Найти в Дзене
Бельские просторы

Рейтинг Чакина. Советская научная фантастика

Изображение сгенерировано нейросетью
Изображение сгенерировано нейросетью

Мое отношение к сегодняшней (первой четверти XXI века) отечественной научно-фантастической литературе сложное. Проблема не в том, что мало талантов или просто желающих писать некоммерческую фантастику. Скорее всего, данный литературный жанр себя исчерпал, если говорить именно о научной фантастике, то есть о желании писателя заглянуть в будущее человечества, попытаться спрогнозировать новые направления развития науки и техники в третьем тысячелетии нашей эры. Проблема в чудовищно ускорившемся научно-техническом прогрессе. Сегодня, опираясь только на научно-популярные ролики из Сети, и без специального образования невозможно понять как текущее состояние науки, так и направления развития даже на ближайший год, не говоря о десятилетии. Конечно, продолжают существовать традиционно сложившиеся несколько десятков лет назад жанры фантастики, в которых современные авторы продолжают работать и публиковаться. Но это не научная фантастика, а жанровая литература, которая никакого отношения к проблематике прогнозирования будущего человечества не имеет. Постапокалиптика, попаданцы, космическая опера – это далеко не научная фантастика, это развлекательная литература, такая же как, например, романы «лав-стори» или Young Adult Fiction. Поэтому сегодня исключительно сложно написать полноценный научно-фантастический роман, который мог бы заинтересовать широкую читательскую аудиторию.

Совсем другое дело шестидесятые годы ХХ века, когда мир охватила романтика научно-технической революции, когда человек впервые полетел в космос, а затем достиг Луны, когда произошла первая пересадка сердца, когда появились первые синтезированные искусственные материалы, превосходящие по свойствам натуральные, и т. д. Тогда казалось, что вот оно пришло, наше ближайшее будущее, которое вдруг стало настоящим. И дальше все будет развиваться в понятных, уже намеченных направлениях – покорение Марса и других планет Солнечной системы, а там и Проксима Центавра на очереди как ближайшая звезда, инопланетяне на своих летающих тарелках, только и ждущие момента, чтобы вступить в контакт с человечеством. Я помню то время, когда мальчиком следил за научно-техническими достижениями по журналам «Техника молодежи», «Земля и Вселенная», «Наука и жизнь», каким неподражаемым оптимизмом дышали статьи известных популяризаторов науки.

Очень странная ситуация сегодня, когда нарастает и постепенно становится непреодолимым разрыв между авангардом человечества в лице небольшой прослойки научной и бизнес- элиты и остальной частью населения земного шара. Недалек тот день, когда мы, обычные люди, уже попросту не будем в принципе понимать, куда и зачем идет человечество. Одна надежда, что про нас сразу не забудут окончательно и бесповоротно, что мы еще останемся хоть чем-то полезными суперэлите земной человеческой цивилизации. Проблема еще и в ускоряющейся эволюции самого человека, который, может, а скорее всего, так и произойдет, сам изменится кардинально и внешне, и внутренне, причем через весьма короткое время.

-2

Юрий Никитин

Мне – 85

Мемуары, 2024 г.

В конце мая 2025 года скончался известный писатель-фантаст Юрий Никитин. Организм не устоял от последствий сложной многочасовой операции. Поначалу не верилось – какая смерть? – настолько Юрий Александрович мужественно встречал новые трудности и неизменно с успехом расправлялся с ними. О многих перипетиях жизни писателя Никитина мы знали из социальной сети, в которой новые посты от него появлялись регулярно.

Для меня, как ни странно, важнее не его творчество как таковое, а пример жизни Юрия Никитина, как он и за счет чего стал высокооплачиваемым российским писателем-фантастом, жил только на гонорары от изданных собственных книг, критерием успешности любого писателя искренне считал тиражи и, соответственно, величину полученных гонораров. На карту поставлено все, только успешное литературное творчество является оправданием жизни. Причем на высокие тиражи собственных книг Никитин вышел лишь в начале девяностых, когда ему уже перевалило за пятьдесят.

Он первым из российских писателей начал писать романы сериями с одним героем. Скорость написания романов поразительна, постепенно она достигла пяти-семи и даже больше романов в год. Как такое вообще возможно, поначалу думалось мне. Но, когда сам написал роман в 15 авторских листов за три месяца, понял, что не боги горшки обжигают. Суть в правильной организации труда и уровне твоей собственной силы воли. И талант автора в первую очередь в неограниченной силе воли, когда изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год он сидит за ноутбуком, а то и двумя, и творит, творит, творит...

Проблема лишь в том, что с возрастом творческие способности любого человека необратимо снижаются. Заслуга писателя Никитина еще и в том, что он на собственном примере показал нам, как и чем человек может противостоять неизбежному приходу старости. Писать мемуары и прочие тексты, кроме художки, как он называет писание романов, легко в любом возрасте. Но вот выдумывать, творить на прежнем уровне – это сложно. Деградируют связи в мозгу, вследствие чего творить с каждым годом все сложнее.

Никитин написал три знаменательные книги «Мне – 65», «Мне – 75» и «Мне – 85», которые должны стать настольными для творцов в возрасте. Никитин отмечает, что подавляющее большинство писателей перестает печатать художественные тексты примерно за двадцать лет до собственной смерти или даже раньше.

Никитин заставлял себя писать каленым железом, часто писал через не хочу и не могу. Чтобы стимулировать воображение, он постоянно играл в сложные компьютерные игры, был в курсе всех новинок. Очень много ел сладкого, мед и сахар, пил по шесть чашек кофе в день. И это при хроническом чудовищном давлении, врожденном пороке сердца. Постоянно занимался спортом, но довольно специфическим, поднимал тяжеленные гири, но также совершал длительные велокроссы, хотя не любил простые пробежки и активные коллективные спортивные игры типа футбола или волейбола. Жил с женой в огромном поместье площадью в один гектар, разводили коз и другую живность, посадили и вырастили настоящий фруктовый сад.

Почему не пишу о собственно фантастических книгах писателя Никитина? У него много романов-фэнтези, и фэнтезийные миры не для меня. Кстати, под псевдонимом Никитин написал целых пятьдесят романов с одним героем-попаданцем! Думаю, это мировой рекорд производительности среди писателей любого жанра.

Еще у автора есть целая серия, как он сам называл, «странных» романов. Это как раз и есть научно-фантастические романы-утопии, попытки заглянуть в будущее человечества. Человек эволюционирует в трансчеловека, и скоро человечество станет бессмертным, стареющее физическое тело будет заменено на искусственное, которое не будет болеть и изнашиваться с течением времени. Жаль, автор немного не дотянул до того благословенного времени, которого он так ждал. По предсказаниям известных футурологов типа Курцвейла, переход к вечной жизни человечества может произойти чуть ли не к 2030 году!

Рейтинг: 8

-3

Василий Головачев

Непредвиденные встречи

Повесть, 1979 г.

Первая книга из романа-эпопеи «Реликт»

Добрались и до российского фантаста с десятимиллионными тиражами – до Василия Головачева. Первая написанная им повесть (1979 год) из серии «Реликт» не разочаровала, скорее наоборот.

Идея книги – пристальный взгляд на время сразу после Большого взрыва, на начало нашей Вселенной. На то, как она эволюционировала из точки сингулярности до современного материального мира, но остались реликтовые структуры, зародыши жизни или уже древнейшая, но как бы схлопнувшаяся по непонятной причине цивилизация, которая продолжала эволюцию и развитие, но без экспансии во внешний мир, то есть внутри самой себя. В результате известные нам законы физики и природы приобрели иные формы и качества, причем такого рода, что люди не в состоянии их понять, исследовать, зондировать, не говоря о прямом контакте с представителями этой цивилизации. Начать с того, что загадочная планета Тартар находится в таком месте газовой туманности, где по всем законам гравитации теоретически ее быть не должно. Звезда же, вокруг которой вращается планета, может в любой момент взорваться, как Сверхновая, и стать новым квазаром. То есть древнейшая цивилизация сама устанавливает законы своего существования, а не осваивает уже имеющиеся фундаментальные законы бытия. Куда здесь соваться земной цивилизации, пусть даже родом из будущих XXII–XXIII веков. Конечно, в повести прослеживаются следы «Пикника на обочине», но подход автора к проблеме возможного существования древних могущественных межгалактических цивилизаций выглядит шире и глубже.

Не говорю об артефактах Тартара, довольно необычных и сочно описанных, о внутренних переживаниях людей, пытающихся осмыслить происходящее вокруг во время своего безрассудного желания разведки боем в абсолютно неизвестном мире загадочной планеты. Лишь помощь гораздо более продвинутой межгалактической цивилизации, тоже пытающейся исследовать Тартар уже многие годы и тоже фактически безуспешно, позволяет землянам хотя бы очертить общие контуры реликтовой цивилизации.

Из недостатков отметил бы явную ходульность персонажей. Они практически лишены индивидуальных черт. Внешность немного описана, но психологическая достоверность практически каждого из них отсутствует. Приходится напрягаться, чтобы по фамилии вспоминать и идентифицировать, о ком же в текущей сцене идет речь. Отсутствует явно выделенный главный герой, поскольку то один, то другой персонаж перетягивает одеяло на себя и начинает тащить сюжет вперед на собственных плечах.

Рейтинг: 6

-4

С. Витицкий (Борис Стругацкий)

Бессильные мира сего

Роман, 2002 г.

Последний роман Бориса Стругацкого, писать про который определенно мешает магия имени. Но тем не менее попробую.

Колоритная команда людей, обладающих необычными способностями, руководимая учителем, постоянно готовящая себе молодую смену таких же экстраординарных личностей. Зачем они существуют, какова их цель, совершенно не ясно, просто они есть, и все. Живут как будто в свое удовольствие, на самом же деле попросту мучаются в обычной жизни, как говорится, не пришей кобыле хвост, по-другому и не скажешь, если избегать нецензурщины.

И это совсем не такой простой вопрос: зачем они нужны, эти гиперэкстрасенсы? Зачем, с какой целью природа создала их и довела до кондиции суперспособностей каждого из участников команды? Все они неведомым путем нашли друг друга и периодически встречаются, чтобы совместными усилиями выполнить некую общую задачу, которую периодически ставит перед ними учитель.

Исходная диспозиция несколько напоминает плохонькую иллюстрацию пресловутой теории заговора. И это действительно так, поскольку иногда дело касалось разрешения текущих социальных и политических проблем города и, возможно, даже всей страны.

События романа развиваются в Санкт-Петербурге в девяностые годы ХХ века. В городе готовятся некие выборы, намечается принципиальная борьба за власть, два претендента, профессор и генерал. Некая темная сила, узнав о существовании команды всесильных, обращается к ним, чтобы помогли пролоббировать, то есть сформировать будущее, в котором побеждает нужный им кандидат, то есть реакционный генерал. Однако исполнитель команды по совету друзей и из неких собственных соображений, используя свой магический дар, формирует будущее таким образом, что в прошедших выборах убедительно побеждает профессор.

Однако на праздновании победы профессора на прошедших выборах происходит аномальное явление, некий направленный выплеск загадочного пламени, который приводит к многочисленным жертвам среди сторонников и гибели самого победившего профессора. О чем это нам должно свидетельствовать, честно говоря, я не смог уловить. То есть после сверхусилий, приложенных членом команды экстрасенсов, приведших к правильной корректировке будущего, некто иной, видимо, противник, организовал гибель победившего явно неестественным, иррациональным способом, то есть с приложением магии или волшебства. И что в итоге, какова мораль сей басни? Что на одну магию, хорошую, светлую, всегда найдется другая магия, плохая, черная? Кто бы спорил. То есть какова сверхзадача книги, осталось не ясным для читателя.

Еще меня лично давно задевают описания беспросветного быта персонажей, которым часто буквально наслаждаются наши авторы, причем далеко не только С. Витицкий, но и многие другие. Как противно читать про огульное, беспробудное пьянство и бездарное времяпрепровождение героев книги, которые, по идее и замыслу автора, являются в принципе неплохими людьми. Обязательным довеском здесь часто является мат, пусть в данном произведении часть букв из нецензурных слов заменена точками. Дремучесть и отвязанность персонажей в этом смысле ничего полезного не дает содержанию книги, если только не отражает полное разочарование автора в окружающей жизни. Но это не повод грузить собственными личными переживаниями сюжет и атмосферу фантастического романа, другого, созданного тобой мира, а совсем не собственных мемуаров.

Рейтинг: 5

-5

Георгий Мартынов

Гианэя

Роман, 1963, 1971 гг.

С этим романом связана личная история, и данный отзыв – это попытка психотерапевтического самолечения собственного далекого прошлого. Очень давно, в конце шестидесятых, я прочел этот роман и похвалился сим фактом перед товарищем, тоже активно читающим художественную литературу. А он возьми да спроси, о чем роман, расскажи. И я начал мяться и ничего толком не смог из себя выдавить.

После теперешнего прочтения кое-что о содержании сказать смог бы, но поезд давно ушел, однако стало понятно, что книжка совсем не ровня тому давнему детскому уровню моего развития.

Сегодня впечатления от книги противоречивые. С одной стороны, море наивностей про всяких там инопланетян и описаний научно-технических достижений XXI века, легковесность подхода к решению, вероятно, не решаемых даже в принципе научных задач. С другой же – прекрасный в художественном отношении текст, достаточно достоверное в психологическом отношении описание внутреннего мира персонажей, обоснованная мотивация тех или иных их поступков, а это, на минуточку, земляне, находящиеся в крайне необычной ситуации контакта с инопланетянкой, чудом выжившей и оказавшейся в контакте с землянами не по своей воле. Уже выдающаяся исходная диспозиция сюжета.

Да и сам сюжет романа неординарен. Инопланетянка, выставленная вон из космического корабля пришельцев, прибывших в Солнечную систему с агрессивными намерениями уничтожить землян (вернее, сделать их бесплодными путем облучения Земли из космоса неким излучением). А уничтожить – для того чтобы потом самим переселиться на нашу планету из другой звездной системы.

Можно дальше не пересказывать, читать роман интересно, хотя порой сильно затянуто, действие порой попросту стоит на месте десятками страниц. Не страшно, можно проскочить пустые места, но временами действительно появляется реальная интрига, за разрешением которой забавно следить.

А женитьба землянина на инопланетянке и рождение их общего сына – это вообще неординарная любовная линия, в которую верится, конечно, с трудом по биологическим причинам, но зато красиво и оригинально, насколько знаю.

В целом, если сравнивать советскую фантастику пятидесятых – шестидесятых, то есть появившуюся в самом начале космической эры человечества, создается впечатление, что данный автор явно недооценен по сравнению с тем же Ефремовым и его романом «Туманность Андромеды». Ту фантастическую утопию тяжело читать из-за невыразимо скучного языка и затянутых описаний коммунистического мира будущего. У Стругацких же совсем иная фантастическая литературная специализация, но первый их роман («Страна багровых туч») ничем не лучше фантастического мира Мартынова в «Гианэе». Думаю, писатель-фантаст Георгий Мартынов рано нами подзабыт, он все же входит в классику советской космической фантастики того легендарного времени, эпохи Королева и Гагарина.

Рейтинг: 6

-6

Сергей Снегов

Люди как боги

Книга 1. Галактическая разведка

Роман, 1966 г.

Для середины шестидесятых сильно! И даже сегодня идеи автора поражают грандиозностью подхода и изяществом решения поставленных космологических проблем. Превращение пространства в вещество и обратно, позволяющее достигать сверхсветовых скоростей в межзвездных перелетах. Открытие волн пространства, позволяющее получить мгновенную связь с самыми удаленными звездолетами. Могучее гравитационное оружие, использующее компактные гравитационные волны ужасающей силы. Но самое мощное оружие в романе – это, конечно, аннигиляция вещества с созданием вместо себя нового пустого пространства.

Утопия в ярко выраженном виде, настоящая, сочная утопия из жизни человечества, преодолевшего все свои внутренние распри, построившего единое человечество на коммунистической основе отношений между людьми и широкими шагами отправившегося в дальний космос на помощь собратьям по разуму. А их, этих собратьев, бесконечно много, их бесконечное разнообразие, и почти все из них доброжелательны и готовы на дружеский контакт с человеком.

За исключением одной цивилизации, Зловредов, или Разрушителей, которые покорили даже Галактов, цивилизацию не менее могущественную, чем земная. Одна не очень точная цитата из книги запомнилась: «Любовь ко злу не может быть движущей силой прогресса». Все всегда происходит естественным образом, а не ради того, чтобы сознательно нанести вред противнику. Благими намерениями устлан путь в ад. Универсальная библейская мысль, использованная автором как раз к месту.

Такое впечатление, что автор не чужд политических проблем той современности и забавно маскировал их под отношения между различными по форме и содержанию межзвездными цивилизациями. Фантасмагорическая внешность инопланетян – это не просто высосанная из пальца карнавальность, отнюдь, во внешности и поведении инопланетян замаскированы некоторые земные народы, во всяком случае, так мне показалось. А как дружно отвергло человечество идею одного из персонажей, что глупо помогать этим часто нелепым инопланетянам, когда можно сосредоточиться на собственных проблемах землян, которых всегда хватает, несмотря на постоянный прогресс земной цивилизации. Вспомним, что автор чуть не десяток лет отсидел в сталинских лагерях, ему было на что обижаться в царившем тогда тоталитарном социалистическом строе.

Насколько глубокими будут отношения между людьми в человеческом обществе через четыреста лет после окончания второго тысячелетия нашей эры! Автор пытается прорисовать оттенки чувств, симпатий, неприязни, ненависти – как люди преодолевают свои атавистические комплексы, чтобы соответствовать уровню повсеместно сложившихся на Земле добрососедских человеческих отношений.

Наивно, конечно, все это выглядит с позиций сегодняшней прошедшей четверти XXI века. И объединенным человечеством не пахнет, и коммунистическая теория бесславно канула в лету. Но как приятно же на таком мрачном фоне окунуться хотя бы на короткое время в утопический авторский взгляд, высокохудожественно обрисованное человеческое будущее, и насколько талантливо рисует нам его автор в бесподобной фантастической трилогии «Люди как боги», первая книга которой здесь описана.

Боюсь ошибиться, но пока складывается впечатление, что это лучшая фантастическая утопия советских времен, во всяком случае, вполне сравнимая по качеству с произведениями Ивана Ефремова, утопией «Туманность Андромеды» и антиутопией «Час быка».

Автор: Владимир Чакин

Журнал "Бельские просторы" приглашает посетить наш сайт, где Вы найдете много интересного и нового, а также хорошо забытого старого.