Найти в Дзене
ForPost. Лучшее

Армения и Азербайджан на ковре у Трампа: Россия выйдет проигравшей?

В Белом доме готовят сцену для нового геополитического спектакля. На этот раз в главных ролях — Армения, Азербайджан и Дональд Трамп, который, похоже, решил сыграть миротворца Южного Кавказа. Но за кулисами переговоров уже слышен тихий звон монет и шуршание карт, которые кто-то явно собирается перекраивать. В эту пятницу в Белом доме — не просто дипломатический приём. Это постановка, в которой Дональд Трамп отводит себе роль великого миротворца, а Пашинян и Алиев — заложники сценария, написанного в Вашингтоне. Как сообщает The Washington Post, президент США соберёт лидеров Армении и Азербайджана для переговоров, которые должны закончиться, как надеются в Белом доме, подписанием рамочного соглашения. На бумаге всё выглядит красиво. Ещё весной начались переговоры о мире, летом стороны встречались в ОАЭ, но безрезультатно. Теперь же в игру вступает сам Трамп — и в администрации уверены, что его личное участие способно «придать импульс». Впрочем, импульсы в политике — вещь непредсказуемая

В Белом доме готовят сцену для нового геополитического спектакля. На этот раз в главных ролях — Армения, Азербайджан и Дональд Трамп, который, похоже, решил сыграть миротворца Южного Кавказа. Но за кулисами переговоров уже слышен тихий звон монет и шуршание карт, которые кто-то явно собирается перекраивать.

Фото:
Sora AI
Фото: Sora AI

В эту пятницу в Белом доме — не просто дипломатический приём. Это постановка, в которой Дональд Трамп отводит себе роль великого миротворца, а Пашинян и Алиев — заложники сценария, написанного в Вашингтоне. Как сообщает The Washington Post, президент США соберёт лидеров Армении и Азербайджана для переговоров, которые должны закончиться, как надеются в Белом доме, подписанием рамочного соглашения.

На бумаге всё выглядит красиво. Ещё весной начались переговоры о мире, летом стороны встречались в ОАЭ, но безрезультатно. Теперь же в игру вступает сам Трамп — и в администрации уверены, что его личное участие способно «придать импульс». Впрочем, импульсы в политике — вещь непредсказуемая: иногда они приводят к миру, а иногда — к новым конфликтам.

Вашингтон уже имеет опыт подобных «примирительных» инициатив. Трамп с удовольствием вспоминает о своих попытках сблизить Индию и Пакистан или же Киншасу и Кигали. Правда, сами участники тех конфликтов оценивают американское посредничество куда сдержаннее, чем сам Трамп. И, в случае Южного Кавказа, история может повториться.

Главная загвоздка переговоров — Нагорный Карабах и пресловутый Зангезурский коридор. Для Баку он — стратегическая артерия, соединяющая Азербайджан с Нахичеванью и, косвенно, с Турцией. Для Еревана — потенциальная угроза территориальной целостности. И вдруг, среди дипломатических формулировок, проскакивает деталь: якобы американская компания может взять Зангезурский коридор в аренду. Вот это уже не просто миротворчество — это геополитическая сделка, способная изменить баланс сил на всём Кавказе.

Если этот план реализуется, проигравших будет как минимум трое: Армения, лившаяся суверенитета и своих территорий, Россия, которая потеряет часть своего влияния в регионе, и Иран, для которого американское присутствие у границы — кошмарный сценарий. А вот Вашингтон и Анкара, напротив, окажутся в выигрыше: первый получит стратегический плацдарм, вторая — сухопутный мост в Азербайджан.

Официальные комментарии из Еревана и Баку пока скупые. Белый дом отделывается фразами о «высоком уровне подготовки» и «конструктивном диалоге». И всё же за этой дипломатической вежливостью угадывается простая истина: в Вашингтоне редко что-то делают просто так.

Для Армении этот саммит — испытание на выживание в новой конфигурации сил. Пашиняну предстоит решить: он идёт на сделку, которая укрепит американское влияние, или же рискует остаться на периферии мировой политики, сохранив формальный суверенитет, но потеряв поддержку Запада.

Вопрос к вам: если завтра мир в Нагорном Карабахе будет подписан в Белом доме, но за него придётся расплатиться кусками собственной территории и влияния, — это будет победа или капитуляция? И что, в конечном счёте, дороже для маленькой страны: кратковременный мир или способность самой решать свою судьбу?

Возможно, уже в пятницу мы увидим, какую цену Армения готова заплатить за мир, предложенный Трампом.

Понравилось? Поставь лайк и подпишись. В следующих публикациях ещё больше интересного!