Найти в Дзене

Летопись, 8 августа: Просто Великий

«Великими» были не только стройки коммунизма или императоры, политики или властители дум – писатели. 130 лет назад - в 1895 году - в Москве в семье валторниста Малого театра и хористки Большого родился великий балетный танцовщик и балетмейстер Леонид Фёдорович Мясин.

-2

В детстве участвовал в спектаклях Малого театра, выступая в ролях гимназистов, с 12 лет танцевал в кордебалете Большого театра. В 1912 году окончил Московское театральное училище и был принят в балетную труппу Большого театра (Москва). Выступал также в драматических ролях на сцене Малого театра. Обучался живописи в Художественной школе А.П. Большакова в Москве.

-3

В конце 1913 года его заметил Сергей Дягилев (Мясин лихо танцевал тарантеллу в «Лебедином озере»), который искал, после разрыва с Вацлавом Нижинским, нового премьера для своей труппы. В январе 1914 года Мясин покинул Россию, став вскоре первым танцовщиком и фаворитом у Дягилева. Вершиной его творчества стала партия Иосифа в балете Михаила Фокина на музыку Рихарда Штрауса «Легенда об Иосифе», а также Петрушка, Иван-царевич в «Жар-птице» и Негр в «Шахерезаде».

-4

Среди других спектаклей в Русском балете Дягилева: «Женщины в хорошем настроении» на музыку Д. Скарлатти (1917), «Парад» Э. Сати (1917), «Фантастическая лавка» на музыку Дж. Россини (1919), «Треуголка» М. де Фальи (1919), «Пульчинелла» Стравинского по мотивам Дж. Б. Перголези (1920).

-5

В 1921-м Мясин ушёл от Дягилева, работал в США, Великобритании и Франции, создав, в частности, завоевавший широкую популярность в мире балет «Прекрасный голубой Дунай» на музыку И. Штрауса (1924, Париж). Вновь вернувшись к Дягилеву, поставил ряд спектаклей, в том числе «Зефир и Флора» Вернона Дьюка (1925), «Стальной скок» С.С. Прокофьева (1927) и «Оду» Н.Д. Набокова (1928).

-6

Выработал свой танцевальный стиль, отличавшийся особой динамикой. Редко использовал «чистый» классический танец, сочетая его с характерным и бытовым, придавая движениям остроту, гротескность. Опираясь на фольклорную основу, особенно часто обращался к испанскому танцу. Другим направлением, разрабатываемым Мясиным, стала балетная комедия («Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха, 1938, и др.). Всего поставил свыше ста балетных спектаклей. Среди шедевров: «Весна священная» Стравинского, «Ленинградская симфония» Шостаковича.

Он стал первым хореографом-симфонистом, обогатившим выразительные средства балетной симфонии. Мясин оказал огромное влияние на развитие европейского и американского балета. Благодаря Мясину балетный театр открыл для себя новую сферу использования классической музыки.

-7

Мясину принадлежала хореография фильмов-балетов «Красные башмачки» (1948), «Сказки Гофмана» (1951), «Неаполитанская карусель» (1954).

В 1960 году поставил балет «Человеческая комедия» по «Декамерону» Боккаччо на фестивале Нерви в Италии. Ставил также эстрадные программы, снимался в кино, преподавал.

Был трижды женат. Его сын и дочь от последнего брака (с Татьяной Милишниковой) стали великолепными балетными танцовщиками.

-8

Умер в Боркене (ФРГ) 25 марта 1979 года.

Интерес к творчеству Мясина возродился в 1990-х гг. Его сын Лорка (Леонид) Мясин восстанавливал балеты отца во многих труппах мира, в том числе в 2005 году в Большом театре впервые в России поставил балеты «Предзнаменования», «Треуголка» и «Парижское веселье».

* * *

Заметки выпускаются ежедневно двумя блоками – в 07:00 и 16:00 по мскв. вр. Спасибо за доброе отношение, лайки, комментарий, подписку. Это помогает работать для вас.

#балет #сцена #Большой театр #Мясин #Шостакович