Найти в Дзене
Владимир Пискурев

ПОЧЕМУ МНЕ ХОЧЕТСЯ СМОТРЕТЬ НА КАРТИНЫ РЕМБРАНДТА.

Я люблю смотреть на картины великого голландского художника Рембрандта Хармэнса ван Рейна. Я всегда смотрю на них долго и внимательно. Я смотрю и понимаю, что мне хочется на них смотреть. Почему же так происходит, - может в картинах  Рембрандта  скрыта какая-то тайна, есть что-то такое, что заставляет меня всматриваться и вдумываться, и испытывать от этого удовольствие? И, вот тут, я должен с абсолютной уверенностью в правоте своего утверждения сказать: ДА – в них есть тайна. В картинах художника Рембрандта есть великая тайна, – ТАЙНА ИСКУССТВА. Что же это такое за явление – ТАЙНА ИСКУССТВА, - о котором многие говорят и пишут?  Интересный вопрос. Но, ведь вы сами уже знаете, что есть такие вопросы, ответить на которые, порой бывает очень трудно. Вот и у искусства, есть своя тайна, которую пытаются понять люди. Вот и ищут, они, ответы. И ведь что ещё, здесь интересно?  Каждый понимает ТАЙНУ ИСКУССТВА по-своему. Я тоже, понимаю её по-своему. Для меня, тайна  искусства, это, - та радость,

ДЕТЯМ  ОБ  ИСКУССТВЕ

Я люблю смотреть на картины великого голландского художника Рембрандта Хармэнса ван Рейна. Я всегда смотрю на них долго и внимательно. Я смотрю и понимаю, что мне хочется на них смотреть. Почему же так происходит, - может в картинах  Рембрандта  скрыта какая-то тайна, есть что-то такое, что заставляет меня всматриваться и вдумываться, и испытывать от этого удовольствие?

И, вот тут, я должен с абсолютной уверенностью в правоте своего утверждения сказать: ДА – в них есть тайна. В картинах художника Рембрандта есть великая тайна, – ТАЙНА ИСКУССТВА.

Что же это такое за явление – ТАЙНА ИСКУССТВА, - о котором многие говорят и пишут?  Интересный вопрос. Но, ведь вы сами уже знаете, что есть такие вопросы, ответить на которые, порой бывает очень трудно. Вот и у искусства, есть своя тайна, которую пытаются понять люди. Вот и ищут, они, ответы. И ведь что ещё, здесь интересно?  Каждый понимает ТАЙНУ ИСКУССТВА по-своему. Я тоже, понимаю её по-своему.

Для меня, тайна  искусства, это, - та радость, которую получает человек от общения с искусством. Это те удивительные ощущения, которые испытывает он от общения с картиной, скульптурой, театральным спектаклем, хореографической постановкой, литературным или музыкальным произведением. Это те чувства, которые  возникают от увиденного, услышанного,  прочитанного, - то есть от того, что создал САМ человек. И получается, что АВТОР, своим произведением, как бы переносит восприятие человека в особый мир. И само ВОСПРИЯТИЕ, подчиняется этому миру, подчиняется его законам.  А, как мы знаем с вами, главный закон искусства, – ХУДОЖЕСТВЕННОЕ  ВЫРАЖЕНИЕ  ЯВЛЕНИЯ.

Так вот,  на мой взгляд,  художник Рембрандт, так выражает явления, что образы,  которые он создаёт, меня – зрителя, очень сильно волнуют, как иногда говорят – трогают. Чем? Абсолютно всем. Мне нравится, как Рембрандт размышляет цветом, как он создаёт, из, казалось бы, обыкновенных мазков краски, необыкновенное ЧУДО. Этим словом, я называю созданные им образы, наделяя их, в высшей степени наилучшими  художественными качествами. Почему я так считаю? Да потому что его художественные образы, это, как бы слитые воедино мысли огромного количества людей о добре и зле, о радости и горе, о величии человека и его низменных поступках о, всём том, что составляет суть и смысл человеческой жизни. Это картины, посвящённые вопросам, которые в течение многих столетий волнуют человечество и Рембрандт пытается на них ответить  средствами живописи.

Но почему я так высказываюсь о них, так хвалю их? Ведь известно, что многие художники создавали картины не хуже, и таких картин немало. И это правда: на свете много замечательных художников, оставивших великие и прекрасные творения. Но, как иногда говорят, среди равных, бывает первый. Так вот, на мой взгляд, Рембрандт – первый. Он первый, потому что его картины, рисунки, офорты обладают огромной притягательной силой, заставляющей зрителя трепетать и восхищаться. Они заставляют его думать, - думать о том, какой удивительный, неповторимый, необыкновенный образ, создаёт художник. Они показывают, как мастерски и талантливо он владеет своей профессией, как тонко и остро чувствует суть изображаемого явления, как душа его переживает изображаемое. И, наверное, от этого, то, - что Рембрандт изображает, - получается необыкновенно художественно выразительным. Вы ещё не забыли про главный закон искусства – закон художественного выражения?  Так вот, Рембрандт, достигает величайшего совершенства в исполнении этого закона.  Он, так относится к своим картинам, к своим героям, так волнуется и переживает за них,  так много о них думает,  что в результате,  все его волнения, его мысли, как бы передаются нам – зрителям, и мы смотрим на его картины  и,  тоже волнуемся, тоже переживаем всё то, о чём хотел сказать художник.  Да, я не боюсь повторить эту фразу много раз: – Мне нравятся образы,  созданные  художником Рембрандтом. Они мудры, выразительны, художественно совершенны. Они присутствуют в таких картинах как: «ВОЗВРАЩЕНИЕ  БЛУДНОГО СЫНА», «ДАВИД И УРИЯ», «ПОРТРЕТ СТАРОЙ ЖЕНЩИНЫ».

-2
-3

А как замечательны его автопортреты, которые он писал всю свою жизнь. В них он,  возможно, пытался ответить на какие-то, может быть очень важные для себя вопросы.

И вот здесь, говоря о своём отношении к творчеству Рембрандта, я хотел бы обратить  ваше внимание  на последние слова предыдущей фразы: очень важные для себя вопросы. Эти слова очень часто произносят историки искусства, искусствоведы, - то есть те специалисты, которые занимаются изучением художественного творчества. Мне приходилось их читать во многих книгах посвящённых  изобразительному искусству. Вот и я, тоже употребил их. Употребил и подумал – А что это значит: важные для себя вопросы? Какие такие вопросы, для художника могут быть важными? Кто это знает? Художник? Наверное,  да. А мы, с вами, знаем ли мы это? Не знаю,  что и сказать. Многие думают наверно, что знают.                   А я вот задаю себе вопрос – А, знаю ли я эти вопросы, имею ли о них представление? Почему Рембрандт действительно, на протяжении всей своей жизни писал автопортреты. Писал, начиная в раннем периоде творчества и последний, может быть самый лучший, закончил почти перед своей кончиной. Значит, было что-то такое для художника важное, если хотелось ему создавать свои образы. Что-то привлекало его к их созданию. И не думаю, что он уж очень любил самого себя и хотел оставить как можно больше своих изображений. Нет, тут что-то другое, гораздо более важное для него, как для художника.

А что если ему было интересно посмотреть, как меняется он сам, его лицо, с течением времени. Тем более, на своё собственное лицо художник всегда может посмотреть. И не просто посмотреть, а всмотреться так, что в нём можно увидеть ох, как много и всё это выразить в автопортрете. Может быть, можно допустить такое предположение? А если ещё и учесть такой момент, что меняется не только лицо художника, но меняется и его мастерство, его возможность художественно видеть, если ещё больше развивается его талант  и год от года он, как мастер становится всё лучше и лучше? А у Рембрандта именно так и было. К концу жизни, несмотря на все тяготы и лишения, которые ему пришлось пережить, искусство его становилось всё совершеннее. И это подтверждает такая великая картина, как «ВОЗВРАЩЕНИЕ  БЛУДНОГО  СЫНА»  и  превосходный автопортрет, который мы упоминали выше. Их художественное совершенство, это великая  ВЕРШИНА,  великого МАСТЕРА.

-4

В «Блудном сыне», Рембрандт не только размышляет о сложных взаимоотношениях между самыми близкими людьми, на примере известной Библейской притчи. Он размышляет о морали, нравственности, об ответственности не только перед другими, но и перед самим собой. Он размышляет о самостоятельном выборе человека и о последствиях этого выбора. Он обращается к каждому человеку с просьбой ПОДУМАТЬ! Подумать, прежде чем совершать какой-либо поступок, говорить какое-либо слово, фразу. Он пытается говорить о том, что человек САМ, является хозяином своей судьбы и что ЕГО ошибки, это ЕГО ошибки и он должен хорошо это понимать. И, конечно же, эта картина о ЛЮБВИ, о великой любви родителя к своему ребёнку, о том, что для родителей нет ничего дороже, чем их дети. Не думал в этой статье, говорить вам об этом, но Рембрандт,

потерял всех своих детей. Так жестоко, обошлась с ним жизнь. Нисколько не сомневаюсь, что это была его вечная, человеческая БОЛЬ. Может быть, поэтому, эта картина так пронзительна, так трогательна и так ВСЕЧЕЛОВЕЧНА. ОНА для всех для нас, на все века и времена. Она его великое ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЩЕНИЕ к людям всей земли, всего мира. Эту картину нельзя не знать, она ВЕЛИКОЕ ЯВЛЕНИЕ изобразительного искусства.

-5

В своём знаменитом автопортрете, Рембрандт изображает свой образ таким, что глядя на него, понимаешь, что с картины на тебя смотрит МУДРЕЦ, мудрец, который прожил жизнь и знает что она такое. Он смотрит на зрителя и как бы говорит ему: а я, уважаемый зритель знаю что-то такое, чего не знаете Вы, я был в  своей жизни тем, кем Вы никогда не станете и я создал что-то такое, чего вам никогда не создать. Конечно, может быть мне это всё только кажется и ничего подобного в глазах иного зрителя не возникает, но даже если я и ошибаюсь, Рембрандт действительно знал и умел что-то такое, чего многим никогда не узнать и не сделать. А иначе бы он и не стал великим  художником, а иначе бы он и не стал РЕМБРАНДТОМ.

Вот поэтому Рембрандт заставляет меня смотреть на его картины влюблёнными в них глазами. Вот поэтому его искусство уже много столетий восхищает многих людей в разных странах. Вот поэтому, я и хотел вам лишний раз напомнить о нём. Он заслужил право на нашу память, он позволил нам прикоснуться к вечному.