместо 2500 (1134 кг) фунтов керосина принял лишь 500 (227 кг). Остальной керосин в самолет не лез. Повторный контакт ничем не отличался от первого – 500 фунтов, не фунтом больше. На F-16 произошел отказ топливной системы, но 500 фунтов керосина в баках держалось и к двигателю поступало. 500 фунтов хватает примерно 15 минут полета. Командир экипажа заправщика, им был командир 384-й эскадрильи подполковник Эрик Хэллберг, принял небанальное решение сопровождать F-16 до ближайшей дружественной авиабазы, дозаправляя подопечного каждые 15 минут.
В марте 2015 г. ВВС арабских государств, с согласия командования коалиции, переключились на поддержку военной операции Саудовской Аравии в Йемене, практически прекратив свое участие в операции «Inherent Resolve».
F-16 ВВС Иордании отметились над Сирией в 2017 г.:
- В память о наших мучениках, павших в войне с терроризмом, в пятницу вечером 3 февраля 2017 г. самолёты Королевских ВВС Иордании бомбили различные объекты террористической группировки на юге Сирии, включая военный объект, занятый преступной группировкой и ранее принадлежавший сирийской армии.
F-16 ВВС Иордании наносили удары не только высокоточным оружием, но и обычными бомбами Mk82. Арабы очень быстро исчерпали собственные запасы авиационных средство поражения. США, конечно, помогли, но передача боеприпасов союзникам по операции «Inherent Resolve» вызывала раздражение на Капитолийском холме – самим, дескать, мало. Действительно, «умные» бомбы разлетались по Ираку, Сирии, Афганистану… Журналисты даже в шутку, где штуки доля малая, предложили вместо бомб сбрасывать авансовые платежи наликом с указанием адреса, где можно получить остальное в обмен на прекращение сопротивления демократии. Дешевле обойдется.
Иордания и ОАЭ были единственными странами, отправившие в бой спарки: F-16 блок 20 MLU и F-16F блок 60 соответственно.
Участие в операции «Inherent Resolve» F-16 ВВС дружественных США государств однозначно является скорее политическим, нежели военным актом. В то же время не стоит и преуменьшать военное значение такого участия. В феврале – марте 2016 г. количество задействованных в операции «союзных» F-16 превышало количество развернутых на ТВД F-16 ВВС и авиации Национально гвардии США, а смешное вроде бы число голландских или там бельгийских F-16 в процентном отношении выглядело не совсем уж шуточно. О значении разведчиков, любых, уже говорилось. Польские F-16 с разведывательными контейнерами были очень даже в тему.
Декабрь 2014 г. оказался трагичным для всего сообщества F-16. В декабре коалиция потеряла два самолета и двух летчиков. За три недели до пленения Касасбеха, 1 декабря, при выполнении посадки на авиабазе Азрак около 23 часов местного времени разбился F-16C блок 50 с/н 91-0375 из 77-й эскадрильи ВВС США. Летчик капитан Уильям Дабойс погиб.
Дабойс был ведущим пары. Предстоял обычный ночной боевой вылет, для Дабойса 18-й за командировку. Оба F-16 несли боевую нагрузку из четырех бомб, четырех УР воздух-воздух, двух ПТБ и контейнера «Снайпер». Ведомый после взлета заметил, что у самолета ведущего не закрылись створки ниши шасси. Дабойс принял решение выработать топливо, затем садиться. Первым благополучно приземлился ведомый. Капитан зашел на посадку «с малого круга», снижался с повышенной скоростью ниже глиссады. Летчик попытался уйти на второй круг, переведя самолет с перегрузкой 4g в набор высоты. Поздно. Не исключено, что ошибке поспособствовали очки ночного видения; ночные полеты выполнялись в ОНВ. Летчики 77-й эскадрильи практиковали, вопреки инструкции и прямым запретам командования, выполнение «скоростных» посадок; прокатывало, до 1 декабря 2014 г.
Третий F-16, утраченный в ходе операции «Inherent Resolve», пострадал на земле. Произошло сие 17 ноября 2023 г., согласно информации ВВС США, где-то в Юго-Восточной Азии, «undisclosed location in Southwest Asia». F-16С блок 40 с/н 89-2023 числился за 555-й эскадрильей. В 2023 г. 555-я экспедиционная эскадрилья находилась по ротации в Иордании на авиабазе Азрак.
F-16 с/н 89-2023 с подвешенными двумя ПТБ, двумя транспортными контейнерами, двумя инертными УР AIM-120 и контейнером «Снайпер» мирно отдыхал на стоянке в паре десятков метров от F-15E с/н 91-0335 из 494-й эскадрильи.
F-15E готовили к боевому вылету. Рядом с самолетом маневрировал самоходный погрузчик MJ-1. Погрузчик врезался в контейнер «Снайпер», подвешенный на F-15E, драйвер основательно приложился головой и спиной о бомбодержатель. Затем погрузчик покатился в обратную сторону. Водителя сбило топливным баком, висевшим под плоскостью крыла F-15E. Остановил MJ-1 бак, подвешенный на F-16. Из бака потекло топливо. Искра, возникшая в недрах погрузчика, воспламенила керосин. Носовая часть F-16 в результате пожара сильно обгорела. Официально самолет вроде бы не списан, но ущерб, понесенный правительством США, оценили в 30 241 982 доллара, что эквивалентно стоимости F-16A блок 40. F-15 серьезных повреждений не получил. Незадачливый водила с ушибами и ожогами отправился в госпиталь. В Акте расследования записали:
- Причиной инцидента послужила потеря водителем погрузчика MJ-1 ситуационной осведомленности, отсутствие у него твердый знаний в различиях моделей погрузчика, старой MJ-1B/С и новейшей MJ-1C, а также неверная оценка расстояния между двумя самолетами. … Водитель ошибочно нажал на педаль газа вместо педали тормоза, что привело к столкновению погрузчика с контейнером «Снайпер». При столкновении погрузчик получил повреждения, а водитель запаниковал.
Совпадение, борт 2023 безнадежно пострадал в 2023 г.
Потери в F-16 за время операции «Inherent Resolve» могли быть и большими.
Впервые в истории один, по крайне мере, самолет и жизнь одного летчика спасла система автоматического предупреждения столкновения с земли Auto GCAS (Automatic Ground Collision Avoidance System). Летчик F-16 10 ноября 2015 г. увлекся в ходе атаки наземной цели. От столкновения его уберегла Auto GCAS; такие системы в то время стояли только на F-16 блок 40 и блок 50 ВВС США.
А еще ВВС США подкузьмила природа.
В мае 2018 г. на авиабазу Ахмад аль-Джабер обрушилась песчаная буря. На авиабазе в это время в четырехмесячной командировке пребывало 12 F-16C блок 50 179-й эскадрильи АНГ штата Миннесота. Самолеты находились в легких каркасных укрытиях – своего рода зонтиках, защищавших от солнца и ветра, небольшого.
Скорость штормового ветра достигала 150 км/ч. «Зонтики» основательно помяло, вместе с самолетами. Повреждения разной степени тяжести получило семь машин, включая с/н 91-0036 и с/н 91-0339. Два самолета получили «косметические» повреждения. Пяти же требовался заводской ремонт, но две машины техники, вопреки инструкциям и наставлениям, сумели восстановить до летного состояния на месте. Облет отремонтированных бортов выполнил командир 179-й эскадрильи подполковник Мэтт Расселл. Рассел, по счастливому стечению обстоятельств, окончил Школу летчиков-испытателей ВВС США, имел допуск к летным испытаниям самолета F-16.
Взамен поврежденных эскадрилья получила шесть F-16, прибывших с авиабаз Шо (место постоянной дислокации 179-й эскадрильи) и Шпангдалем (из 52-го авиакрыла).
Три самолета пришлось отправить в Штаты на авиабазу Райт-Патерсон в разобранном виде. Эти F-16 вернулись в строй в октябре 2019 – январе 2021 гг.
Происшествие в аль-Джабере заставляет под иным углом посмотреть на типа символическую помощь союзников США по коалиции. Значение имел каждый F-16, иначе не стали бы американцы чинить технику на коленке, в стиле ВВС СССР/России, дабы сэкономить не деньги, а время. Переброска F-16 с авиабазы Шо закономерна, поскольку для этого в том числе и придумали посылать командировку не эскадрилью, а ее половинку. Изъятие авиатехники из 52-го авиакрыла прошло более болезненно, поскольку единственное «европейское» американское авиакрыло ВВС США на F-16 находилось под прессом, как локальных конфликтов, так и «холодного» противостояния с Россией.
Особой окраски самолеты F-16, принимавшие участие в операции «Inherent Resolve», не получали. Отметки о сброшенной боевой нагрузке наносились не всегда и не во всех частях. Известны снимки F-16С блок 50 с/н 91-0387 из 55-й эскадрильи с отметками о 89 сброшенных бомбах, фотография датируется весной 2016 г.
Часть 1: https://dzen.ru/a/aJRp-_9ESHrvPeVy
Часть 2: https://dzen.ru/a/aJSZW3EVODUXn7ze