Найти в Дзене

Красный диплом в 41 год, аспирантура и проект на тысячу лет: история, которая вдохновит учиться снова

Владимир Гуда получил свой первый диплом в 2005 году.
На первом госэкзамене он получил «отлично», а на втором - «хорошо» и именно эта оценка и лишила его красной обложки, о которой он мечтал. Двадцать лет спустя он вернулся в Университет «Синергия», поступив на факультет технологического предпринимательства - пришёл уже с колоссальным опытом и реализованными проектами за плечами, но с личной целью: закрыть гештальт и получить красный диплом. Владимир, вернись в тот день, когда в руках оказался красный диплом. Какая была первая мысль — «я это сделал», «могу больше» или что‑то совсем неожиданное? Во‑первых, что я - молодец, потому что сделал то, что задумал — получил красный диплом. Закрыл гештальт, который тянулся ровно двадцать лет.
В 2005‑м я уже выходил на сцену за дипломом - синяя обложка, хотя шёл на красную. Первый госэкзамен сдал на «отлично», второй — чуть‑чуть «подзавалили», получил «хорошо». Диплом защитил тоже на «отлично», но одного «хорошо» хватило, чтобы мечта осталась за

Что может заставить успешного предпринимателя вернуться в Университет спустя 20 лет?

Владимир Гуда получил свой первый диплом в 2005 году.
На первом госэкзамене он получил «отлично», а на втором - «хорошо» и именно эта оценка и лишила его красной обложки, о которой он мечтал.

Двадцать лет спустя он вернулся в Университет «Синергия», поступив на факультет технологического предпринимательства - пришёл уже с колоссальным опытом и реализованными проектами за плечами, но с личной целью: закрыть гештальт и получить красный диплом.

Владимир, вернись в тот день, когда в руках оказался красный диплом. Какая была первая мысль — «я это сделал», «могу больше» или что‑то совсем неожиданное?

Во‑первых, что я - молодец, потому что сделал то, что задумал — получил красный диплом. Закрыл гештальт, который тянулся ровно двадцать лет.
В 2005‑м я уже выходил на сцену за дипломом - синяя обложка, хотя шёл на красную. Первый госэкзамен сдал на «отлично», второй — чуть‑чуть «подзавалили», получил «хорошо». Диплом защитил тоже на «отлично», но одного «хорошо» хватило, чтобы мечта осталась за бортом.

И всё это время в голове жила мысль: «Надо доделать». Теперь сделал. Вернулся, выучился, собрал нужные «отлично» и забрал свой красный диплом. Признаться, с превеликим удовольствием!

А вот для многих красный диплом — это точка в учебной истории, у тебя, похоже, запятая. Что дальше?

Мы же откровенно говорим? Изначально я никуда не собирался, но тут мой одногруппник говорит: «Пойду в аспирантуру, буду кандидатскую писать!».
Я слушаю и думаю: мне 41, почему бы и мне не попробовать?

Тем более я ещё в ритме магистратуры — регулярные пары, проекты, защита диплома... Как ни странно, этот режим мне нравился. Курсы и MBA — это спринт, а магистратура, по крайней мере для меня, ощущалась, как настоящий марафон.
Знаешь, В 18 лет всё даётся легко, быстро запоминается, а в 40+ знания уже накладываются на опыт: фильтруешь, анализируешь, делишь на блоки «верю — не верю», «доверяю — не доверяю». Это дольше, но глубже и осознаннее.

Во время магистратуры я писал диплом про маркетплейсы о том, как улучшить работу для селлеров. В одной из бесед с одногруппником мы зашли дальше: а что, если маркетплейс будущего — это гигантский завод с 3D‑принтерами?
Всё индивидуально и недорого.

Илон Маск говорил:

«В будущем у нас будет возможность производить почти всё, что угодно, прямо дома или в небольших мастерских. Это изменит экономику так же, как интернет изменил информацию».

Я в это верю и думаю, что именно такие идеи стоит пробовать воплощать — пусть даже сначала на небольшом сегменте, с партнёрами вроде «Яндекс.Маркета». 3D‑принтеры уже есть, работают — почему бы не запустить пилот? А там, глядишь, и новый вид предпринимательства родится.

Владимир, давай чуть личного: какие твои сильные стороны помогли учиться на отлично — и тогда, когда ты впервые шёл за дипломом и сейчас, когда охотился за красным?

Главное качество? Всё даётся через труд.
Если делаешь достаточно — получаешь то, к чему шёл.
Хочешь средненький результат — стараться особо не придётся. Тут всё честно: сколько вкладываешь, столько и получаешь.

Врожденный талант? Нет. У меня другой рецепт — я много читаю. Не только «умную» литературу, но и художественные книги, аудиокниги, историю, фантастику, фэнтези. Раньше фантастику вообще не любил, а теперь кайфую: удивительно, как люди могут выдумывать целые миры и это, кстати, сильно расширяет мышление.

Плюс усидчивость. Когда за окном солнце, хочется пойти погулять, но ты говоришь себе: «Нет, у меня есть задача». Ответственность — взялся за диплом, значит, доведёшь до конца.

И ещё — умение защищать свою работу. Даже если не считаешь себя публичным человеком, нужно уметь выйти, чётко выразить мысли и отстоять проект. Это, пожалуй, и помогло и тогда, и сейчас.

На магистратуре был момент, когда хотелось всё бросить? И что тогда помогло не сдаться?

Конечно, был, мы как раз, когда подошли к магистерской. Я тогда переехал в Сочи — солнце, море, прогулки, новый проект «Парк Кедровая долина» - всё так кайфово, и тут диплом.
Мне, как предпринимателю-практику, привычно: взял идею, внедрил, посмотрел, что вышло. А магистерская — это структура, теория: начни с предыстории, распиши развитие, добавь анализ. Для меня это было очень сложно.

Поймал себя на мысли: «Может, ну его?!.» Но потом подумал — нет, так не делается. Доделал. И больше таких мыслей уже не было. Тем более сам процесс обучения мне реально понравился — преподаватели у нас были сильные, лекции интересные, знания полезные.

А расскажи про свой новый бизнес - проект, история с парком — когда и как она родилась? Был момент озарения или идея зрела долго?

Всё началось в прошлом году, когда я продал бизнес, переехал в Сочи и вдруг поймал странное ощущение: ничего не делаю, мозг расслаблен. Вакуум.
Начал просто гулять. Слушал книги, птиц, шум моря. Забрёл на улицу Гагарина и увидел кедр, который он посадил в 1961‑м. Такой огромный, больше полутора метров в диаметре. Гагарин погиб в 1968‑м, я родился в 1983‑м - мы не могли встретиться, но вот оно, дерево — живое, которое он посадил своими руками.

Плюс увидел видео в соцсетях: «Кем был дед твоего деда?» Там была мысль, что память о человеке живёт примерно 150 лет. Это и щёлкнуло. Добавь сюда кризис среднего возраста и вопрос «Что останется после меня?».

Да, я уже сажал дерево — во дворе у родителей. Но дом продали, и когда‑нибудь его спилят. Хотелось чего‑то долговечного - так родилась идея парка, где каждый сможет посадить своё именное дерево.

Как предприниматель, я понимаю: у любой идеи должна быть экономическая модель. Парк должен сам себя содержать и через 10 лет, и через 300 — без привязки к рублю, доллару или золоту. Идея в том, что ценность, которую он создаёт, будет актуальна всегда. И, как сказал Ян Гейл:

«Города должны проектироваться для людей и на века. То, что мы строим сегодня, определяет жизнь поколений, которых мы никогда не встретим».

Ты постоянно где‑то учишься — семинары, тренинги, курсы. У тебя вообще нет пауз. Что для тебя это вечное движение вперёд и откуда оно в тебе?

Когда ты много лет варишься в одном и том же, особенно на производстве, мир начинает казаться замкнутым. Я видел одни и те же процессы каждый день, и в какой‑то момент понял: мне нужно что‑то ещё.
Сначала я даже не знал, где это «что‑то» искать, а потом открыл для себя большие образовательные курсы. И как производственника меня это зацепило, ведь мы так часто застреваем в своём бизнесе и не замечаем, что происходит за окном.

Поэтому я всегда выбираю офлайн‑обучение. Там, где есть живое взаимодействие. Там, где можно послушать, как другие зарабатывают деньги, и удивиться: «Вот это да, так тоже можно». Для кого‑то один из моих бизнесов - печать на ткани - мелочь, а у нас это было целое производство и лидерство на рынке.

А в мае я получил международное право на управление парусно‑моторным судном. Тоже обучение. Тоже непросто: половина терминов — голландские, пришли к нам ещё при Петре Первом. Сидишь, зубришь слова, учишься управлять лодкой, изучаешь международные правила судоходства.
Это и есть развитие: вертикальное — когда бьёшь в одну точку и становишься суперпрофессионалом, и горизонтальное — когда расширяешь поле, пробуешь новое. Я за горизонтальное: сегодня учусь управлять судном, завтра разбираюсь в новой бизнес‑модели, послезавтра осваиваю технологии. Это даёт целостное ощущение себя и широту знаний.

«Чем шире твой кругозор, тем быстрее ты находишь неожиданные решения. Будущее принадлежит тем, кто учится всю жизнь». Р. Курцвейл

Самый яркий проект — он у тебя впереди или уже был? Расскажи, чем гордишься и чему этот опыт тебя научил?

Это была история на контрасте: у меня обанкротился предыдущий бизнес, у будущего партнёра — разрыв с напарником. Встретились мы оба на минорной ноте, но у каждого был свой козырь: он умел делать сайты и приводить клиентов, я — организовывать персонал и производство.
В апреле 2017‑го, 27 числа, мы отпечатали первый метр ткани — именно с него всё началось. Принтер у нас был маленький, студийный, с производительностью всего 10 метров в час. Для промышленности это смешно, но у нас пошло.
Мы успели заскочить в уходящий поезд.

Чуть более года спустя, в июне 2018‑го, мы купили итальянский печатный комплекс за 20 миллионов — с нашей же выручки. Оборудование было профессиональное, производительное, и нас с небольшой командой хватало, чтобы работать на уровне лидеров. Мы вошли в топ по объёму печати в России.

Я горжусь этим проектом. Полтора-два года, два человека, которые закрывали разные задачи, — и у нас получилось вырасти в лидеры. Это была основа всего, что мы заработали и чего достигли.

Если человек сомневается — учиться дальше или остановиться, что бы ты ему сказал? Как понять, что пора идти за новыми знаниями, а не просто пробовать на практике?

Если человек думает или сомневается, значит, это уже ответ. Надо.
Задумался о том, чтобы учиться дальше — иди. Получишь новую ступень, а потом уже проверишь, стоило ли.
Быть уверенным, что ты достиг совершенства, — самая большая ошибка руководителей и предпринимателей.
Я часто общаюсь с ребятами из разных сфер: один говорит, «мне хватает моих 500+, 1 млн+», и ему больше ничего не нужно. А я так не могу.

Обучение для меня — это не цель, а способ жить. В моей личной пирамиде ценностей оно стоит на одном уровне с безопасностью и семьёй.
Остановишься — значит, что‑то не узнаешь, что‑то упустишь. Даже если это не глобальные программы, а небольшие тренинги, курсы, встречи — это всё равно движение вперёд.

У меня нет постоянного хобби: я не играю в футбол, не люблю рыбалку, зато люблю учиться. Может, это и есть моё хобби? И, как сказал Уоррен Баффет:

«Чем больше вы учитесь, тем больше зарабатываете».

Как вообще совмещать учёбу, работу и жизнь, чтобы не сгореть? Ты же ещё и очно магистратуру тянул — как справился?

Да, учился очно. У нас был довольно удобный график — по вечерам.
И, откровенно говоря, когда есть желание, вопрос «как» даже не возникает.
Это как со свиданиями: если парень влюбился, он найдёт способ встретиться с девушкой — придумает, где и когда, и никаких преград. У меня, конечно, нет такой романтической любви к учёбе, как к человеку, но принцип тот же.

Всё упирается в планирование, когда понимаешь, зачем тебе это, время находится.

«Управляйте временем, иначе время будет управлять вами» — Брайан Трейси.

Создание Парка — это твоя цель сейчас, а какие ещё большие цели есть в твоей жизни и как ты собираешься их достигать?

У меня серьёзно не закрыта карта путешествий. Если взять весь мир, там у меня ещё белых пятен больше, чем хотелось бы, поэтому одна из больших целей сейчас — закрасить эти точки.
Недавно, как я уже упоминал, я получил международное право на управление парусно‑моторной яхтой — как раз, чтобы использовать в путешествиях. Средиземное море можно обойти на яхте, в декабре планирую Сейшелы.

Хочу на Северный полюс — есть ледокол «Ленин» и «Арктика», на которых можно туда попасть. Цена на тур — 3 млн. с человека за две недели - задача стоит на следующий год, почему бы и нет.
Африка — тоже в списке, как и восхождение в базовый лагерь Эвереста. Мечтаю увидеть действующий вулкан и лаву вживую, а ещё наконец‑то покататься на слонах в Индии.

Для меня путешествия — это цели на жизнь. Да, сейчас у меня в приоритете парк, но параллельно я планирую закрывать эти точки на карте, потому что деньги — это хорошо, но для меня они, в первую очередь, инструмент для свободы и новых впечатлений.

«Через двадцать лет вы будете больше разочарованы тем, что не сделали, чем тем, что сделали. Так что снимайте якорь, уходите от тихой гавани. Ловите попутный ветер в паруса. Исследуйте. Мечтайте. Открывайте». Марк Твен

А ты вообще веришь в идею учиться всю жизнь?

Да, конечно, я верю в то, что учиться надо всю жизнь и это не только академические навыки и дипломы, это в первую очередь умение узнавать новое. Ты пробуешь — и решаешь, интересно тебе или нет, но если не попробуешь, ответа не будет никогда.
В планах через пару лет — получить права на вертолёт. Уже нашёл школу, полгода обучения. Не знаю, понравится или нет, но хочу проверить.
С яхтой было похоже: в Новороссийске, когда получал права на парусно‑моторное судно, плевался, таскал паруса и клялся, что никогда больше!
А потом понял — нравится, особенно момент, когда идёшь по маршруту и управляешь сам.

Учиться надо хотя бы ради того, чтобы понять, хочешь ты этого или нет.

Образование для меня — это фундамент. Тяжело в 16–17 лет выбрать дело на всю жизнь. Моё первое высшее — юридическое: десять лет я расследовал экономические и налоговые преступления, руководил отделом в республике Коми. А поступал вообще в медицинский, на стоматфакультет.
После первого курса перевёлся на юридический, поэтому всегда шучу, что у меня диплом «юрист‑стоматолог».
Какое будет моё следующее образование — не знаю.

Мир меняется быстро, задачи тоже, но базу иметь нужно обязательно.
Без фундамента стену не поставишь. Этот фундамент даёт умение работать с информацией, взаимодействовать с преподавателями и одногруппниками, жить в структуре и системе, брать на себя ответственность.

Я говорю это и своей дочке, она поступила на медиаменеджмент и сомневается: вдруг не будет работать по специальности? Я отвечаю: «Когда я поступал на юрфак, я тоже не знал, буду ли работать по профессии.
Жизнь развивается органично — как ребёнок в утробе матери: сначала садик, потом школа, институт, работа. Пробуешь, смотришь, выбираешь направление. И уже в нём можно накидывать сверху дополнительные курсы, магистратуру, новые знания.

«Образование — это то, что остаётся, когда забываешь всё, чему учили в школе» — Альберт Эйнштейн.

Если бы вернулся в самое начало своей магистратуры, что сделал бы иначе — в жизни или в бизнесе?

Ни за что! Если бы вернулся в самое начало магистратуры, я бы, пожалуй, ничего не менял. Даже с точки зрения бизнеса, потому что одно из первых занятий дало мне решение, которое окупило всю учёбу.

Мы были в технопарке «Сколково» и преподаватель — Ренат Батыров, в тот момент руководитель технопарка, разбирал с нами бизнес‑кейсы и сказал фразу, которая у меня щёлкнула:

Если ты уже принял решение, действуй. Не жди, пока момент уйдёт.

Он привёл пример: к тебе в 18 лет приходит парень, чтобы жениться на твоей дочери. Ты говоришь «нет», потому что кажется — рано. Проходит двадцать лет, дочери уже сорок, а желающих нет. Момент упущен.

Так и в бизнесе. Если решил продавать — продавай.

На следующий день я написал знакомым брокерам, оплатил их услуги и через месяц мы нашли покупателя на мой бизнес. Даже двух — и они устроили между собой конкуренцию, подняв цену. В итоге я получил за сделку гораздо больше, чем стоила вся магистратура.

«Совершённое вовремя решение может спасти годы усилий» — Гарри Трумэн.

А что тебе дал университет помимо знаний?

Помимо знаний — новый круг общения. Для меня это очень ценно. Я люблю слушать людей, даже не столько ради самих знаний, сколько ради того, как они их подают.
В повседневной жизни мы редко задумываемся, как формулируем мысли, а на учёбе ты наблюдаешь за этим постоянно: одни говорят просто и ясно, другие умеют подвести к идее так, что её невозможно забыть.

Есть преподаватели, у которых я беру на вооружение фишки речи, интонацию, построение фраз. Всё это у меня работает «фоновым режимом» — я слушаю, отмечаю, запоминаю. И это не только полезно, но и очень интересно.

И напоследок: какую фразу ты бы оставил будущим студентам и выпускникам, чтобы они поверили в себя?

Ну, если в шуточной форме, то скажу так:

Кто не учится, тот живёт с узким углом обзора и думает, что это панорамный вид

А если серьёзно — я сторонник горизонтального развития. Мне близка мысль, которую услышал в школе менеджмента у Тарасова: «Ставьте цели за пределами своей жизни». Создание парка — именно такая цель, рассчитанная на тысячу лет.
Учиться нужно всегда, и не только в одной области, потому что когда получаешь знания в разных сферах, становишься гибче, интереснее и можешь создавать более масштабные проекты.
Каждая идея начинает «светиться» по‑другому, потому что ты видишь больше способов её применить. И чем шире твой угол обзора, тем больше возможностей ты замечаешь.

Хотите узнать, как думают и действуют люди, которые не останавливаются?
В Клубе выпускников «Синергии» мы делимся историями, идеями и связями, которые могут изменить ваш угол обзора уже завтра.
Присоединяйтесь — и смотрите шире.

А вы верите, что учиться нужно всю жизнь, или в какой‑то момент можно сказать «достаточно»? Напишите в комментариях — разберём самые яркие мнения в нашем сообществе.