Я никогда не забуду тот день в книжном магазине, когда случайный незнакомец буквально перевернул мой читательский мир. Шёл напряжённый период учёбы: из-за постоянной подготовки к экзаменам я впала в настоящий читательский блок. Художественные книги отошли на второй план, и я уже и не помнила, когда последний раз читала что-то не по учебной программе. В поисках вдохновения я бродила между полок в отделе детективов, рассеянно скользя взглядом по названиям.
Вдруг рядом остановился мужчина. «Вы любите детективы? Возьмите эту книгу – у вас жизнь перевернётся», – сказал он, протягивая мне небольшую серую книжку в мягкой обложке. По обложке я бы вряд ли выбрала ее сама – не мой стиль (впрочем, я бы и «Вегетацию» по обложке не выбрала, и очень пожалела бы). От такого жеста незнакомца (это не был консультант магазина, если что!) я опешила: с чего бы незнакомцу давать советы? Скептически улыбнувшись, я всё же приняла книгу. Пока читала аннотацию на обратной стороне, таинственный советчик исчез так же неожиданно, как и появился. Книга заинтриговала меня с первых строк описания, и я решила рискнуть – отправилась на кассу.
Так в мои руки попали «Потерянные девушки Рима» Донато Карризи, роман, который в итоге покорил меня полностью. Я читала взахлеб. На работе, на учебе, в метро. Тот незнакомец оказался прав – моё читательское застойное болото всколыхнулось, и жизнь действительно перевернулась. С этого момента началась моя любовь к итальянскому автору: я тут же прочла все уже вышедшие книги и с радостью бежала к кассе каждый раз, когда находила на полках магазина новый детектив Карризи. Но признаюсь честно – последняя его книга пока только в планах, надеюсь, скоро прочту.
И вот к Всемирному дню книголюба я решила поделиться своей историей и рассказать, почему Донато Карризи достоин внимания каждого поклонника захватывающих детективов.
Знакомьтесь: итальянский мастер детектива с душой криминалиста
Донато Карризи – всемирно известный итальянский автор детективных триллеров, человек удивительной профессии и талантов. По образованию он юрист-криминолог и специалист в области поведенческих наук. То есть Карризи профессионально изучал природу преступлений и человеческое поведение – согласитесь, отличная база для писателя, создающего мрачные криминальные романы. После учёбы Донато недолго работал адвокатом, но вскоре поменял направление: начал писать сценарии для кино и телевидения. Этот опыт чувствуется в его книгах – они отличаются кинематографичностью и напряжённой динамикой. Писатель живёт между Римом и Миланом и признаётся, что знает все тайны этих городов. Впрочем, главным источником вдохновения для него стал родной Рим, и это заметно: в его романах Вечный город буквально оживает на страницах.
Карризи вошёл в литературу ярко: его дебютный роман «Подсказчик» (Il suggeritore, 2009) мгновенно привлёк внимание критиков и был удостоен нескольких престижных премий. Эта книга положила начало циклу о специалистке по поиску пропавших людей Миле Васкес. Но по-настоящему мировую известность автор приобрёл спустя несколько лет, когда вышел его отдельный роман «Девушка в тумане» (La ragazza nella nebbia, 2015). Этот детектив стал международным бестселлером: переведён на два с лишним десятка языков и разошёлся тиражом более 1 миллиона экземпляров.
Спустя два года Карризи сам экранизировал «Девушку в тумане»: выступил режиссёром и сценаристом одноимённого фильма, главные роли в котором исполнили знаменитые актёры Жан Рено и Тони Сервилло. Интересно, что изначально автор задумывал сюжет этого романа именно как сценарий для будущего триллера, и киноверсия не заставила себя ждать. Режиссёрский дебют оказался успешным – Карризи даже получил итальянскую премию «Давид ди Донателло» за лучший дебют в режиссуре в 2018 году. Такое сочетание ролей – писатель, сценарист, режиссёр – встречается нечасто, и оно подчёркивает: Донато Карризи не только придумывает увлекательные истории, но и умеет мастерски переносить их на экран.
Мрачные тайны без чёрного и белого: почерк Карризи
Что же особенного в книгах Донато Карризи, почему они цепляют тысячи читателей по всему миру? Во-первых, стиль. Его детективы совсем не похожи на традиционную итальянскую прозу – они динамичные, остросюжетные, написаны на одном дыхании, ближе скорее к американскому триллеру. Сам Карризи признаётся, что современному читателю нужны реалистичные романы, без глупостей и неправдоподобных допущений. Он тщательно продумывает мотивировку всех действий, потому что знает: искушённый любитель триллеров моментально почувствует фальшь. Поэтому в книгах Карризи вы не найдёте «роялей в кустах» – все загадки и шокирующие повороты, какими бы невероятными они ни казались, в итоге логично объясняются. Более того, сюжеты часто вдохновлены реальными преступлениями: писатель каждое утро мониторит криминальные новости со всего мира в поисках идей. Получается эффектная смесь фактов и вымысла, от которой порой мурашки бегут по коже.
Во-вторых, атмосфера. Карризи удаётся создать по-настоящему мрачный нуар, сравнимый со знаменитыми скандинавскими детективами, но при этом со своим, южным колоритом. Рим в его книгах – не просто декорация, а полноценный герой. Автор считает, что место действия – тоже персонаж истории. Он досконально прописывает локации, будь то узкие старинные улочки, площади, соборы или заброшенные дома, – читатель ощущает себя внутри города. Недаром Карризи говорит, что, открывая его роман, вы словно надеваете 3D-очки и начинаете видеть объёмный живой мир вокруг. Особое очарование имеет Рим контрастов: «Рим – место противоречий, где люди, и хорошие, и плохие, идут рука об руку. Идеальное место для загадочного убийства», – отмечает автор. Действительно, в одном из интервью он напомнил о Колизее – сегодня там толпы туристов делают селфи, а ведь когда-то на арене Колизея убивали людей ради забавы. Память места придаёт историям Карризи особую глубину: зло прячется прямо под древними сводами, рядом с обыденной красотой, и от этого кажется ещё более зловещим.
В-третьих, герои и темы. У Карризи нет однозначно положительных или отрицательных персонажей – как говорил сам писатель, в его книгах нет простого деления на добрых и злых, все так или иначе прокляты. Его маньяки пугающе реалистичны, потому что автор черпает образы из жизни. «Убийцей может стать любой, – утверждает Карризи. – Не все они чудовища. Серийные убийцы, которых я встречал, выглядели нормальными людьми. Один, к примеру, жертвовал деньги детским благотворительным фондам – и в то же самое время… убивал детей». Эта ужасающая двойственность человеческой природы – излюбленная тема Карризи. Он исследует, что заставляет обычного человека переступить черту, каково соприкосновение со злом. Недаром Донато признаётся: триллер для него – это зеркало души. Встречаясь с «монстром» на страницах, мы невольно сравниваем себя с ним и ощущаем тайное притяжение тьмы. Его книги заставляют задуматься: а чем мы сами отличаемся от тех, кто совершает страшные поступки? Такие философские вопросы подспудно присутствуют под напряжённым сюжетом, добавляя эмоциональную глубину.
Наконец, интрига и накал – пожалуй, главный козырь Карризи. Читатели единодушно отмечают, что его детективы держат в напряжении до последней страницы. Автор виртуозно водит нас по лабиринту загадок, расставляя ловушки и ложные подсказки. Пока читаешь, в голове рождаются десятки версий – от самых простых до совершенно немыслимых, – но угадать разгадку практически невозможно. Финал зачастую оглушает невероятным поворотом, после которого сидишь с круглыми глазами и переворачиваешь последние страницы обратно, пытаясь осмыслить, как же он нас провёл. В этом и состоит удовольствие от чтения Карризи: это не просто детектив, где надо вычислить преступника, это эмоциональные американские горки. Вас ждут сцены, от которых замирает сердце, и раскрытия, которые буквально взрывают мозг.
Романы и герои: от «Потерянных девушек Рима» до «Воспитания бабочек»
За относительно недолгую литературную карьеру (первый роман вышел в 2009-м) Донато Карризи написал уже более десятка книг. Они разделяются на несколько циклов и отдельные произведения, но все выдержаны в едином духе: темные тайны, серийные убийцы, психологическая глубина и неожиданные развязки. Познакомлю вас с некоторыми из них – теми самыми, что захватили меня и не отпускали ночами.
Мила Васкес – охотница за исчезнувшими.Именно с Милы началась писательская биография Карризи. В «Подсказчике» он знакомит нас с Милой Васкес – специалистом по розыску пропавших детей. Ей достаётся жуткое дело о похищениях и убийствах девочек, в расследовании помогает криминалист Горан Гавила. Этот роман читатели называют «добротным европейским триллером, держащим в напряжении до последней страницы» – финал там действительно выбивает почву из-под ног. История Милы получила продолжение в книгах «Теория зла» и «Игра подсказчика», а также в романе «Девушка в лабиринте», где Мила вновь появляется на сцене. В каждом из этих произведений автор поднимает градус саспенса: Мила сталкивается со всё более изощрёнными проявлениями зла. Например, в «Теории зла» исчезнувшие люди вдруг начинают возвращаться – чтобы убивать по чьему-то зловещему замыслу. А в «Игре подсказчика» героине приходится сразиться с таинственным кукловодом, дергающим за ниточки человеческих судеб. Карризи умело нагнетает атмосферу: «в каждой главе происходит что-то настолько невообразимое, что хочется читать и читать без остановки», как отмечают на книжных форумах. Если начать эту серию, будьте готовы, что оторваться будет трудно – захочется сразу разгадать все загадки вместе с Милой.
Маркус и Сандра – тандем, который видит аномалии. Мой личный роман с Карризи, как вы помните, начался с книги «Потерянные девушки Рима». Как выяснилось, это первая часть другого цикла – о священнике Маркусе и фотографе-криминалисте Сандре. Нетривиальные герои, совсем не похожие на безупречных сыщиков из классических детективов, сразу привлекают к себе внимание. Маркус – член тайного ордена пенитенциариев, своего рода «охотник за аномалиями»; он священник, наделённый уникальным даром замечать то, что ускользает от других. Сандра – судебный фотограф, талантливый аналитик, умеющая по мельчайшим деталям на снимках восстановить картину преступления. В «Потерянных девушках Рима» их пути сходятся: Сандра пытается раскрыть загадочную смерть собственного мужа, которую полиция списала на несчастный случай, а Маркус тем временем ищет пропавшую девушку в Риме. Две линии расследования переплетаются, и герои выходят на след жуткого преступления, корни которого уходят в глубины римских катакомб. Читая, я буквально ощущала холод каменных улочек Рима и древних базилик – атмосфера прописана так, что чувствуешь себя там. Неудивительно: автор действительно «окунает» читателя в сердце Вечного города со всеми его тайнами. К тому же, идея с тайным орденом, расследующим аномальные преступления, показалась мне свежей для жанра – как заметил один рецензент, это «новое дыхание» в детективной литературе. Продолжения цикла, романы «Охотник за тенью» и «Маэстро теней», развивают историю Маркуса и Сандры. Им снова приходится столкнуться с серийным убийцей в Риме, распутывая цепочку страшных событий. В «Охотнике за тенью» маньяк убивает влюблённых парочек, и Сандра неожиданно вновь встречается с Маркусом, чтобы совместно выйти на след злоумышленника. А действие «Маэстро теней» и вовсе разворачивается во время внезапного блэкаута в Риме: на 24 часа город погружается во тьму, и в этой кромешной темноте просыпается древнее зло. Это, пожалуй, самый мрачный роман серии – и, признаюсь, читать его ночью было немного жутковато. Но оторваться я не могла: книги Карризи я буквально глотаю, как призналась одна читательница, прочитала за вечер, не пролистнув ни странички. Настолько захватывает и стиль, и сюжет.
Отдельные романы и новые горизонты.Помимо двух главных циклов, у Карризи есть несколько самостоятельных произведений, которые показывают его разноплановость. Уже упомянутая «Девушка в тумане» – один из самых известных его детективов вне серий. Действие происходит в маленьком горном городке, где пропадает 16-летняя девушка из общины. Из столицы приезжает знаменитый инспектор Фогель, любитель работать на камеры и устраивать шоу из расследования. СМИ бушуют, подозреваемый найден… но всё оказывается не тем, чем кажется на первый взгляд. Этот роман потрясает концовкой – лично меня финал буквально ошеломил, я долго не могла прийти в себя. Не зря именно по «Девушке в тумане» сняли фильм: история очень зрелищная, с мощной интригой и тонкой игрой на тему манипуляции обществом через медиа.
Совершенно особняком стоит короткий роман «Женщина с бумажными цветами». Это необычное для Карризи произведение: историческая притча, действие которой происходит во время Первой мировой войны в Альпах. В пещере холодной ночью перед казнью сидят двое – военный врач и приговорённый шпион – и рассказывают друг другу истории, которые навсегда изменят их судьбы. Книга очень атмосферная, метафоричная, не детектив в привычном смысле, а скорее философская притча о жизни и смерти. Многие читатели были удивлены, увидев «совсем другого Карризи» – без погонь и серийных убийц, но с глубоким смыслом и эффектом иллюзии. Лично для меня эта повесть стала доказательством того, какой разноплановый талант у автора.
Конечно, нельзя не упомянуть роман «Я — бездна» (2020). Он вновь возвращает нас к современному триллеру, но под другим углом. Здесь нет привычных сыщиков – Карризи сводит вместе трех непохожих героев: безымянного сборщика мусора с темным прошлым, тринадцатилетнюю девочку, пережившую насилие, и женщину по прозвищу Охотница, которая годами спасает жертв домашних тиранов. Их пути переплетаются вокруг загадок озера Комо, хранящего страшные тайны. Читая «Я — бездна», я снова испытывала тот самый адреналин: сюжет пугающе реалистичен, герои ходят по краю бездны – и ты вместе с ними. Развязка, признаюсь, меня потрясла: до последнего верила, что разгадала тайну, но автор перехитрил меня и «разорвал на куски» финальным поворотом. К слову, Донато Карризи настольно проникся этой историей, что тоже перенёс её на экран – в 2022 году вышел фильм «Девушка в бездне» (международное название I Am the Abyss), где он вновь выступил режиссёром. Возможно, этот фильм не столь известен широкой публике, но поклонникам его творчества доставил ещё одно мрачное визуальное приключение.
Наконец, скажу пару слов о самых последних новинках автора. В последние годы Карризи запустил новую серию о флорентийском психологе-гипнотизёре Пьетро Джербере. Романы «Дом голосов», «Дом без воспоминаний» и «Дом огней» погружают нас в атмосферу тайны подсознания. Главный герой помогает травмированным детям вернуть утраченные воспоминания с помощью гипноза – и, конечно, сам ввязывается в цепь преступлений. Эти книги я прочитала запоем: они более психологичные, почти мистические по настроению. Особенно впечатлил «Дом без воспоминаний» (2021) – скажу без спойлеров, там есть моменты, от которых холодок пробегает по спине. Недаром итальянская газета Corriere della Sera отозвалась об этом романе лаконично: «Очень страшно. Мощный психологический триллер». А свежайшая новинка Донато Карризи – роман «Воспитание бабочек» (2025). Эту книгу я как раз ещё не успела прочесть, берегу на ближайшее время. Судя по отзывам, Карризи удивил поклонников: вместо привычного маньяка в центре истории – отчаянная мать, потерявшая маленькую дочь при загадочных обстоятельствах. Говорят, этот роман получился неожиданно чувственным и эмоциональным, глубоко исследующим отношения матери и ребёнка, но при этом всё тот же любимый читателями шарм нуара окутывает историю от начала до конца, а персонажи, как водится, попадают в смертельную ловушку причин и следствий. Очень хочется поскорее погрузиться в эту атмосферу и проверить, так ли это. Но сомнений нет: Карризи вряд ли разочарует, он снова найдёт способ пощекотать нервы и сердце.
Почему стоит читать Донато Карризи
Подводя итог, возвращаюсь к тому чудесному совпадению, с которого всё началось. Неизвестный посетитель книжного магазина однажды всучил мне книгу, пообещав перевернуть мою жизнь – и слово своё сдержал. Донато Карризи вернул мне радость чтения, вытащил из затяжного читательского кризиса. Его романы – это не просто убийства и расследования, это настоящие интеллектуальные игры со своим читателем, эмоциональные и захватывающие. Карризи умело балансирует на грани светлого и тёмного, заставляя нас сопереживать даже тем героям, кого в реальной жизни мы бы посчитали чудовищами. Он предлагает взглянуть в бездну человеческой души – и, возможно, разглядеть там отражение нас самих.
Если вы любите детективы и триллеры, особенно атмосферные и мрачные, книги Донато Карризи – обязательны к прочтению. В них есть всё, за что ценят жанр: лихо закрученные интриги, напряжение, держащее до финала, неожиданные развязки и глубокие темы, заставляющие задуматься. И при этом читаются они на одном дыхании – я, бывало, не замечала, как ночь сменяет рассвет, пока глотала страницы очередного романа. Карризи сравнивают с мастерами скандинавского нуара и Стивеном Кингом, но, честно говоря, у него свой особый почерк. Итальянская изящность стиля сочетается с беспощадным реализмом и исследованием зла. Это редкий случай, когда литературный триллер настолько качественный, что хочется аплодировать автору за каждую головоломку и каждую жуткую сцену.
От себя могу только горячо порекомендовать: попробуйте «Подсказчика» или «Потерянных девушек Рима» – и вы поймёте, о чём я. Возможно, и для вас эти книги откроют новую главу читательской жизни. Как минимум, скучно не будет – проверено на собственном опыте. Я искренне благодарна судьбе (и тому таинственному незнакомцу) за знакомство с Донато Карризи. Его истории подарили мне столько эмоций, размышлений и адреналина, сколько не давали давно никакие другие книги. Теперь моя очередь передать эстафету: возьмите его книгу – и, кто знает, может, и у вас жизнь перевернётся!
Читайте и наслаждайтесь качественным триллером. Ведь недаром весь мир уже полюбил детективы Донато Карризи – возможно, полюбите и вы. Приятного (и слегка пугающего) чтения!