Закидать исками, а потом требовать деньги — в России набирает обороты "фототроллинг". Абсолютно любому человеку или любой организации могут предъявить за взятую из интернета фотографию. Решить вопрос предлагают до суда, но за большую сумму. В ход идут различные уловки и манипуляции. При этом юристы заявляют: такая практика легальна. Правда, есть очень важные нюансы. О "серийных истцах" — в расследовании РИА Новости.
"Агрессивный подход"
У Вячеслава Гусельникова из Санкт-Петербурга свой сайт, там он публикует материалы по IT-тематике. Каждую заметку иллюстрирует картинкой, взятой из поисковиков.
"И однажды я получаю письмо: нарушил авторское право на фото "Лахта-центра". Хотя, когда брал это изображение, нигде не нашел сведений о владельце", — рассказывает он.
Письмо с претензией составлено как по шаблону: сперва пугают судебными последствиями, потом предлагают урегулировать все сейчас "при условии открытого диалога". Вячеслав связался с адвокатом, представляющим интересы истца, предложил указать источник фото либо вообще его удалить. Тот согласился, назвав это "обязательным условием для продолжения диалога".
"Думал, на этом все, но нет: адвокат написал, что решить спор можно за десять тысяч рублей — мол, на практике сумма досудебного урегулирования не может быть ниже 25 тысяч, но, так уж и быть, они согласны на меньшее", — продолжает Гусельников.
Затем тон стал не таким мягким: Вячеславу прислали "иск-оферту" (стандартный документ при досудебных спорах) уже с другой суммой: 31 тысяча рублей (21 — компенсация истцу, десять — возмещение издержек, в том числе пошлин). С каждым новым письмом требования росли.
"Общались все агрессивнее. Теперь я не знаю, что делать", — признается он.
Все письма присылали представители фирмы "Пейзаж", которая позиционирует себя "защитником создателей контента", прежде всего фотографов. Клиентов компания, как правило, находит сама: ищет фото без указания авторских прав (копирайта), а затем связывается с его создателем.
"Обычно спорные изображения удаляются сразу после получения претензии, как только нарушитель "загуглил" информацию об Агентстве "Пейзаж" и понял, что дело серьезное", — в том числе такой фразой зазывают клиентов.
Видимо, огласка, — основа тактики компании. Созданная в марте 2020-го фирма сразу начала рассылать иски. А известной на всю страну стала после того, как потребовала от шоумена Гарика Мартиросяна 100 тысяч рублей за размещенное в его соцсетях фото с видом на железнодорожный вокзал Воронеж-1 и Благовещенский собор.
После этого процесса дела пошли в гору: по итогам 2021-го, по данным БИР Аналитик, прибыль достигла 2,5 миллиона рублей.
Для учредителей фирмы — Виктора Тюхая (он же руководитель) и Василия Евтюхина — это первое по-настоящему успешное дело. Раньше они пробовали себя в строительной сфере, продавали материалы из бетона. Но, например, их ООО "Солидстрой" не протянуло и года.
Все фирмы, в том числе "Пейзаж", зарегистрированы в Старом Осколе Белгородской области. Однако бизнес, по всей видимости, ведут в соседней Воронежской — в коллегии адвокатов региона аккредитованы их юристы. Но и это не все: в Воронеже находится фирма, владеющая сервисом "Вебджастис", с помощью которого в режиме-онлайн нотариально заверяется авторство на то или иное изображение. Выписку из таких сервисов используют в суде как основное доказательство прав на фото.
Владелец платформы, воронежец Евгений Седых, видимо, лично знаком с Виктором Тюхаем, на что указывает страница последнего во "ВКонтакте".
Хотя это не самый примечательный партнер "Пейзажа": Тюхай управлял фирмами известного воронежского предпринимателя Игоря Махотина, который был председателем совета воронежского регионального отделения "Трудовой партии России", а также числится учредителем 15 компаний. Сейчас Махотин признан банкротом (что интересно, его отец, предположительно, состоит в попечительском совете НКО, которая помогает списывать долги).
Министерства, компании, телеканалы…
За четыре года "Пейзаж" отбил вложения уже 30 раз, общая выручка за этот период — 52,9 миллиона рублей. А секрет успеха донельзя простой.
По гражданскому кодексу, автор фотографии может отсудить деньги за неправомерное использование своего изображения. Либо решить все в досудебном порядке. Фирма же предлагает взять все заботы на себя, само собой, за долю будущего "выигрыша" (от 30 до 75 %).
Также подобные организации, вероятно, могут взять себе "бесхозные" картинки через онлайн-нотариуса (сначала купив в фотобанке). Конкурент "Пейзажа", ООО "Восьмая заповедь", владеет собственным онлайн-нотариусом. В такой связке за три года фирма волгоградца Данилы Яценко заработала свыше 40 миллионов рублей.
Немалая часть доходов — досудебные соглашения. У всех примерно одинаковая тактика (РИА Новости изучило десятки таких писем): если ответчик согласен решить все мирно, его начинают дожимать. Мотивируют суммы "сложившейся судебной практикой" и "высокой стоимостью издержек".
"Такие "письма счастья" приходят повсеместно. И чем больше идешь на поводу провокаторов, тем больше они начинают требовать", —рассказывает предприниматель Алексей Н.
Фирма, которая общалась с ним, до последнего хотела получить деньги в досудебном порядке: заманивала даже "системой скидок". Сам он действовал аккуратно — не использовал, например, в переписке фразу "наши фотографии". "Чтобы не прицепились на суде", — поясняет он. В итоге до суда так и не дошло, ему перестали писать.
Тем не менее в последние годы число разбирательств выросло кратно. Если в 2015-м было только одно дело, то в 2021-м — уже 1138. А в 2022-м и 2023-м арбитражи рассматривали 2767 и 6682 дела соответственно, в 2024-м — больше восьми тысяч. Объем искового "рынка" — свыше 1,5 миллиарда рублей.
Сейчас "Пейзаж" выступает истцом по 337 делам на общую сумму 19,06 миллиона рублей. ООО "Восьмая заповедь" претендует на 27,7 миллиона по 303 делам. Но это не рекорд — в 2022-м айтишник Александр Лаврентьев пытался получить 97 миллионов в 688 делах. И 16 процентов разбирательств он выиграл.
Действовал как сам, через ИП, так и с помощью созданной им ООО "Антипиратские технологии". "Жертвами" стали госучреждения (например, Минэкономразвития Ростовской области), СМИ (телеканал "360"), вузы (РАНХиГС), органы ЖКУ, множество частных компаний и простых граждан. Лаврентьев хвастался, что таким способом только в 2022-м заработал не меньше 25 миллионов.
Однако в 2023-2024 годах его дела шли уже не так успешно. В итоге месяц назад он ликвидировал компанию "Антипиратские технологии" как убыточную.
"Дело в том, что суды начинают обращать внимание на таких "бизнесменов", ограничивая их требования — ссылаясь на статью 10 Гражданского кодекса о недопустимости злоупотребления правом. И если после тщательной проверки приходят к выводу, что истец хочет извлечь прибыль, а не защитить права, то отказывает ему", — поясняет генеральный директор “Артпатент”, патентный поверенный России Григорий Бусарев.
И приводит пример: с его клиента требовали 600 тысяч рублей за использование одной фотографии. Компания, представлявшая интересы фотографа, ссылалась на некий лицензионный договор — мол, приобрела права на изображение за 300 тысяч.
"Во время процесса в суде мы поставили резонный вопрос: "Где вы видели реальные лицензионные договоры на фотографии с такими суммами?" — рассказывает Бусарев. — Ведь на бумаге можно написать что угодно, но это не делает требования достаточно обоснованными. Судья согласился, что заявленная сумма явно не соответствует обстоятельствам дела. В результате компенсацию снизили до адекватных 30 тысяч рублей".
Деньги на украинских мигрантов
Судя по статистике, практику стали пересматривать в 2024-м — сумма компенсации уменьшилась, в среднем, со 100 до 50 тысяч. И участники "рынка" приспособились – тот же "Пейзаж" поубавил аппетиты. А некоторые и вовсе заработали в новых реалиях.
Сейчас лидер по "исковому спаму" — зарегистрированная в Анапе ООО "Фортуна технолоджис" с 966 делами на сумму 27,2 млн рублей. В отличие от конкурентов, фирма обычно требует 20-30 тысяч (вместо 50-100). Таким способом только в 2024-м компания выручила порядка 72 миллионов рублей.
Интересна дальнейшая судьба этих денег: чистая прибыль (более 13 миллионов), возможно, пошла в карман учредителям — Кириллу Кнаубу и Эльмару Пиннекеру. Последний — гражданин ФРГ. Как и конкуренты из "Пейзажа", тоже занимается строительством. Только гораздо успешнее.
Пиннекер числится директором шести берлинских фирм:
- Fortuna Bautec GmbH (основана в 2016-м);
- EP Construct GmbH (основана в 2020-м);
- Fortuna Development GmbH (основана в 2022-м);
- Fortuna Elektro GmbH (основана в 2022-м);
- Fortuna Handel GmbH (основана в 2023-м);
- Fortuna Investment Group GmbH (основана в 2022-м).
Все они, правда, находятся по одному адресу: Лотар-Бухер-штрассе, 5 А в Берлине. Судя по данным Google-карт, это обычный жилой дом с небольшой пристройкой.
Полноценный сайт есть только у Fortuna Elektro (продажа и монтаж электрооборудования) и у Fortuna Bautec. Последняя активно ищет строителей — причем среди мигрантов, прежде всего украинских.
Под ударом каждый
Секрет успеха российской "Фортуны" еще в одном. Как следует из некоторых судебных решений, фирма приобретает у авторов фотографий право требования компенсации за небольшую сумму (например, 500 рублей). В суде же просит кратно большую сумму: в частности, 29 тысяч от одной из клиник в Петербурге. Если дело выигрывают, то владельцу контента достается всего 25% от суммы компенсации (это следует из описания на странице фирмы в соцсетях).
"Например, на сервисе Shutterstock картинка у автора стоит три доллара, а за нее требуют потом с ответчика 70 тысяч рублей, — утверждает основатель "Сервиса противодействия правовому экстремизму ivebs" Антон Дмитриев. — Также рассылают коммерческие предложения авторам в сети. То есть сперва ищут нарушения, затем связываются с автором в том же "ВКонтакте" и предлагают свой сервис (в самой "Фортуне" эту информацию опровергли - прим.ред.)".
В первую очередь такие схемы бьют по продавцам на маркетплейсах — те нередко используют иллюстрации из фотобанков.
"Но куда хуже другое: карточки товаров на маркетплейсах могут "склеиваться" по характеристикам — например, если производитель один и тот же. В результате продавец может оказаться "владельцем" фото, которое ему не принадлежит", — добавляет Дмитриев.
И некоторые ответчики, поясняет он, потом сами становятся "серийными истцами": намеренно распространяют свои фото.
Владелец правового агентства S&J Сергей Ларионов поясняет: сама по себе практика веерных исков легальна. "Согласно части четвертой Гражданского кодекса, правообладатели действительно имеют на это полное право", — уточняет он.
Это накладывается на проблему нехватки служителей Фемиды. По данным Верховного суда, дефицит составляет почти 20 процентов, из-за чего растет нагрузка.
Что делать
По словам Ларионова, чтобы минимизировать риски во время разбирательства, нужно сначала внимательно изучить претензию истца: есть ли доказательства нарушения авторских прав. Также стоит обратить внимание на сумму, которую требуют, — если выше рыночной, то настаивать на этом в суде.
"У нас было дело, где правообладатели три раза меняли сумму компенсации и в итоге она увеличилась до пяти миллионов, максимальной суммы по пункту 1 статьи 1301 ГК (“Ответственность за нарушение исключительного права на произведение”). Но естественно, компенсация была снижена в разы", — рассказывает юрист.
Григорий Бусарев призывает изучать прецеденты. Одним из таких стало решение по иску "Пейзажа" к туроператору "Скантур" на 92 тысячи рублей. Суд счел требования завышенными и присвоил компенсацию в 3500 рублей.
"То есть, нет смысла оспаривать авторство. Например, в суд приходит некто Иванов и заявляет, что он автор фотографии, — объясняет Бусарев. — В качестве доказательств он предоставляет договор, где указано, что он продал эту фотографию; скриншот с сайта, где фото было впервые опубликовано; цифровой файл (хотя его происхождение проверить сложно). Этих "доказательств" суду обычно достаточно. И вот здесь возникает парадокс: чтобы оспорить такое авторство, ответчик должен представить не просто сомнения, а конкретные доказательства того, что настоящий автор — другое лицо".
Антон Дмитриев же считает, что нужно изменить законодательство, запретив передачу авторских прав в доверительное управление. А пока придерживаться нескольких правил:
- во время переписки не поддаваться на давление;
- аргументированно отвечать на все претензии, показать подкованность в вопросе;
- узнать у фотобанка, уведомлял ли владелец изображения, что подает иск; если этого не произошло, его аккаунт могут заблокировать;
- превентивная проверка: есть решение Верховного суда, где перечислены условия бесплатного использования фото.
Кроме того, эксперт советует не игнорировать претензию. В таком случае, суд "может по умолчанию" присудить максимальную сумму иска.
Проблемой заинтересовались в Госдуме. Глава комитета по информполитике Сергей Боярский назвал ситуацию "юридическим экстремизмом" и обратился в Генпрокуратуру. Возможно, внимание со стороны ведомства повлияет на "серийных истцов".