Найти в Дзене

Генеральный конструктор ОДК: «У отечественного двигателестроения отличные перспективы»

Оглавление

Российское авиационное двигателестроение успешно справляется со сложными задачами – развивает технологии, внедряет новые материалы, расширяет производственные мощности и создает новейшие силовые установки. Успехи конструкторов Объединенной двигателестроительной корпорации вдохновляют молодых людей выбирать инженерные профессии.

О выборе профессии и перспективах двигателестроительной отрасли будущим инженерам рассказал генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин.

Генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин встретился с будущими инженерами © ОДК
Генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин встретился с будущими инженерами © ОДК

В производственно-учебном центре рыбинского предприятия ОДК-Сатурн состоялась встреча генерального конструктора ОДК Юрия Шмотина со студентами образовательно-профессионального трека «Крылья Ростеха».

Студенты ведущих технических вузов из Москвы, Омска, Перми и Рыбинска проходили межрегиональную практику на двигателестроительном предприятии. Они получали дополнительные рабочие профессии и решали актуальные конструкторские и производственные задачи. Для 80 студентов эта практика останется в памяти надолго, так как они помимо развития профессиональных навыков, получили возможность встретиться с генеральным конструктором ОДК Юрием Шмотиным и задать ему вопросы на самые интересующие их темы.

Свои вопросы генеральному конструктору ОДК задали студенты образовательного проекта "Крылья Ростеха" © ОДК
Свои вопросы генеральному конструктору ОДК задали студенты образовательного проекта "Крылья Ростеха" © ОДК

Юрий Николаевич, можете ли Вы поделиться секретами расписания рабочего дня генерального конструктора ОДК?

- Для меня особенно важно встречаться с вами именно здесь, в ОДК-Сатурн. «Сатурн» - предприятие, где я фактически стал инженером, специалистом, руководителем, научился работать и создавать газотурбинные двигатели.

График дня генерального конструктора, наверное, мало чем отличается от традиционного. Я встаю достаточно рано, стараюсь заниматься зарядкой, немного удается. Рабочий день достаточно насыщенный и связан не только с работой на предприятии, много работы с внешней кооперацией, с партнерами, с заказчиками. Рабочий день мой заканчивается по-разному: может и в 19 часов, и в 23 часа. К такому графику я привык еще с университета, тогда я имел возможность работать на предприятии, что для меня было очень важно. Я часто засиживался на работе, занимаясь тем, что мне безумно нравилось - это решение задач методом численного моделирования, задач прочности и газовой динамики. У нас была целая команда единомышленников, которые сегодня работают на многих предприятиях ОДК. Именно тогда у меня сложился определенный стиль работы, который я сегодня поддерживаю.

Чем отличается работа генерального конструктора от работы рядового инженера?

— У инженера намного больше возможностей сделать что-то конкретное своими руками: получить результаты с использованием инструмента численного моделирования, выпустить чертеж. У генерального конструктора — стратегия, взаимодействие с партнерами, организационная деятельность. Инженер-конструктор работает внутри контура. Генеральный конструктор занимается разработкой новых конструктивных схем, ведет работу с внешним контуром. Инженер занимается разработкой, генеральный конструктор — управлением разработкой. Еще два очень важных направления, которые, входят в сферу деятельности генерального конструктора, это маркетинг и инновационное развитие. Мы создаем ценности, а капитализировать — задача генерального конструктора.

Еще я бы добавил управление знаниями. Управление знаниями — это организовать работу в корпорации так, чтобы знания людей из Омска, из Перми, из Рыбинска, из Самары, Уфы, Санкт-Петербурга и Москвы, со всех предприятий ОДК были доступны другим, чтобы убрать барьеры, интегрировать эти знания в конкретные продукты.

Генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин © ОДК
Генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин © ОДК

Когда Вы поняли, что хотите посвятить свою жизнь конструированию, стать инженером?

- Я достаточно рано для себя понял, что хотел бы заниматься инженерным делом. Мне очень нравилось все, что связано с машиностроением. Я родился в городе Перми, где было два основных техникума: авиационный и механический. Я выбрал авиационный, специальность техника-технолога по обработке металлов резанием и считаю это серьезным этапом в своей жизни. Мне удалось за четыре года поработать на многих станках: от станков с ЧПУ до универсальных, фрезерных, токарных. Я пришел работать в техотдел и именно тогда столкнулся с конструкцией газотурбинных двигателей: от материалов, техпроцессов и деталей до системы как таковой. И вот тогда я понял, что действительно хочу стать конструктором. Мне было чуть больше 19 лет.

Насколько важны в жизни человека детские и юношеские годы с точки зрения формирования личности и мировоззрения?

- В нашей жизни у каждого есть моменты, когда мы осознаем, что нам интересно. У меня были такие моменты, и они связаны с моими родителями. Они тоже были инженеры, только в области строительства. Мы с отцом делали маленькие самолетики, которые запускали на веревочке. Мне, наверное, было лет пять. Это была такая первая точка, вспышка, когда мне показалось - да, это интересно! То есть прутик, вставленная картонка, как крылья, и хвостовое оперение. И самолет летит. Вот первое прикосновение к инженерии, к авиации, которое потом серьезно повлияло на мое становление. Помню летние каникулы за городом, рядом находился так называемый промышленный стан, где ремонтировали сельскохозяйственную технику. И мы, подростки, постоянно разбирались с тем, что стоит около ремонтной мастерской. Тоже прикосновение к технике.

Еще был такой момент, который существенно повлиял на мой выбор. Однажды я услышал рекламу «Пермских моторов». Диктор говорит: чтоб летали самолеты, нужно, чтоб моторы кто-то ремонтировал. Вы со мной согласны? И хор детских голосов отвечает - Да! Вот тогда я узнал, что есть такое предприятие «Пермские моторы», стал интересоваться. На выбор повлияли многие факторы и случай. И, конечно, родители и окружение, оно формирует наше будущее. И книги, конечно. Тогда не было интернета, и я зачитывался книгами, особенно научной фантастикой и произведениями, связанными с перспективами и развитием.

Насколько сегодня интересны, глубоки и перспективны направления инженерного и технического образования?

- Комплексных возможностей сегодня на порядок больше. Если раньше, чтобы найти нужную информацию, надо было идти в библиотеку и долго перебирать картотеку. Сегодня цифровые технологии позволяют очень многое, искусственный интеллект не просто на словах, а на деле. Это то, что помогает сократить время для принятия технических решений. Очень важно сегодня то, что технологии перешли на совершенно другой уровень. Это и полимерные композиционные материалы, аддитивные технологии, инженерия, промышленный дизайн. Сегодня мы можем создавать с применением новых цифровых решений принципиально другие изделия с новой формой и содержанием. Здесь нужно перестроить мышление. А у молодежи головы пока не забиты такими технологическими терминами, как детали вращения, продольное фрезерование и так далее. Что дает огромную возможность свободно мыслить, думать по-другому и создавать новые формы и новое качество продукции.

На предприятии ОДК-Сатурн студенты проекта "Крылья Ростеха" узнали о том, как создали авиадвигатель ПД-8 © ОДК
На предприятии ОДК-Сатурн студенты проекта "Крылья Ростеха" узнали о том, как создали авиадвигатель ПД-8 © ОДК

Каковы перспективы у отечественного двигателестроения?

- Я считаю, у нас отличные перспективы. Мы сейчас живем во время, которое нам дало дополнительные возможности. На рубеже 2025-2026 годов несколько типов новых самолетов появятся в эксплуатации. Мы активно работаем над этими проектами. Это среднемагистральный пассажирский самолет МС-21-310 с новыми двигателями ПД-14 разработки ОДК-Авиадвигатель, региональный «Суперджет» с новейшими двигателями ПД-8, созданными на ОДК-Сатурн. Также сейчас на заключительном этапе сертификации находится самолет Ил-114-300 с двигателями ТВ7-117СТ-01 разработки ОДК-Климов. Вот три очень существенных отечественных проекта, реализация которых позволит перевозить пассажиров на отечественных самолетах. Это будущее нашей авиации, самолеты на которых мы будем летать в ближайшие 30-50 лет.

Однако в авиации не только самолеты, но и вертолеты. Есть целая линейка новых вертолетов Ми-171А3 с двигателями ВК-2500, «Ансат» с новейшим отечественным двигателем ВК-650В, Ка-62 с двигателем ВК-1600В.

Стратегией научно-технологического развития ОДК предусмотрены программы развития технологий для создания двигателей следующего поколения. Как только мы выводим на рынок современные двигатели, сразу занимаемся созданием научно-технического задела для готовности к будущему. А это, конечно, и материалы, и технологии.

В части материалов сегодня произошла революция. Да, есть никелевые, жаропрочные, легированные, редкоземельные металлы, сплавы, но появились совершенно новые композиционные материалы, в том числе керамические. Применение армированной керамики колоссально меняет возможности, позволяя двигателю работать с более высокой температурой на выходе из камеры сгорания и исключая необходимость охлаждения лопаток турбины воздухом. В итоге мы сразу гарантированно получаем двигатель нового поколения.

Но главное, что у нас есть, - это специалисты, которые работают в конструкторских бюро, техотделах, цехах, поддерживают эксплуатацию, поэтому будущее - это, в первую очередь, команда ОДК, которая будет создавать перспективную газотурбинную технику. Я считаю, что наши инженеры лучшие. Это однозначно потенциал 100 %.

О преимуществах проекта "Крылья Ростеха" - https://student.rostecwings.ru/