Почему-Почему-Почему? Зачем-Зачем-Зачем учить английский 6-летнему ребенку или первоклашке, ЗАЧЕМ готовится к школе? "В школе же будет английский! Пусть учит! Там же должны учить с самого начала!" Эти вопросы в нашей языковой школе мы слышим от родителей каждый день. Помимо того, что иностранные языки отлично формируют навыки мышления и развивают ребенка, а в игровой форме - ребенок просто с комфортом учится - давайте подумаем и о подводных камнях.
Скоро начнется английский в школе? Успеваемость и оценки… Это волнует многих родителей.
И не зря!
К примеру, чтобы подготовить ребенка к школе по основным предметам (русский, математика, чтение и т.д.), нужно научить его цифрам, буквам, держать ручку и карандаш, в идеале, читать и писать – эти знания дадут ему возможность беспроблемно изучать школьные предметы, ведь в школе будет много других знаний помимо банального ознакомления, а если ребенок вовремя не научится читать на русском, то он не сможет решать и задачи по математике, и перессказать параграф по естествознанию - просто потому не сможет прочитать задание.
Однако, навыки чтения и письма на русском мало помогут ребенку с таким предметом, как английский язык.
Что же нужно сделать, чтобы обеспечить успеваемость ребенка в школе по английскому языку?
Самая основная и главная цель подготовки ребенка к школе по английскому – это, в первую очередь – его адаптация. Когда ребёнок приходит в общеобразовательной школе на английский ему практически на первом уроке, предлагают не только понимать и говорить на незнакомом языке, но и читать, и даже писать на нем (причем в больших группах, где у учителя просто нет возможности объяснить что-либо индивидуально). Для ребёнка, который первый раз в жизни услышал слова нового, незнакомого ему языка – это просто невыполнимая задача. Ведь перед тем, как что-то самостоятельно сказать на иностранном языке – ребенку нужно "СТО" раз услышать! Вспомните, как долго вы учили ребенка сказать первое слово, понять, что такое цифра, кто такой слон и т.д., но в этом случае у малыша была огромная мотивация! Ведь все вокруг говорят, играют, пользуются компьютером, телефоном, телевизором на русском языке. А здесь, представьте себя на месте школьника: возникает непонятный предмет-язык, который тебе когда-то, может быть, пригодится, язык на котором говорят в неизвестной стране, о существовании которой, возможно, ты и не знал! Язык, который ты не понимаешь, похожие буквы, которые ты пытаешься как-то читать, но оказывается половина из них читается "не по-русски", а другая вообще не читается! Нудный зубреж слов-иероглифов, контрольные - тебе говорят, что у тебя не получается, а, может, и двойку поставят... Что захочется сделать? Просто отсиживаться на уроке и надеятся, что не спросят в лучшем случае, уже не говоря об эффективности обучения. А все только из-за неудачного старта, как следствие - нелюбовь к предмету на долгие годы.
Многие дети, которые столкнулись с незнакомым языком впервые в жизни – просто молчат, но на молчание и ознакомление во многих общеобразовательных школах времени просто не предусмотрено по планированию. А если начать разговор о чтении слов, то это отдельная проблема. Если учесть то, что в английском языке читаются не все буквы, многие буквы имеют отличительное звучание, например буква "Gg" ("джи") - звук [g] ( "Г" ), но иногда [dʒ] ( "дж" ), а чего стоят буквосочетания! "две или три буквы встали вместе" и всё, теперь они читаются совершенно по-другому, например: - igh - читаем как [aɪ] ("ай"). Становится вполне очевидно, что на освоение чтения ребенку может понадобиться достаточно много времени. Времени, которое наша школьная система просто не может выделить. Школьная программа в большинстве случаев на сегодня такова, что ребёнок, у которого нет совершенно никакой языковой практики, окажется не готов к урокам английского. И, как следствие – будет отставать по предмету, либо просто его не понимать и получать оценки по методу сопоставления или подбора. Несмотря на то, что в этом совершенно нет его вины. Конечно, это сугубо индивидуально в отношении каждой школы, каждой индивидуальной программы, каждого учителя и каждого ребенка, но, к сожалению, говорим о большинстве.
А теперь представьте ситуацию: ребёнок уже много раз слышал английский язык и успел привыкнуть к нему. Он играл в игры на английском, делал различные творческие задания, говорил слова и фразы, – он адаптировался к языку. Даже если он за лето что-то забудет, ему будет легко вспомнить, ведь это ему уже знакомо, понятно и находится в его пассивном запасе. А если ребенок уже умеет читать и писать по-английски, то боятся будет абсолютно нечего. У такого ребёнка сразу же будет формироваться установка «я могу», и он будет получать хорошие оценки, и радовать ими своих родителей.
Не лучше ли помочь ребенку сейчас? До того, как появились плохие оценки и нелюбовь к предмету? Когда для этого есть время, чем в последующем платить немалые деньги репетиторам, которые будут делать вместе с ребенком (а, может, и вместо него домашнее задание, поскольку в формат урока просто не вписывается столько материала).
Без сомнения лучше начать учить язык заранее по чуть-чуть, начиная с азов. Получать маленькое домашнее задание, которое вы будете делать вместе с ребенком за 15-20 минут дома, приблизительно понимать, что он умеет, приходя на открытые занятия. А после начать обучение в школе без надрыва и стресса.
Что должно входить в подготовку к школе по английскому? Обучение чтению, обучение базовой грамматике, постановка почерка, развитие речи. А также увлекательные развивающие игры, театральные постановки, праздники и общение с носителем языка для мотивации и понимания, для чего этот предмет вообще нужен.
Нужно только правильно выбрать образовательное учреждение. Почитайте отзывы, спросите у друзей, придите на пробное занятие, поговорите с учителем, сделайте выводы: что вы хотите от обучения и что вы получите на выходе после подготовки. Будут ли говорить на английском языке и обучать именно английскому на уроке, или просто играть в общеразвивающие игры с детьми. Будет ли ребенок говорить на каждом уроке и читать, потому что в группе 3-7 человек и 60 минут урока, или просто слушать, как это делают другие дети, потому что в группе 15 человек и 45 минут. Будут ли дети изучать язык эффективно, по новым методикам, видео- и аудио- материалам, с доступом через интернет или диск к каждому слову, рифмовке или тексту, который нужно повторить дома или учить не актуальные стишки и загадки из учебников и распечаток 80х, 90х годов. Здесь уже нужно просто выбрать.
А что по этому поводу думаете вы? Сталкивались ли вы с проблемами с английским?