Истребитель «паразит» давно привлекал внимание авиационных инженеров, особенно в период изучения и официальных испытаний новых методов создания тяги. Концепция истребителя-паразита была достаточно проста в теории, но на практике раз за разом оказывалась практически неосуществимой. Основная идея заключалась в том, чтобы оснастить неповоротливые бомбардировщики боеспособными истребителями.
Как только вражеские истребители были бы обнаружены, истребители-паразиты отделялись от самолёта-носителя и вступали в бой с противником.
После этого истребитель-паразит мог либо вернуться на борт самолёта-носителя (с помощью сложной и зачастую опасной схемы возвращения), либо пилот истребителя мог просто катапультироваться над дружественной территорией, чтобы его подобрали свои. Messerschmitt 328 задумывался как такое устройство-паразит и должен был стать частью встроенной системы защиты планируемых оптимистичных немецких «супербомбардировщиков».
Однако разработка небольшого самолёта Me 328 затянулась на неожиданно долгий срок, и в итоге было создано всего несколько работоспособных прототипов. Ранние модели были безмоторными планерами, а более поздние модели испытывались с реактивными» двигателями. Третья модель даже была оснащена одним турбореактивным двигателем. Излишне говорить, что Me 328 так и не был запущен в серийное производство до окончания войны, в основном из-за недостаточного сочетания планера с реактивными двигателями.
Несмотря на отмену проекта, Me 328 всерьёз рассматривался в качестве самолёта, способного выполнять целый ряд задач, которые ставило перед собой немецкое верховное командование. Считалось, что он может выполнять не только функции истребителя-паразита.
Me 328 был разработан компанией Messerschmitt как проект «P.1073» в 1941 году. К тому моменту компания Messerschmitt уже зарекомендовала себя в войне благодаря превосходному истребителю Messerschmitt BF 109 — одноместному самолёту с одним двигателем, который мог составить конкуренцию даже таким впечатляющим машинам, как Supermarine Spitfire и North American P-51 Mustang. BF 109 стал одним из самых массовых истребителей времён войны. Компания Messerschmitt также отвечала за разработку и, в конечном счёте, производство первого в мире реактивного истребителя Me 262 «Швальбе». Как и многие другие известные немецкие авиационные компании во время войны, Messerschmitt не боялась расширять горизонты, когда дело касалось новых конструкций самолётов с различными видами силовой установки.
В своём первоначальном виде P.1073 должен был выполнять роль истребителя сопровождения бомбардировщиков. Для этого немецким бомбардировщикам пришлось бы внести некоторые изменения в конструкцию фюзеляжа, либо запуская истребители-паразиты с помощью буксировочных тросов, либо с помощью пусковых рельсов. Чтобы снизить производственные затраты, конструкция должна была по возможности изготавливаться из дерева, что было распространено на протяжении всей Второй мировой войны, несмотря на широкое использование самолётов изготовленных из металла.
Было разработано три основных варианта конструкции, первый из которых представлял собой безмоторный планер. Второй проект предусматривал использование пары реактивных двигателей для обеспечения тяги. Третий проект отличался тем, что в нём предполагалось использовать турбореактивный двигатель Junkers Jumo 004.
Проект Me P.1073 был передан для дальнейших исследований в Немецкий научно-исследовательский институт планеризма, в результате чего к 1942 году появились два полноценных варианта — истребитель Messerschmitt«Me328A» и бомбардировщик «Me328B». Поскольку идея заключалась в том, чтобы предложить Люфтваффе экономичное решение, конструкция планера Me 328 должна была претерпеть лишь незначительные изменения, чтобы его можно было использовать в качестве истребителя-паразита.
Предполагалось, что производство одного Me 328 будет стоить лишь малую часть того, во что обходилось производство двух основных немецких истребителей того времени — BF 109 и Focke-Wulf Fw 190. Были построены и испытаны два работоспособных прототипа планерного самолета, для этого использовались двухмоторные средние бомбардировщики серии Dornier Do 217. Дополнительные испытания включали оснащение планера ракетами для наземного самостоятельного запуска своим ходом и без необходимости полагаться на самолет-носитель для подъема в воздух.
Проект был признан перспективным, и вскоре к первоначальной паре прототипов добавились ещё семь, оснащённые двумя импульсными двигателями Argus As 014. С этими летательными аппаратами, оснащёнными импульсными двигателями, было проведено несколько статических испытаний, но из-за чрезмерной вибрации их пришлось прекратить. Вибрация вызывала опасения и могла привести к тому, что пилот потеряет контроль над своим летательным аппаратом или тот вообще развалится. Этот эффект также наблюдался при разработке ракеты Фау-1, в которой использовался тот же принцип работы двигателя. Проблема вибрации Me 328 так и не была полностью решена, и к середине 1944 года программа была более или менее закрыта. Предполагалось установить 2 пушки MG 151/20 калибра 20 мм, но этого так и не произошло.
Несмотря на то, что проект был закрыт, работа над ним всё же продвигалась в ограниченном объёме. Был разработан вариант бомбардировщика с четырьмя двигателями и реактивным двигателем, но, как и в случае с истребителем-паразитом, он так и не был реализован. Как и в случае с большинством других экстравагантных идей о супероружии, Адольф Гитлер одобрил проект Мессершмитта, но на пути к реализации миниатюрного Me 328 возникло множество препятствий. Не хватало военных материалов и живой силы, поскольку Германия теперь вела оборонительную войну на нескольких фронтах, и не все представители власти разделяли энтузиазм Гитлера по поводу таких планов, считая, что ресурсы можно было бы использовать более эффективно.
Позднее Me 328 был задуман как морской истребитель, запускаемый с подводной лодки. В наземном варианте Me 328 мог бы стать дешёвым перехватчиком для противовоздушной обороны, который использовался бы примерно так же, как Me 163 «Комет» с ракетным двигателем. Me 328 также должен был выполнять роль штурмовика. Увы, как и в случае с ранее определёнными ролями, все эти видения оказались одинаково бесплодными.
В готовом виде Me 328 выглядел как обычный самолёт. Он был меньше по размеру, чем реактивный Heinkel He 162 «Volksjager» («Народный истребитель»). К концу войны было построено некоторое количество He 162, которые предназначались для защиты Германии. Они были дешёвыми в производстве, и предполагалось, что ими будет управлять немецкая молодёжь с минимальной подготовкой. Точно так же Me 328 был относительно простым самолётом с коротким передним обтекателем и многосекционным фонарём кабины с каркасом. Самолётом должен был управлять один человек, и система управления, скорее всего, была несложной. Из-за выступающего «гребня» в верхней части фюзеляжа обзор назад был довольно плохим, но в остальном обзор был хорошим. Самолёт имел короткое хвостовое оперение с закруглённым вертикальным хвостовым стабилизатором и небольшими горизонтальными стабилизаторами по бокам.
Вертикальное хвостовое оперение имело стреловидность только по передней кромке. Основание хвостового оперения загибалось вверх к хвостовому оперению. Основные крылья были высоко расположены и крепились по обеим сторонам стенок кабины. Стреловидность была как по передней, так и по задней кромке, что придавало крылу заострённый вид.
Каждое крыло имело двугранный угол (угол наклона вверх) по отношению к фюзеляжу. Импульсные реактивные двигатели располагались под каждым крылом и выступали за его заднюю кромку. Эти двигатели были относительно простыми, с выпуклым передним отсеком и гладким трубчатым задним корпусом.
Длина Me 328 составляла 8.6 м, а размах крыльев — 6.9 м. Высота — 2.1 м. Масса пустого самолёта составляла 1600 кг, а полностью загруженного — 2674 кг. Мощность должна была обеспечиваться парой импульсных двигателей Argus серии As 014. Максимальная скорость превышала 645 км/ч, а практический потолок составлял 6800 м — что, безусловно, соответствовало характеристикам истребителей союзников того времени. Дальность полёта составляла всего 625 км, но это было незначительно, учитывая характеристики самолёта.
В качестве завершающего штриха предполагалось, что Me 328 будет выполнять ещё одну роль — на этот раз в качестве пилотируемой летающей бомбы. В этой жуткой роли немецкий пилот должен был доставить 907-килограммовую боеголовку к назначенной цели и направить весь самолёт — с полезной нагрузкой и всем остальным — прямо на цель. Изначально конструкция должна была быть основана на злополучной модели бомбардировщика Me 328B. Конструкция самолёта была усовершенствована с помощью турбореактивного двигателя Junkers Jumo 004 и получила название Me 328C. Но Me 328C с реактивным двигателем не суждено было увидеть свет. Однако проект пилотируемой летающей бомбы продвигался, и основное внимание уделялось конструкции Fieseler Fi 103R («Райхенберг») — пилотируемой версии ракеты-бомбы Фау-1. Они должны были использоваться эскадрильей смертников «Леонидас» (по аналогии с японскими «камикадзе»). Эскадрилья «Леонидас» действовала с 17 по 20 апреля 1945 года. Около тридцати пяти немецких пилотов совершили самоубийство. Эти попытки не оказали существенного влияния (кроме психологического).
Технология импульсного двигателя в том виде, в котором она существовала, не подходила для конкретного планера Me 328. Как и раньше, и даже после этого, концепция «паразита» оказалась слишком сложной, чтобы стать серьёзным компонентом на поле боя, и военная машина Германии капитулировала в мае 1945 года.