Найти в Дзене
Диана Машкова

На прошлой неделе в Севастополе

Приняла участие в Круглом столе на тему «Сохранение семьи: практики организации работы с родителями, страдающими алкогольной зависимостью». Мой муж рос в семье с зависимым отцом. Я невыразимо благодарна Денису за то, что он постепенно начал открыто рассказывать историю своего прошлого. Первые двадцать с лишним лет нашей семейной жизни многих его реакций и переживаний я просто не понимала. Иногда мне казалось, что ещё чуть-чуть, и наступит помутнение рассудка - муж привычно делал одно, а говорил другое. Сегодня понимания и, как следствие, принятия благодаря откровенности стало намного больше. В детстве мужа довольно часто происходили ситуации, в которых ему было страшно. Наступал вечер. Детей укладывали спать. Возвращался отец, и дом наполнялся приглушенными криками, грохотом падающей мебели, звоном посуды, звуками ударов... Ребенку в четыре, пять, шесть, восемь и даже больше лет все это невыносимо страшно. Он ещё не может вступиться за маму. Дрожит под одеялом и рисует в своем вооб

Приняла участие в Круглом столе на тему «Сохранение семьи: практики организации

работы с родителями, страдающими алкогольной зависимостью».

Мой муж рос в семье с зависимым отцом. Я невыразимо благодарна Денису за то, что он постепенно начал открыто рассказывать историю своего прошлого. Первые двадцать с лишним лет нашей семейной жизни многих его реакций и переживаний я просто не понимала. Иногда мне казалось, что ещё чуть-чуть, и наступит помутнение рассудка - муж привычно делал одно, а говорил другое. Сегодня понимания и, как следствие, принятия благодаря откровенности стало намного больше.

В детстве мужа довольно часто происходили ситуации, в которых ему было страшно. Наступал вечер. Детей укладывали спать. Возвращался отец, и дом наполнялся приглушенными криками, грохотом падающей мебели, звоном посуды, звуками ударов... Ребенку в четыре, пять, шесть, восемь и даже больше лет все это невыносимо страшно. Он ещё не может вступиться за маму. Дрожит под одеялом и рисует в своем воображении ужасные картины.

А утром, когда не выспавшийся, уставший, он вставал и шёл исследовать дом, то не находил никаких следов разрушений. Ни единого намеков на ночные кошмары - все прибрано, спрятано и идеально чисто.

-Мам, а что вчера было, когда папа пришел домой?

-Ничего, - отвечала мама, искренне оберегая психику своего ребенка, - все просто спать легли.

-А что за шум я тогда слышал?

-Не было шума, тебе показалось...

И ребенок начинал сомневаться в объективности своих ощущений. Раз за разом переставал доверять миру и самому себе. Мало ли, может, и правда показалось? Мама знает лучше.

Но нет, никому не показалось.

В России проблема зависимости пока ещё никуда не делась. Около 70% детей теряют семьи и становятся социальными сиротами по причине наркомании или алкоголизма родителей. Но научные исследования, практика работы с детьми из семей СОП, ТЖС, в кризисе, а также личный опыт ВДА ярко свидетельствуют - сиротство это вовсе не та "помощь", которую дети мечтают получить от общества и государства, когда в семье беда.

И хорошо, что в 2025 году об этом стали честно и открыто говорить. В Калуге, на семинаре, организованном Аппаратом Мария Львова-Белова, а теперь и по всем регионам страны.

Во-первых, скрывать реальную ситуацию означает подпитывать зависимость и заниматься подменой реальности.

Во-вторых, не спрашивать самих зависимых и членов их семей о чувствах, переживаниях, потребностях, возможностях означает пренебрегать доверием и сотрудничеством, удаляя базовый принцип "Ничего для нас без нас".

К счастью, благодаря мудрой организации мероприятия Уполномоченной по правам детей в Севастополе Песчанской Мариной Леонидовной, на Круглом столе выступили люди, которые сами в прошлом страдали от зависимости, а потом стали "экспертами опыта" и помогают другим проходить реабилитацию. Высказались и представители профильных ведомст - Законодательного собрания, социальных служб, комиссий по делам несовершеннолетних, образования, здравоохранения, правоохранительных органов и некоммерческих организаций - таких как мы, внедряющих практики по сбережению семей путем поддержки родителей на пути реабилитации.

-2

Все вместе сможем усилить работу по решению проблемы и ее профилактики. Со своей стороны готовимся с Азбука Семьи и коллегами в регионе к развитию клубов "Устойчивая семья" для социально-психологического сопровождения мам и пап в ремиссии. А пока молимся, чтобы все сложилось и обстановка позволила...

За дня дня в Севастополе мы успели и в укрытии посидеть, и воздушную тревогу застать, и работу средств ПВО послушать.

-3

-Как, - говорю коллегам, - вы ночами-то здесь спите? Я вообще не смогла уснуть.

-А мы привыкли уже, не слышим, - ответили Севастопольцы, - но что есть, то есть.

Главное, храбро смотреть правде в глаза и не заниматься подменой реальности, тогда многого удастся достичь...

На фото: Марина Песчанская с участниками Круглого стола