Найти в Дзене
ForPost. Лучшее

Москва и Баку: всё идет к войне?

В отношениях между Россией и Азербайджаном наступила, кажется, арктическая зима. Президент Азербайджана Ильхам Алиев публично поддержал ВСУ и заявил о, цитата, “недопустимости оккупации Украины”. Как говорится, приехали. Прежде чем рассуждать о той картине, которая открывается сегодня, напомню, что ей предшествовало. 22 февраля 2022 года, то есть ровно за два дня до начала СВО, Путин и Алиев подписали “Декларацию о союзническом взаимодействии”, в которой были закреплены обязанности государств не нарушать интересов друг друга. И что произошло дальше? Во-первых, Карабах. Премьер-министр Армении Никол Пашинян сдал, что называется, Карабах без боя. Ополченцы и жители армянского происхождения покидали территорию буквально за несколько суток, побросав все, оставив всю прежнюю жизнь: дома, животных, вещи. Россия, на протяжении многих десятилетий выступавшая гарантом безопасности Армении, вмешиваться не стала. Полагаю, с одной стороны роль сыграл тот факт, что от Карабаха Пашинян отказался доб
Фото: Арина Розанова | нейросеть Freepik
Фото: Арина Розанова | нейросеть Freepik

В отношениях между Россией и Азербайджаном наступила, кажется, арктическая зима. Президент Азербайджана Ильхам Алиев публично поддержал ВСУ и заявил о, цитата, “недопустимости оккупации Украины”. Как говорится, приехали.

Прежде чем рассуждать о той картине, которая открывается сегодня, напомню, что ей предшествовало. 22 февраля 2022 года, то есть ровно за два дня до начала СВО, Путин и Алиев подписали “Декларацию о союзническом взаимодействии”, в которой были закреплены обязанности государств не нарушать интересов друг друга.

И что произошло дальше? Во-первых, Карабах. Премьер-министр Армении Никол Пашинян сдал, что называется, Карабах без боя. Ополченцы и жители армянского происхождения покидали территорию буквально за несколько суток, побросав все, оставив всю прежнюю жизнь: дома, животных, вещи. Россия, на протяжении многих десятилетий выступавшая гарантом безопасности Армении, вмешиваться не стала. Полагаю, с одной стороны роль сыграл тот факт, что от Карабаха Пашинян отказался добровольно, с другой — та самая договоренность, подписанная президентами.

Черная кошка пробежала между Россией и Азербайджаном позже — после падения авиалайнера “Баку-Грозный”. Алиев не удовлетворился принесенными лично Путиным в ходе телефонного разговора соболезнованиями и потребовал компенсации. Азербайджанская сторона утверждает, что самолет был сбит нашими средствами ПВО во время атаки украинских дронов.

Формально — с этого момента в отношениях между странами начался разлад. Повторюсь, формально, потому что аналитики, ведущие отсчет из этой точки, не учитывают главного фактора. Наличия в конфликте третьей стороны — разумеется, президента Турции Эрдогана.

Давно уже ни для кого не секрет, что Эрдоган спит и видит: построить новую тюркскую империю. И Азербайджан в этом смысле туркам — ближайший родственник: один язык, одни культурные коды, почти один этнос.

И Карабах, конечно, также зона интересов Эрдогана.

То есть картина получается, если совсем грубо обобщать, такая: Россия не вмешалась при сдаче Карабаха ради поддержки Алиева, а тот Россию кинул. И скорее всего — в интересах тех же самых турков.

И, учитывая геополитические аппетиты Эрдогана, большая война за влияние на Кавказе, к сожалению, возможна. Это при том, что Россия три года проводит СВО, и все это время парни на передовой находятся без ротации.

Перспектива, мягко говоря, нерадостная.

И остановит Алиева, думаю, только одно: у Турции нет денег. Даже десятой части той суммы, которая потребовалась бы для полномасштабной конфронтации.

Но хотя бы точки над “и” расставлены, во всяком случае, дружбу больше никто не изображает. И откуда в случае чего ждать удар — мы в курсе.

Мария Дегтерева

Понравилось? Поставь лайк и подпишись. В следующих публикациях ещё больше интересного!