Найти в Дзене
Известия

Почему россияне «подсели» на сервисы рассрочки и чем это грозит

Оглавление

За первые шесть месяцев 2025 года через сервисы рассрочки было куплено товаров вдвое больше, чем годом ранее. Почему россияне «подсели» на сервисы рассрочки, какие преимущества и риски несет использование этой модели для покупателя и продавца, и как отразятся на BNPL-сегменте новые требования о передаче данных в бюро кредитных историй, выясняли «Известия».

Фото: Global Look Press/IMAGO/Michael Bihlmayer
Фото: Global Look Press/IMAGO/Michael Bihlmayer

Дорогие кредиты

Расширение доли покупок с использованием BNPL-сервисов (buy now, pay later — «купи сейчас, плати потом») — глобальный тренд. По прогнозам, мировой рынок таких покупок вырастет на 13,7% до $560 млрд.

Особенность этого формата в том, что покупатель оплачивает товар по частям, а услугу финансирования предоставляет не банк, а финтех-сервис или сам продавец. Они же и покрывают проценты за использование заемных средств.

Россия — в авангарде использования этой модели. За первые полгода через BNPL накупили товаров на 300 млрд рублей, что в два раза больше, чем за аналогичный период 2024-го.

Такую динамику эксперты в первую очередь связывают с резким удорожанием «классических» потребительских кредитов из-за высокой ключевой ставки ЦБ.

Это привело к снижению доступности потребкредитов в условиях высоких, фактически запретительных ставок по займам и кредитным картам, отмечает гендиректор НКО «Моби.Деньги» Мария Красенкова.

Кроме того, банки заметно ужесточили свои риск-политики в отношении потенциальных заемщиков. В этой же связи эксперты фиксируют резкое снижение объема POS –кредитования (займы, которые выдается сразу в точке продаж): в этом году он сократился на 45%.

Повлияла и закредитованность населения. По данным Банка России на март 2025 года более 35% граждан имеют кредиты, а объем задолженности за период с 2020 до 2025 годы вырос более чем в 2 раза.

В таких условиях продолжается активное развитие сервисов рассрочки их владельцами и маркетплейсами. Кроме того, сейчас рассрочка не учитывается в кредитной истории и не влияет на закредитованность клиента, указывает руководитель практики стратегического консалтинга компании «Экопси Консалтинг» Сергей Минин.

Таким образом, BNPL-модель становится полноценной заменой классического кредитования — пока еще, в основном, в сегменте небольших покупок.

С помощью сервисов рассрочки в основном покупают электронику, где до 80% покупок приходится на смартфоны и ноутбуки. Также в списке популярных покупок: мелкая бытовая техника, мебель, одежда и обувь, косметика, товары для дома, спортивные и детские товары.

Простота и прозрачность

Основой привлекательности BNPL эксперты называют простоту и прозрачность. Для клиента процесс максимально понятен: ты получаешь товар или услугу сейчас, а платишь позже равными частями, часто без переплат и скрытых комиссий (разумеется, при соблюдении графика платежей).

Как отмечает, директор проектов финтех портфеля red_mad_robot Ксения Земскова-Ларина, такая схема создает ощущение финансового комфорта и контроля над своими расходами.

— Сама схема BNPL отвечает запросам современной аудитории, особенно молодых покупателей, которые хотят гибкость и удобство платежей без оформления длительных кредитов, — рассказывает она.

Фото: Global Look Press/IMAGO
Фото: Global Look Press/IMAGO

Для продавца это удобный инструмент увеличения продаж и средних чеков за счет дополнительного финансирования покупок клиентов. Такая модель, разумеется, несет и определенные риски для обоих сторон. Например, на провайдера BNPL-сервиса ложатся риски невозврата платежей и ответственность перед продавцом.

От покупателя также требуется финансовая дисциплина и внимательность.

Ксения Земскова-Ларина уточняет, что, если пользователь не успевает вовремя погасить задолженность, ему грозят штрафы и пени, которые могут значительно увеличить итоговую стоимость покупки.

— Существуют риски мошенничества с аккаунтами BNPL-сервисов, что может привести к неприятным финансовым потерям. Кроме того, учитывая более простые условия оформления и доступность сервиса, существует опасность накопления долговой нагрузки, особенно среди потребителей с низкой финансовой грамотностью, — указывает эксперт.

Новые правила

Сейчас рассрочка не учитывается в кредитной истории и не влияет на закредитованность клиента. Однако впереди — новые правила. Если сумма покупки в рассрочку превышает 50 тыс. рублей, данные клиента о долговой нагрузке будут передаваться в кредитные бюро. Это касается и BNPL-сервисов, которые предлагают оплату частями. Регулирование заработает с 1 апреля 2026 года.

Для сегмента не самая хорошая новость: cервисы BNPL не горят желанием работать с бюро кредитных историй (БКИ), указывает юрист и эксперт по банкротству компании «Финансово-правовой альянс» Евгения Боднар.

Она поясняет, что в соответствии с новыми правилами, теперь надо будет заключать договор с БКИ, ставить отдельное ПО и отправлять согласно требованиям самого бюро огромное количество данных.

— За нарушения передачи этих данных КоАП РФ предусматривает штрафы. Кроме того, жестко встает вопрос верификации пользователей. На маркетплейсе человек может назваться какими угодно ФИО, и тогда нужно регулярно запрашивать подтверждение, что снизит удобство для пользователей, — отмечает юрист.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Вместе с тем ЦБ РФ уже долгое время обеспокоен вопросом контроля предельной долговой нагрузки граждан. Таким образом, новый правовой контур создан для того, чтобы регулятор имел полную картину о реальной закредитованности населения.

По мнению большинства экспертов, эти ограничения существенно на объем рынка не повлияют: и компании, и покупатели адаптируются к новым условиям. Хотя, рост этого сегмента в будущем году, по мнению наблюдателей, будет более взвешенным.

Как считает, вице-президент по партнерским программам СПАО «Ингосстрах» Екатерина Снигирь, сервисы будут вынуждены адаптировать клиентские пути под новые требования, также повысится заинтересованность в развитии сегмента до 50 тыс рублей.

В то же время, новые правила могут привести к ужесточению оценки потенциальных клиентов BNPL-сервисов. Вместе тем повысится осознанность покупателей в отношении этих заемных средств.

Автор текста: Оксана Белкина

Что вы думаете о покупках в рассрочку?