Найти в Дзене
Digital Learning

Инструменты электронного обучения и роль ИИ в них

Инструменты электронного обучения и роль ИИ в них.

Друзья, сегодня у нас публикация от нового автора сообщества Digital Learning - Федора Моросеева! Прошу поддержать Федора реакциями и комментариями!

Автоматизация это процесс “убирания” человека из производственного процесса. И когда он происходит, со стороны может показаться процесс происходит сам. Но это заблуждение и иллюзия. На самом деле человек начинает выполнять другую функцию или он становится нужен, в силу автоматизации, в другой части общего процесса.

Комбайн на полях, конечно, заменил ручной труд косарей, повысив эффективность сбора урожая, но создав кучу новых профессий, как: водитель комбайна, его помощник, оператор элеватора и т.п.

Для понимания может ли заменить искусственный интеллект - учителя нужно понять как он может его заменить и где.

Во-первых до появления полноценных андроидов (хотя возможно это скоро произойдет) текущие специализированные языковые модели могут заменить только участников электронного образования, которое еще в стадии формирования.

Конечно благодаря Covid-19 инструменты электронного образования расцвели, но также стало понятно, что сам процесс строиться на трех программах: LMS (системе управления обучением), мессенджере и видеоконференции. Методолог совместно с преподавателем готовят серию презентаций и материалов к занятиям, проверочные работы и систему оценки, загружая все в LMS, затем преподаватель записывает или проводит серию видео-звонков где объясняет и/или обсуждает материал, после чего в асинхронном режиме в чате преподаватель помогает ученикам доосвоить материал. Ученик проходя материал выполняет проверочные работы и тесты, LMS оценивает степень прохождения.

Конечно ИИ может создать материалы, проверочные занятий и видео-ролики на основании тем занятий, но сама область создания контента пока не стабилизировалась, развивается очень бурно, а сам процесс автоматического создания контента, еще в стадии отладки (он называется контент-заводом). Что приводит нас к во-вторых.

Во-вторых, даже специализированные “языковые” модели понимают материал на среднем уровне. Как в анекдоте средняя температура по больнице 36.6, с учетом гнойного отделения и морга. Бывают прорывы, но это скорее хайп. ИИ бредит, обманывает и имитирует. Доверить ему автономное создание учебных программ значит понизить общий уровень самой образовательной программы, что повышает требования к методологу, который должен проверить ИИ.

Автоматизировать электронное образования можно сшив контент-завод, LMS, видео-колл и чаты. Гарантировать качество полученного образования будет трудно. Нам нужен грамотный методолог, который не только понимает образовательный процесс, но и текущие ограничения Искусственного интеллекта.

Моросеев Федор и команда сообщества Digital Learning