Найти в Дзене

Театральные страсти на холсте. «Владимир и Рогнеда» Лосенко

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня мы поговорим о картине замечательного русского художника XVIII века — Антона Павловича Лосенко (1737-1773). Он был невероятно одарённым человеком, что позволило ему выразить нравственные идеалы эпохи Просвещения и стать одним из первых русских художников-историков. Одним из самых известных произведений Лосенко является картина «Владимир и Рогнеда», которая была представлена на академической выставке 1770 года и принесла художнику славу и признание. Вот её полное название: «Композиция, представляющая великого князя Владимира Святославича перед Рогнедой, дочерью Рогволода, князя Полоцкого, после победы над этим князем за отказ Рогнеды выйти за Владимира». Перед художником стояла сложная задача: он должен был соединить в одном образе князя Владимира Святославича две совершенно противоположные характеристики. С одной стороны, Владимир — креститель Руси, святой, человек, принёсший христианство на русскую землю. В то же время, Владимир — завоеватель, y

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня мы поговорим о картине замечательного русского художника XVIII века — Антона Павловича Лосенко (1737-1773). Он был невероятно одарённым человеком, что позволило ему выразить нравственные идеалы эпохи Просвещения и стать одним из первых русских художников-историков. Одним из самых известных произведений Лосенко является картина «Владимир и Рогнеда», которая была представлена на академической выставке 1770 года и принесла художнику славу и признание. Вот её полное название: «Композиция, представляющая великого князя Владимира Святославича перед Рогнедой, дочерью Рогволода, князя Полоцкого, после победы над этим князем за отказ Рогнеды выйти за Владимира».

Антон Лосенко. Владимир и Рогнеда. 1770. Холст, масло. 211,5 × 177,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Антон Лосенко. Владимир и Рогнеда. 1770. Холст, масло. 211,5 × 177,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Перед художником стояла сложная задача: он должен был соединить в одном образе князя Владимира Святославича две совершенно противоположные характеристики. С одной стороны, Владимир — креститель Руси, святой, человек, принёсший христианство на русскую землю. В то же время, Владимир — завоеватель, yбийцa и нacильник, силой взявший в жёны Рогнеду, дочь полоцкого князя Рогволода.

Задача, прямо скажем, не из лёгких. Как совместить в одном образе святость и жестокость? Благородство и нaсилиe? Лосенко попытался решить эту задачу, используя язык классицизма, со свойственной ему идеализацией образов.

Главные герои картины — Владимир Святославич и Рогнеда — представлены как персонажи театральной постановки. Они словно застыли на сцене, исполняя свои роли. Служанки и воины выступают в качестве массовки, создавая фон для разворачивающейся драмы.

Владимир прижимает руку к груди, выражая раскаяние или смирение. Рогнеда поднимает глаза к небу в поисках утешения или возмездия. Эта театральность — явное влияние барокко, которое ещё было сильно в русской живописи XVIII века. Не случайно для создания образа князя Лосенко пригласил актёра И. А. Дмитревского, который играл Владимира на сцене.

Интересно отметить, что костюм князя выглядит несколько странно и напоминает театральный наряд. А вот наряд одной из служанок и одеяния воинов свидетельствуют о том, что художник тщательно изучал костюмы допетровской эпохи. Лосенко старался быть исторически достоверным, насколько это было возможно в его время.

«Владимир и Рогнеда» является ярким примером русского классицизма, вобравшего в себя элементы барокко. Эта картина остаётся важным произведением отечественной живописи XVIII века, отражающим интеллектуальные и художественные поиски эпохи Просвещения.

Спасибо за внимание, дорогие друзья!