Два фильма Мела Брукса, вышедшие один за другим ("Сверкающие седла" и "Молодой Франкенштейн"), поспособствовали созданию на голливудской фабрике грез новой конвейерной линии, поскольку жанр "кинопародия" стал одним из наиболее популярных. Вышеупомянутые картины ("Сверкающие седла" — пародия на классический вестерн, "Молодой Франкенштейн" — пародия на классический фильм ужасов), входят в число самых кассовых лент 70-х.
Пародии, конечно, снимались и раньше. Самым раскрученным брендом были "Эббот и Костелло" (такие, типа, толстый и тонкий). "Эббот и Костелло встречают Франкенштейна", "Эббот и Костелло встречают человека-невидимку". Я даже смотрел парочку фильмов с их участием. Но все это не идет ни в какое сравнение с постмодернистскими опусами Мела Брукса, где берутся и обыгрываются целые сцены из фильмов, тщательно воссоздаются декорации и грим. То есть, Мела Брукса можно смело считать основателем современной дорогостоящей кинопародии.
Джин Уайлдер (выступивший так же соавтором сценария) шикарен в роли молодого Фредерика Франкенштейна, преподающего медицину где-то в Европе и истерично вскидывающегося каждый раз, когда ему напоминают о его знаменитом предке. Желая отмежеваться от сомнительных достижений предка, он даже поменял фамилию.
Но вдруг ему приходит письмо о наследстве. Он прощается с невестой-недотрогой и едет в Трансильванию, чтобы вступить во владения замком и прочим имуществом барона Франкенштейна. Там его встречает молодой горбун Игор, предусмотрительно подогнавший доктору молодую сексапильную ассистентку...
Родовое проклятие Фредерика — страстная натура ученого-естествоиспытателя — прорывается наружу. История повторяется, от "дурной наследственности" не убежишь, нельзя вступить во владение великолепным древним замком, не вступив ногой во все остальное...
Но КАК она повторяется, эта история!
К тому же одновременно пародируются сразу два фильма Уэйла — "Франкенштейн" и "Невеста Франкенштейна".
Ну, а финал вообще сногсшибателен, в нем можно усмотреть отголоски уже даже не франкенштейновщины, а фильмов Эриха фон Штрогейма.
Оценка: 8,5 из 10.
Режиссер: Мэл Брукс
Сценарий: Джин Уайлдер, Мэл Брукс (по мотивам романа Мэри Шелли),
Оператор: Джералд Хиршфелд,
Композиторы: Джон Моррис, Уильям Стеффе.
В главных ролях: Джин Уайлдер, Питер Бойл, Марти Фелдман, Мэдлин Кан.
В ролях: Джин Хэкман, Клорис Личмен, Тери Гарр, Кеннет Марс, Ричард Хейдн.
Награды:
Академия НФ, фэнтези и хоррора — лучший хоррор, режиссер, актер второго плана (М. Фелдман), грим, декорации.
"Хьюго" — лучший фильм.
"Небьюла" — лучший сценарий.
Golden Screen, Germany
Библиотека Конгресса США — National Film Registry (2003).
Интересные факты о фильме:
- Прямым объектом пародии Мэла Брукса стала классическая лента Джеймса Уэйла "Франкенштейн" (1931). Чтобы совсем уж добиться пародийного сходства, Брукс снял свою ленту в том же замке, в котором был снят оригинал.
- Звук волчьего воя сымитировал сам Брукс.
- Когда Франкенштейн поднимается по ступенькам на второй этаж, на стене можно заметить изображение горгульи, подозрительно похожей на Мэла Брукса.
- В начале фильма часы бьют… 13 раз.
- На одной из скляночек с мозгами можно прочесть имя Чарлз Сертин. Это имя ассистента художника, тогда только начинавшего карьеру в кино.
- Парочка в поезде беседует на английском языке, а затем то же самое, хохмы ради, повторяет на немецком.
- Мэделейн Кан сначала должна была сыграть роль Ингы, но отказалась от нее. Брукс подумал и решил отдать ей роль Элизабет. Затем Кан передумала и попросила роль обратно. Было уже поздно — Брукс успел пригласить Тери Гарр, которой дано было задание: к следующему дню освоить немецкий акцент. Что Тери с успехом и продемонстрировала.
- Черепа, который Фредрик и Инга обнаруживают перед замком, были настоящими человеческими черепами, за исключением черепа того, кто умер шесть месяцев назад — этот череп был искусственным муляжом.
- У Брукса в запасе было столько шуток, что когда основные сцены были уже поставлены, он не смог остановиться и продолжил снимать дальше.
- Сцена, где монстр несет Элизабет через лес, пародирует схожую сцену из фильма "Чудовище из Черной лагуны" (1954).
- Джин Уайлдер, Питер Бойл и Марти Фелдман попали в фильм благодаря ловкости их общего агента.
- Фраза "Я могу приготовить эспрессо" была сымпровизирована Джином Хэкманом, сыгравшим Слепца.
- Мозг, который так и не достался монстру, принадлежал некоему Хансу Дельбруку. Реальный Ханс Дельбрук был знаменитым немецким историком, преподавателем Берлинского университета.
- Актер Леон Эскин сыграл адвоката, но его роль была целиком вырезана из фильма.
- Когда фильм вышел в кинотеатрах, в титрах не оказалось имени Джина Хэкмана.
Читайте и смотрите на моем канале: