У кино, как и у людей, бывает непростая судьба. Одни картины сразу становятся любимцами публики, другие проваливаются с грохотом и надолго отправляются в архив. Но бывает и третий путь. Как мне кажется, самый интересный. Фильмы, которые поначалу вызывали раздражение, насмешки или просто равнодушие, со временем вдруг обретают культовый статус. Их начинают цитировать, защищать, пересматривать, и оказывается, что они просто опередили своё время. Или, наоборот, мы просто не были к ним готовы.
Сегодня хочу поговорить именно о таких фильмах. Непонятых, недооценённых, слишком странных, слишком резких, слишком "не таких". Но именно они чаще всего и остаются в истории кино.
Бегущий по лезвию
Рейтинг IMDb: 8.1
Продолжительность: 1 час 57 минут
Жанр: Фантастика, Драма, Детектив, Экшен
Оригинальное название: Blade Runner
Год: 1982
Страна: США, Великобритания
Режиссер: Ридли Скотт
Главные роли: Харрисон Форд, Шон Янг, Рутгер Хауэр, Эдвард Джеймс Олмос
Когда вышел "Бегущий по лезвию", зрители ждали бодрого научно-фантастического экшена. А получили мрачную философскую притчу о жизни, человечности и бессмысленности существования. Сложный темп, минимальное количество экшена, депрессивный сеттинг. Критики были в недоумении, зрители зевали. В прокате фильм провалился.
Но спустя годы лента Ридли Скотта стала фундаментом для жанра киберпанк, вдохновением для десятков режиссёров и попала в списки лучших фильмов всех времён. Сегодня сложно представить мир кино без "Бегущего по лезвию". Просто в 1982 году мы к нему не были готовы.
Сюжет: В начале XXI века корпорация Tyrell в рамках так называемой фазы Nexus создала андроидов, названных "репликантами". Они выглядели и вели себя как обычные люди и предназначались для помощи человечеству. Однако с появлением сверхчеловеческой модели Nexus 6, созданной для опасных работ за пределами Земли, всё пошло не по плану: репликанты подняли мятеж на одной из колоний. После этого их запретили на Земле. С этого момента их отлавливают специальные подразделения полиции: "бегущие по лезвию", или "блейдраннеры", чья задача - уничтожать, или как говорят они сами, "отправлять на пенсию" всех репликантов, вернувшихся на Землю или созданных в обход запрета. Любой человек, уличённый в помощи репликанту, приговаривается к смертной казни.
На дворе ноябрь 2019 года, Лос-Анджелес. Рик Декард, бывший блейдраннер, вынужден вернуться к работе: на Землю проникли четверо известных репликантов - боевые модели, во главе с лидером по имени Рой Батти. Один из них, Леон Ковальски, попытался устроиться на работу в саму корпорацию Tyrell, но сбежал прежде, чем его успели обезвредить. Отслеживая его путь, Декард надеется выйти и на остальных. Он уверен: понимание, зачем репликанты стремятся в Tyrell Corporation это ключ к раскрытию их замысла. Возможно, разгадка кроется в некой системе защиты, встроенной в самих репликантов.
Однако на этом сложности не заканчиваются. Помимо четырёх беглецов, на пути Декарда появляется пятый репликант: Рэйчел, ассистентка самого доктора Тирелла. Она не подозревает, кто она на самом деле: Тирелл экспериментирует с новой моделью, снабжая её искусственными воспоминаниями, чтобы сделать её максимально человечной и управляемой. Проблема не только в том, что Рэйчел помогает Декарду, но и в том, что он начинает испытывать к ней чувства. А значит, всё становится куда сложнее, чем просто "поиск и уничтожение".
Сияние
Рейтинг IMDb: 8.4
Продолжительность: 2 часа 26 минут
Жанр: Триллер, Драма, Ужасы / Хоррор
Оригинальное название: The Shining
Год: 1980
Страна: США, Великобритания
Режиссер: Стэнли Кубрик
Главные роли: Джек Николсон, Шелли Дювалл, Дэнни Ллойд, Скэтмэн Крозерс
Парадоксально, но фильм, который сегодня считается одним из величайших хорроров в истории, на момент выхода получил номинацию на "Золотую малину". Поклонники Стивена Кинга, по мотивам книги которого снята лента, были в ярости от расхождений с первоисточником, а критики считали фильм слишком холодным и слишком заумным.
Прошло время, и "Сияние" стало объектом киноведения, анализа, бесконечных теорий и конспирологии. Сегодня в этом фильме видят шедевр: от декораций до актёрской игры Николсона. Видимо Кубрик и его аудитория были на разных волнах в 1980-м.
Сюжет: Получив работу смотрителя на зимний сезон, Джек Торранс (начинающий писатель и бывший алкоголик) вместе с женой Венди и сыном Дэнни отправляется в уединённый отель "Оверлук", затерянный среди снежных просторов штата Колорадо. Здесь, вдали от людей, Джек надеется сосредоточиться на романе и начать жизнь с чистого листа. Но вдохновение не приходит: писательский кризис будто сковывает его разум.
Перед тем как семья остаётся в отеле наедине, управляющий проводит Джека по пустынным коридорам и знакомит с основными обязанностями. А стареющий повар мистер Хэллоран неожиданно замечает в Дэнни редкий дар: способность к телепатии. Он называет это "сиянием" и предупреждает мальчика держаться подальше от загадочной комнаты 237, в которой когда-то произошло нечто ужасное.
Но предупреждения уже не спасут. С каждым днём поведение Джека становится всё тревожнее. Огромный пустующий отель, метели за окнами, странные звуки, пугающие видения и ощущение присутствия чего-то зловещего начинают разрушать его рассудок.
И вот уже шепчущие голоса в голове требуют жертву. Замкнутая в заснеженном отеле семья оказывается в ловушке, где времени больше нет, а разум предаёт. Способен ли Джек на убийство? Или отель просто подчинил себе очередного жителя?
Бразилия
Рейтинг IMDb: 7.8
Продолжительность: 2 часа 12 минут
Жанр: Фантастика, Драма, Комедия
Оригинальное название: Brazil
Год: 1985
Страна: Великобритания, США
Режиссер: Терри Гиллиам
Главные роли: Джонатан Прайс, Роберт Де Ниро, Кэтрин Хелмонд, Иэн Холм
Кафкианская антиутопия, снятая как психоделическая комедия, в своё время пугала студии и раздражала зрителей. Американская прокатная версия была даже перекроена без согласия режиссёра, чтобы хоть как-то сделать фильм "понятнее".
Однако потом "Бразилия" была оценена как одно из самых сильных высказываний против бюрократии и слепой власти, причём в форме, которой до этого в кино просто не существовало. Это фильм-головоломка, фильм-мечта и фильм-кошмар: всё в одном. На момент выхода он показался слишком безумным, а сегодня - чересчур точным.
Сюжет: Сэм Лоури (Джонатан Прайс): загнанный технократ в мрачном и абсурдно запутанном обществе будущего, где всё подчинено неэффективной и всепроникающей бюрократии. Его дни наполнены бумажной волокитой и автоматизированной рутиной, но по ночам он видит сны: в них он парит в небе, свободен от машин и правил, и всегда стремится к таинственной женщине своей мечты.
Однажды, пытаясь исправить ошибочный арест некоего Гарри Баттла (Брайан Миллер), Сэм сталкивается с Джилл Лейтон (Ким Грайст): той самой женщиной из своих снов. В реальности она пытается спасти невиновного человека от системы, но вскоре оказывается, что сама эта система обращает своё око на Сэма. Его ошибочно считают причастным к череде террористических актов.
Теперь, когда за ними обоими охотится бюрократическая машина, Сэм и Джилл вынуждены бороться не только за свои жизни, но и за право на любовь, свободу и хоть немного человеческого тепла в мире, где логика уступила место бездушному абсурду.
Донни Дарко
Рейтинг IMDb: 8.0
Продолжительность: 1 час 53 минуты
Жанр: Фантастика, Триллер, Драма
Оригинальное название: Donnie Darko
Год: 2001
Страна: США
Режиссер: Ричард Келли
Главные роли: Джейк Джилленхол, Джена Мэлоун, Мэгги Джилленхол, Мэри Макдоннелл
Классика "недооценённого дебюта". Фильм, где важную роль играет падающий двигатель самолёта, вышел после теракта 11 сентября и провалился в прокате. Да и вообще вызывал больше вопросов, чем восторгов.
Однако DVD-релиз и интернет превратили "Донни Дарко" в икону поколения. Его стали обсуждать на форумах, строить теории, разбирать кадр за кадром. Оказалось, что за кажущейся хаотичностью скрывается поэтичная и глубокая история о взрослении, депрессии, страхе и времени.
Сюжет: Донни Дарко - подросток, которому сложно найти общий язык с семьёй, учителями и одноклассниками. Он замкнут, умен и слегка не от мира сего. Но всё меняется, когда он знакомится с Гретхен: такой же непростой и ранимой девушкой, которая становится для него чем-то большим, чем просто подруга.
Донни также посещает чуткого психиатра, которая с помощью гипноза начинает раскрывать глубоко спрятанные в его сознании тайны. Однако настоящий поворот начинается, когда в его жизни появляется странный спутник: гигантский кролик по имени Фрэнк, которого не видит никто, кроме самого Донни. Фрэнк говорит с ним, предсказывает события и будто ведёт по некой невидимой тропе судьбы.
Однажды ночью на дом Донни падает двигатель самолёта, полностью разрушая его комнату. Но Донни каким-то чудом избегает смерти. Он оказывается вне дома именно в ту самую минуту. Это событие и само его спасение кажутся сверхъестественными. С этого момента реальность начинает искажаться: время, сны и галлюцинации сплетаются в узор, в котором Донни предстоит понять свою истинную роль и выбрать: принять судьбу или изменить ход вещей.
Бойцовский клуб
Рейтинг IMDb: 8.8
Продолжительность: 2 часа 19 минут
Жанр: Триллер, Драма, Криминал
Оригинальное название: Fight Club
Год: 1999
Страна: США, Германия
Режиссер: Дэвид Финчер
Главные роли: Эдвард Нортон, Брэд Питт, Хелена Бонем Картер, Мит Лоаф
Фильм, который сегодня считается культовой классикой, в своё время вызвал шок у студии Fox, которая не знала, как его рекламировать. В прокате он провалился, критики были сбиты с толку, а зрители не понимали, шутка это или серьёзное высказывание.
Сегодня же его пересматривают, цитируют, иронизируют и обсуждают всё так же страстно, как в 1999-м. Только теперь с пониманием того, насколько точно он уловил дух потребительской эпохи и внутреннего кризиса мужчины конца XX века.
Сюжет: Безымянный рассказчик, страдающий от хронической бессонницы и эмоционального опустошения, начинает посещать группы поддержки, притворяясь больным. Там, среди чужой боли, он наконец-то чувствует облегчение. Всё меняется, когда он знакомится с Марлой: такой же "самозванкой", как и он сам. Их странная связь разрушает иллюзию покоя, которую он пытался построить.
Но настоящий поворот происходит, когда в его жизни появляется Тайлер Дёрден: харизматичный, бесшабашный и опасный. Вместе они создают подпольный бойцовский клуб, где мужчины избавляются от гнева, боли и социальной апатии через кулаки и кровь. Постепенно клуб перерастает в нечто большее: в анархическую организацию с собственными правилами и целями.
По мере того как дружба между героем и Тайлером крепнет, границы между личностями, желаниями и реальностью начинают стираться. Начинается опасная борьба, не только за влияние и власть, но и за право быть собой в мире, где всё рушится.
Король комедии
Рейтинг IMDb: 7.8
Продолжительность: 1 час 49 минут
Жанр: Триллер, Драма, Комедия, Криминал
Оригинальное название: The King of Comedy
Год: 1982
Страна: США
Режиссер: Мартин Скорсезе
Главные роли: Роберт Де Ниро, Джерри Льюис, Дайэнн Эбботт, Сандра Бернхард
Когда Мартин Скорсезе выпустил "Короля комедии", зрители и критики ожидали чего-то иного. Фильм казался чересчур отстранённым, даже холодным. Многие не поняли его иронии и пугающей достоверности. Роберт Де Ниро сыграл комика-неудачника, чьи маниакальные амбиции приводят его к похищению телеведущего и это было настолько неловко и напряжённо, что аудитория просто отшатнулась. Сатира оказалась чересчур близкой к реальности.
В прокате фильм провалился. Он не стал сенсацией, как "Таксист" или "Бешеный бык". Но с годами стало ясно: это была блестящая, пугающе точная предсказательная картина, заглянувшая в будущее мира, где слава является самоцелью, а границы дозволенного давно стерлись. Сейчас, когда культура знаменитостей и вирусных героев достигла апогея, "Король комедии" стал культовой классикой.
Сюжет: Руперт Папкин (или даже Пупкин) одержим мечтой стать великим комиком. Он верит, что его судьба это блистать на сцене и выступать в самом популярном вечернем шоу. Его кумиром является телеведущий Джерри Лэнгфорд, и Руперт решает добиться от него заветного шанса.
Однако, вместо поддержки он сталкивается с равнодушием и отговорками. Но Папкин не из тех, кто сдается. Он начинает буквально преследовать Джерри: на улице, у офиса, возле дома. Его настойчивость постепенно переходит грань допустимого. В какой-то момент Руперт объединяется с Машей: такой же безумной фанаткой, как он сам, только ещё более навязчивой и неуравновешенной.
Их план шокирует своей дерзостью: они похищают Джерри Лэнгфорда, чтобы у Руперта наконец появился шанс выйти в эфир и показать миру своё комедийное шоу.
Одинокая белая женщина
Рейтинг IMDb: 6.4
Продолжительность: 1 час 47 минут
Жанр: Триллер, Драма
Оригинальное название: Single White Female
Год: 1992
Страна: США
Режиссер: Барбет Шрёдер
Главные роли: Бриджит Фонда, Дженнифер Джейсон Ли, Стивен Уэбер, Питер Фридман
Этот психологический триллер с Бриджит Фондой и Дженнифер Джейсон Ли был воспринят поначалу прохладно. Его критиковали за "вторичность", "мелодраматизм" и чрезмерную театральность. Однако мало кто тогда понял, насколько точно фильм схватывает страх перед вторжением в личное пространство и утратой идентичности.
В центре сюжета: история женщины, которая после расставания с парнем находит себе соседку по квартире. Но та начинает копировать её поведение, стиль, манеры... и вскоре всё превращается в настоящий кошмар.
Фильм мастерски балансирует на грани ужаса и социальной драмы, исследуя женскую дружбу, одиночество и навязчивую потребность в принятии. Спустя годы, особенно на фоне переосмысления феминистских и психологических тем, фильм "Одинокая белая женщина" стали пересматривать и переоценивать. Сегодня его цитируют, на него ссылаются, а его эстетика вдохновляет современных режиссёров.
Сюжет: В жизни Эллисон Джонс, девушки дизайнера из нью-йоркской компании занимающейся программным обеспечением, всё вроде бы складывается отлично. Она живёт в просторной, пусть и слегка обшарпанной, но уютной квартире. У неё есть заботливый жених Сэм Ростен, а лучший друг всегда рядом, живя этажом выше. Её бизнес только начал развиваться, и первый серьёзный клиент (Митчелл Майерсон) пусть и сторговал цену, но обещает стать трамплином к новым заказчикам.
Однако всё рушится, когда Элли узнаёт, что Сэм изменил ей с бывшей женой. Их отношения заканчиваются, и в пустующую спальню она решает найти новую соседку для того чтобы заполнить образовавшуюся пустоту. На последнем собеседовании появляется Хедра Карлсон, и Элли выбирает именно её: во время разговора девушка показала, что могла бы стать не просто соседкой, а настоящей подругой.
Сначала их совместная жизнь складывается неплохо. Но вскоре Элли начинает замечать странности. Хеди проявляет чрезмерную заботу, словно хочет её защитить от всего и всех. А ещё, она понемногу копирует поведение, стиль и даже внешность Элли. Возможно, это связано с трагедией из её прошлого: в детстве у Хедры была мертворождённая сестра-близнец.
Ситуация накаляется, когда Элли неожиданно мирится с Сэмом. Хеди явно чувствует угрозу, ведь её вытесняют из жизни подруги. То, что начиналось как дружба, превращается в опасную игру, где на карту поставлена безопасность и сама жизнь Элли.
Почему так происходит?
Иногда дело во времени. Фильм появляется слишком рано, и его просто не успевают прочувствовать. Иногда дело в неудачном маркетинге или ожиданиях, которые не совпали с реальностью. Иногда в тематике, к которой общество ещё не готово.
Но чаще всего причина в другом: сильное кино требует времени, чтобы осесть внутри. Легкие фильмы моментально нравятся, но так же быстро забываются. А вот те, что вызывают раздражение или недоумение, цепляют глубже. С ними нужно переспать, вырасти, пережить что-то важное и тогда они открываются с новой стороны.
И что из этого?
В следующий раз, когда вы выйдете из кинотеатра с ощущением: "что это вообще было?", то не спешите ставить крест на фильме. Возможно, вы только что посмотрели свой будущий любимый фильм. Просто он ещё не успел раскрыться. Или вы ещё не успели к нему дозреть.
Потому что великое кино - это не только эмоция "здесь и сейчас". Это ощущение, которое остаётся с тобой надолго.
__________________
Заходите на мой Телеграмм-канал "35 мм" в котором публикуются актуальные новости и интересные детали о кино. Подписывайтесь на него и мы вместе будем еще больше погружаться в мир кино.
__________________
Другие статьи на интересные темы о кино: