Найти в Дзене
Leader-ID

Бесшовное небо: суверенная архитектура для беспилотников

Оглавление

Сегодня, 7 августа, стартует образовательный интенсив Архипелаг 2025. В его лабораториях одной из ключевых станет тема бесшовного неба, продолжится научная и практическая работа по разработке и тестированию сквозных технологий управления полетами, которая была начата в прошлом году на Сахалине. Развитие беспилотной авиации выходит за рамки отдельных технологий. Концепция бесшовного неба — единой цифровой среды для беспилотников — сегодня на первом плане. В этой среде беспилотные аппараты могут свободно перемещаться, например, в городском пространстве или между регионами, взаимодействуя разными способами связи и выполняя задачи совершенно разных отраслей. При этом они не должны выходить из единого унифицированного правового поля, формируя архитектуру управления небом и обеспечивая технологический суверенитет России.

Инфраструктура суверенитета: связь, навигация, управление

Окончательный вариант концепции цифрового бесшовного неба, направленной на снятие барьеров в развитии беспилотной авиации, планируется к рассмотрению в правительстве России осенью этого года. Документ подготовлен АО «ГЛОНАСС» совместно с Платформой НТИ и другими профильными организациями и экспертами. Он станет дополнением к Стратегии развития беспилотной авиации до 2030 года и нацпроекту «Беспилотные авиационные системы». Согласно этой концепции, ключевое условие для создания бесшовного неба — технологический суверенитет, поэтому на первом плане устойчивые и полностью независимые национальные каналы связи.

Участники Архипелага 2024 следят за беспилотниками, которые они запустили в небо острова Сахалин. Фото Артема Ганжи
Участники Архипелага 2024 следят за беспилотниками, которые они запустили в небо острова Сахалин. Фото Артема Ганжи

Сергей Жуков, директор АНО «Аналитический центр Аэронет» и действительный член Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского, пояснил интерес глобальной навигационной системы России АО ГЛОНАСС, у которой 24 спутника, работающих на средневысотных (т. е. не геостационарных) орбитах.

«По большому счету разницы нет, на какой высоте находится навигационный спутник над Землей, когда есть возможность создания единого инфокоммуникационного поля», — сказал он. Это поле, пояснил также Сергей Жуков, будет поддерживаться и прямыми радиопередатчиками, и сотовой связью спутниковой связью, и радиорелейной связью, то есть всеми воздушными и космическими мостами связи. Работая в синергии, они смогут поддерживать связь между летательными аппаратами. К этой системе также добавятся единые ситуационные центры управления воздушным движением.

Стоит напомнить, что на сахалинском Архипелаге 2024 команды на практике отрабатывали сценарии «бесшовного неба», используя Ситуационный центр управления воздушным пространством, который развернули непосредственно на площадке интенсива. В состав центра вошли тогда спутниковая связь, наземные станции, радиолокация, цифровые карты и ИИ-навигация. Там же испытали управление беспилотником через спутник «Гонец», команды от которого передавались напрямую, а дрон автономно отвечал телеметрией и маневрами.

Реализовать такую гибкую и свободную от бюрократических проволочек систему невозможно без четкой нормативной базы, понятных всем и единых для каждого правил игры. Это касается вопросов сертификации, регистрации, интеграции в воздушное пространство и контролю полетов.

Дрон самолетного типа летит в небе Сахалина в ходе испытаний на Архипелаге 2024. Фото Артема Ганжи
Дрон самолетного типа летит в небе Сахалина в ходе испытаний на Архипелаге 2024. Фото Артема Ганжи

Как отметил в интервью Сергей Жуков, площадка НТИ была выбрана для обсуждения этих вопросов неслучайно: она отлично подошла как межотраслевой и межведомственный инструмент, свободный от узкокорпоративных интересов. Таким образом, Архипелаг 2025 сыграет роль координатора интересов — от регионов и ведомств до стартапов и крупных интеграторов.

Важный момент, который нужно понимать в контексте нормативно-правовой дискуссии в рамках интенсива Архипелаг: участники будет прорабатывать рискориентированный подход. Это способ оценивать безопасность полетов не по фиксированным правилам, а исходя из конкретной ситуации — где летит дрон, какие там условия и насколько серьезными могут быть последствия при сбое. Таким образом, идея в том, чтобы гибко управлять рисками, снижая их до приемлемого уровня за счет технологий, инфраструктуры и правил эксплуатации.

К самой концепции рискориентированного подхода у регуляторов пока много вопросов. И конечно, ситуация усложняется по мере ужесточения контроля над небом. Однако такой подход выглядит логичным и перспективным, хотя многое предстоит доработать, чем и займутся участники Архипелага 2025 на лаборатории «Бесшовное небо».

Квадрокоптер летит над полигоном для БПЛА, который был создан на Архипелаге 2024. Фото Артема Ганжи
Квадрокоптер летит над полигоном для БПЛА, который был создан на Архипелаге 2024. Фото Артема Ганжи

Люди и технологии как опоры бесшовного неба

Бесшовное небо требует не только связи и «нормативки», но и нового технологического уровня. Очевидно, что сегодня управление такими сложными системами невозможно без искусственного интеллекта. И он тоже станет предметом изучения и тестирования на одной из лабораторий Архипелага 2025.

Дмитрий Лапин, руководитель департамента АНО «Технологии возможностей», которая входит в инфраструктурный центр Нейронет НТИ, подчеркнул важность ИИ-технологий: «Связующим звеном всех мероприятий станет концепция бесшовного цифрового неба, реализация которой невозможна без искусственного интеллекта. Его ключевые функции включают глубокий и оперативный анализ больших данных, работу систем быстрого реагирования и поддержки принятия решений, а также мониторинг состояния объектов».

Рабочая группа Нейронет, где трудится Лапин, среди прочего работает над упрощением инженерных процессов с помощью ИИ. Возможности искусственного интеллекта, уверены в НТИ, усилят шаги к децентрализованному и саморегулируемому, то есть бесшовному воздушному пространству.

Сергей Жуков также напомнил, что ИИ сейчас активно используют в беспилотной сфере для маршрутизации, управления ролями, при 3D-печати компонентов и для проектирования новых моделей БПЛА. Эти технологии востребованы прежде всего в гражданской сфере, где срок службы беспилотников гораздо дольше, от них требуется большая надежность и экономическая эффективность.

Инсталляция Архипелага 2024 на Сахалине демонстрирует приоритеты интенсива, один из которых бесшовное небо. Фото Артема Ганжи
Инсталляция Архипелага 2024 на Сахалине демонстрирует приоритеты интенсива, один из которых бесшовное небо. Фото Артема Ганжи

Параллельно развивается направление стратосферных платформ: это беспилотники и аэростаты, способные держаться на высоте 20–30 км неделями без посадки. Они создают стабильную зону покрытия связи и навигации в труднодоступных регионах. ИИ и стратосферные дроны — это темы отдельных лабораторий Архипелага 2025, и мы еще расскажем про них в следующих публикациях.

Еще один столп бесшовного неба — люди, их кадровый потенциал. На Архипелаге 2025 будут работать студенческие инжиниринговые команды, проектирующие отечественные двигатели, оптику и управляющие модули. Рядом с ними будет работать команда наставников и экспертов, представители партнерских предприятий, университетов и инжиниринговых центров. В рамках Архипелага запланирован проектный интенсив — программа поддержки молодых разработчиков из региональных центров компетенций в сфере беспилотных авиационных систем.

Состоится и серия клубных мероприятий, среди которых — обсуждение внедрения искусственного интеллекта в управление дронами; круглый стол, посвященный будущему автономного транспорта; а также специальные сессии о новых форматах применения беспилотников, включая проект «Миссия Дрон-гараж».

Завершит программу конференция, объединяющая участников со всех платформ форума. На ней представят ключевые выводы и предложения по развитию инфраструктуры цифрового бесшовного неба и подходы к устойчивому развитию рынка беспилотных перевозок.

Бесшовное небо — лаборатория про единую цифровую ткань страны, в которую вплетены транспорт, связь, управление, люди и новые компетенции. Стратегическая задача — «сшить» воздушное пространство, стратосферу и ближний космос, сделав его единым, управляемым, прозрачным и безопасным для всех участников беспилотного движения.