Александр Иванович родился 15 января 1874, Сувалки, Царство Польское, умер (по другим данным был расстрелян) 29 апреля 1942, Петропавловск, Казахстан). Место захоронения неизвестно.
Родители были из крестьян Гродненской губернии. Отец служил в 14-м уланском полку штабным трубачом. Учился в гимназии.
В 1891 году поступил на военную службу в 19-й стрелковый полк.
В 1893 году поступил в военное училище в г. Вильно, окончил в 1895 году.
Вышел в полк, стоявший в Риге, где служил до начала мировой войны. За это время дослужился до чина капитана.
В самом начале мировой войны в 1914 году был ранен и взят немцами в плен. В плену пробыл 4 года и 4 месяца. По возвращении из плена вернулся в Ригу, где была оставлена квартира со всем имуществом. Все оказалось разграбленным немцами.
Несколько лет занимался малярством, затем в середине двадцатых годов женился. Жил Клизовский в Пардаугаве, вместе с женой и приемной дочкой Глафирой.
Александр Иванович занимался изучением восточной философии, сторонник идей Рерихов и Е. П. Блаватской, писатель, популяризатор Теософии и Учения Живой Этики, а так же автор книг «Основы миропонимания Новой Эпохи» (1934—1938), «Психическая энергия» (1937), "Правда о масонстве» (1934). Первый том книги «Основы миропонимания Новой эпохи» выходит в 1934 г., второй в 1936 г. и третий в 1938 г.
В начале 20-х годов начал посещать кружок восточной философии В. А. Шибаева, затем группу Ф. Д. Лукина.
14 марта 1940 член правления «Латвийского общества Рериха».
23 июня 1941 г. был арестован работниками НКГБ Латвийской СССР, и отправлен по этапу в город Петропавловск в Казахстане.
20 апреля 1942 года, следователь оперуполномоченный УНКВД по Северо-Казахстанской завел уголовное дело № 8698.
29 апреля, Александр Иванович Клизовский был помещен в тюремную больницу, где и умер от сердечной недостаточности, по другим данным был расстрелян.
В связи с отсутствием состава преступления, спустя 47 лет (в 1989 г.) был реабилитирован.
Пожалуй самым интересным трудом его жизни можно назвать книгу «Основы миропонимания Новой Эпохи»
«Основы миропонимания Новой Эпохи»
Очень интересный и объемный труд, по форме и содержанию относящийся к области чистой философии.
В нем Александр Иванович рассматривает основную идею существования человека и человечества в целом как эволюцию постоянного совершенствования путь из мира материального в мир энергетический (не материальный, в нашем понимании).
В рамках этой концепции важным фактором является реинкарнация или обеспечение непрерывного цикла перерождений, который позволяет достичь человеку и человечеству в целом высокого духовного существования вне материального мира. Клизовский указывает, что одной жизни может быть недостаточно для развития нужных качеств, а многие достигшие высшего уровня духовного развития могут перерождаться для того чтобы быть помощниками и учителями для тех кто идет по пути самосовершенствования.
И важным моментом является концепция, что по достижении времени и наличию некоторого числа людей достигшего требуемого уровня для следующего эволюционного перерождения, недостригших ждать не будут и им суждено погибнуть в этом новом мире. Подобные идеи так или иначе присутствуют во многих эзотерических учениях и религиозных тоже (но в разном контексте).
Достаточно подробно в книге рассмотрены вопросы кармы и страданий, что сама концепция страданий сильно искажена и несправедлива, а при отсутствии идей перерождения и бессмысленна. В этом вопросе он вступает в "конфликт" с христианством, в частности, а точнее со служителями церкви, которые на одном из соборов исключили идею реинкарнации из основ христианства. При этом он приводит свою достаточно здравую и логичную позицию по данному вопросу.
Кстати про неверное понимание страданий как искупление отрицательной кармы высказывал и другой современник Клизовского, а именно Георгий Иванович Гурджиев. Он в частности вступал в данном вопросе в "конфликт" с буддистами, так и пишет, что они неправильно поняли изначальный смысл и со временем он и превратился в настоящее понимание данного вопроса буддизмом. При этом оба указывали на то, что полученные истинные знания в последствии искажались последователями (сознательно для решения сугубо материалистических потребностей или не осознанно ввиду недостаточного духовного и интеллектуального развития самих себя), но и останавливались в процессе самосовершенствования и развития духовного миропонимания.
Вообще мистики и философы часто вступают в противостояние с устоявшимися мнениями и догматами, они как неудержимые бунтари рвутся сквозь преграды к чистой истине, без налета человеческого недомыслия сложных концепций.
Клизовский смотрит на современное состояние общества ( с тех пор мало что изменилось в этом плане), как остановившееся в своем развитии на материальных благах, где материальное ставится превыше духовного развития самого человека и общества в целом. Вообще материальное увлечение он видел в действии темных сил, которые прельщая материальными благами и плотскими ублажениями, уводят человека и человечество от непрерывного пути эволюции совершенствования. Вообще теме смысла жизни посвящена не одна страница книги и стоит с этим ознакомится, если есть интерес к данному вопросу.
Александр Иванович рассматривает смысл жизни в ретроспективе непрерывной цепочки жизней человека, в которой он растет над собой и своим сознанием духовно. И он не рассматривает человека как единственного обладающего сознанием.
И в этом плане исключение концепции реинкарнации является ключевым моментом т.к. как ее наличие лишает смысла накапливать материальные богатства (хотя и при отсутствии перерождения смысла в материальных благах немного). Важной и значимой идеей является именно духовное развитие, где этап материального существования является значимым, но не решающим в развитии человечества.
В заключение
Для тех кто интересуется чистой философией и пытается понять мир в котором мы оказались волею судеб, рекомендую к прочтению книгу «Основы миропонимания Новой Эпохи». Книга очень интересная т.к. в ней рассмотрено огромное количество философских вопросов, есть привязка к историческим событиям прошлого и наглядно показаны итоги при отказе от пути постоянного развития. Книга может восприниматься как буквально, так и метафорически.
Конечно стоит обратить внимание, что книга писалась в определённый момент времени и имеет отражение субъективного восприятия мира и его перспектив автором.
С идеями и концепциями Клизовcкого можно спорить и не соглашаться, но для этого необходимо как минимум прочитать книгу и иметь соразмерную аргументацию (кстати про это он тоже в своей книге написал, при этом очень хорошо раскрыл данную тему).