Найти в Дзене
Живопись

Деградация биосферы: судьба исчезающих видов

Оглавление

Статья четвёртая в серии стрит-арт проекта «Воздух». Это рассказ о странной, тревожной и по-прежнему прекрасной любви человечества к природе — любви, которая всё чаще напоминает токсичные отношения.

Любовь и варварство

Человечество влюблено в живую природу. Жаль только, что проявляет эту любовь как-то по-варварски. Мы то воспеваем её в пасторалях, то не моргнувши пускаем в распыл. Ведём себя как антигерои романа в духе Роберта Ирвина Говарда, где героиню сперва осыпают цветами и поют ей баллады, а потом волокут на мрачный алтарь во имя сменившихся интересов.

XVIII век: Райский сад на холсте

Живописные иллюстрации к этой великой, но мрачноватой истории о любви и коварстве встречаются повсеместно. Украшают собою коллекции тысяч музеев. К примеру: в XVIII веке художники искренне верили в концепцию райского сада. Вспомним хотя бы «Вид парка» Юбера Робера, где даже руины глядятся уютно и мило. Рощи, луга, пастушки и овечки — всё как в рекламном буклете Эдема.

XIX век: Закат пасторали

Но в XIX веке в пейзажи прокрались фабричные трубы. На фоне закатного золота Уильяма Тернера тянется к небу сизый дымок. Он выглядит словно тревожный сигнал, как предвестник пожара индустриализации...

XX век: Баталия с природой

XX же век стал для природы сплошной баталистикой. Взгляните, пожалуйста, на «Варваров» Эрнста. Оцените тревожные, мрачные, рваные виды Ансельма Кифера. Это уже не природа, а то, что осталось от неё после сражения с цивилизацией. Ржавчина, сожжённая земля, силуэты деревьев, которые больше похожи на обугленные кости... Нас, живых, всё больше, а вот живого в природе всё меньше. Фотограф Себастьян Сальгадо в своих чёрно-белых циклах превращает исчезающие экосистемы в предвестия на манер новой Кассандры. Да, всё это по-своему даже красиво, но всё это — про бедствия и утраты. Мир остался прежним, но содержимого в нём заметно поубавилось.

Мифологический контрапункт

В далёкой античности Гея с Деметрой были щедры к человечеству лишь до тех пор, пока то уважало границы разумного. В легенде о похищении Персефоны природа буквально уходит в подземное царство вслед с богиней — и земля покрывается льдом. Похоже, мы с Вами очутились в эпохе, когда Персефона решила вернуться назад, но вместо вечной весны это грозит человечеству эманациями глобального потепления. Мы снова шествуем в полымя из огня. И вокруг нас всё меньше животных, растений и красоты.

Потеря палитры живого мира и художники-пророки

Разрушение биоразнообразия — не суховейный термин экологов. Мы постепенно утрачиваем палитру, при помощи которой написано грандиозное полотно живого мира. Каждый исчезнувший вид — как утерянный оттенок, и может так статься, что однажды всем нам придётся пробавляться рисуночным монохромом. Очень не хочется представлять себе мир, где леса уже только на холсте, птицы — только в музейных витринах, а море — в «цифре» и глянце. Художники, фотографы и писатели — как всегда — предупреждали нас об опасности раньше, чем учёные и авгуры. Просили умерить варварский пыл правления миром с позиции завоевателей. Но кто из нас вслушался?

Уличный проект «Воздух» г. Нижний Новгород, Константин ‘Zmogk’ Данилов, «Слои исчезновения», 2025, Московское шоссе, 11 Б, Подпорная стенка
Уличный проект «Воздух» г. Нижний Новгород, Константин ‘Zmogk’ Данилов, «Слои исчезновения», 2025, Московское шоссе, 11 Б, Подпорная стенка
Уличный проект «Воздух» г. Нижний Новгород, Константин ‘Zmogk’ Данилов, «Слои исчезновения», 2025, Московское шоссе, 11 Б, Подпорная стенка
Уличный проект «Воздух» г. Нижний Новгород, Константин ‘Zmogk’ Данилов, «Слои исчезновения», 2025, Московское шоссе, 11 Б, Подпорная стенка
Уличный проект «Воздух» г. Нижний Новгород, Константин ‘Zmogk’ Данилов, «Слои исчезновения», 2025, Московское шоссе, 11 Б, Подпорная стенка
Уличный проект «Воздух» г. Нижний Новгород, Константин ‘Zmogk’ Данилов, «Слои исчезновения», 2025, Московское шоссе, 11 Б, Подпорная стенка

«Zmogk»: QR-коды утрат

«Слои исчезновения» КОНСТАНТИНА «ZMOGK» ДАНИЛОВА наглядно демонстрируют постепенное отступление, размывание, исчезновение зелёного покрова и живых обитателей планеты. Бесцветная пустота и грубая текстура бетона: вот и всё, что приходит на смену. Остаётся лишь горечь сожаления да следы утрат. На опустошённых монохромных пространствах композиции размещены QR-коды. Проследуйте по ним — и Вам откроется история исчезнувшего либо исчезающего вида животных. Не самое лёгкое, но очень полезное чтиво...

Профиль человечества

В левой части работы художник поместил человеческий профиль. Не как упрёк за содеянное, напротив: как напоминание о том, что человечество также имеет ненулевые шансы прекратить своё существование, если не прекратит прекращать существование соседей по биосфере планеты Земля.

КОНСТАНТИН «ZMOGK» ДАНИЛОВ (1987, Москва)
КОНСТАНТИН «ZMOGK» ДАНИЛОВ (1987, Москва)

Константин «ZMOGK» Данилов: стрит-арт, который звучит, как крик

Константин «ZMOGK» Данилов — один из первопроходцев и наиболее видных мастеров российского стрит-арта. В звонкой копилке его заслуг — перенос эстетики городской среды в мир большой живописи и графики, а также на просторы цифровых медиа. Сильнейшей чертой его творческого почерка является умение приводить к эстетической синергии импульсивные и ритмичные доминанты уличного изобразительного искусства, с одной стороны, и эффектную выразительность цветового пятна, к которой обыкновенно прибегают адепты «большой» живописи, с другой. Выставлялся в московских галереях «Триумф», Fineart и Reloft ART, участвовал в проектах MMOMA, RuArts Foundation, Burning Man Project и даже «заглянул» в аукционный зал Sotheby’s в Нью-Йорке.

Автор: Лёля Городная