Найти в Дзене
AutoHS - история автомобилей

Секретный автобус НКВД, опередивший свое время

В истории отечественного автомобилестроения есть удивительные машины, которые намного опережали своё время. Одним из таких шедевров стал экспериментальный прототип, созданный в стенах НАТИ в 1934 году. Эта машина буквально перевернула представления о том, как должен выглядеть современный автобус!

История этого автобуса началась во второй половине 1934 года, когда кузовной отдел Научного автотракторного института получил заказ на разработку специального транспортного средства, предназначенного «для курортных районов и туристских перевозок». Впрочем, истинная цель была совершенно иной. Реальным заказчиком выступил Народный комиссариат внутренних дел (НКВД), которому потребовался скоростной и маневренный автобус для служебных нужд. Основные требования звучали просто: максимальная вместимость при минимальных габаритах и весе.

За создание уникальной машины взялась команда талантливых инженеров. Проект курировал главный конструктор НАТИ Андрей Островцев, который позже прославился работой над представительскими автомобилями ЗИС-110 и ЗИЛ-111. Дизайн разрабатывал молодой Юрий Долматовский, будущий корифей отечественного автомобильного дизайна.

НАТИ-ЗИС-8 и его создатели: А.Н. Островцев и Ю.А, Долматовский
НАТИ-ЗИС-8 и его создатели: А.Н. Островцев и Ю.А, Долматовский

Результат превзошёл все ожидания. Автобус на шасси ЗИС-8 получил абсолютно новаторскую внешность, которая кардинально отличалась от всех существовавших тогда машин. Главной особенностью стала цельная конструкция передней части: крылья, капот и облицовка радиатора образовали единое, или, как сейчас бы сказали, интегральное оперение. Кроме того, приборы головного света располагались не на кронштейнах, как у всех автомобилей того времени, а были вмонтированы непосредственно в передние крылья! Боковые панели получили характерные торпедообразные рельефы, а общие очертания машины стремились к обтекаемым формам. Весь облик автобуса выглядел так, словно он прибыл из будущего.

-3

Конструкция салона, напротив, была весьма архаична. Вместо традиционного центрального прохода инженеры разместили сплошные скамьи, к каждой из которых вела отдельная дверь. Всего дверей было шесть: по три на каждую сторону. Такое решение позволило разместить 26 пассажиров плюс водителя в относительно компактном кузове. Правда, о комфорте речь не шла - каждому человеку отводился абсолютный минимум пространства.

-4

В техническом отношении автобус НАТИ от исходного ЗИС-8 не отличался. Под капотом находился 6-цилиндровый нижневальный двигатель ЗИС-5 на 73 л.с., который работал в паре с 4-ступенчатой КПП. Подвески рессорные, тормоза механические. Масса НАТИ-ЗИС достигала 3700 кг, при этом автобус без проблем развивал 60 км/ч, что полностью соответствовало требованиям заказчика.

Несмотря на техническую новизну, серийным автобус не стал. Сложность изготовления и высокая стоимость делали массовое производство нерентабельным. К тому же секретное назначение машины исключало широкую огласку ее характеристик. Таким образом, революционные идеи советских конструкторов получили признание лишь спустя десятилетия. Автомобили с цельными крыльями и интегрированными фарами стали массовыми только в 1950-1960-е годы...

Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!

Больше материалов в моем телеграм!

Читайте также:

Ярославский «монстр» на 4 осях
AutoHS - история автомобилей15 июля