Найти в Дзене
Популярная наука

Зачем древние люди рисовали в пещерах то, чего не видели: загадка доисторического воображения

Оглавление

40 тысяч лет назад, в глубине европейской пещеры, какой-то человек вырезал из бивня мамонта странную фигурку. У неё было человеческое тело и львиная голова. Зачем? Ведь такого зверя в природе не было. Да и времени на фантазии в каменном веке, мягко говоря, не хватало.

И этот "человек-лев" — не исключение. Палеолитическое искусство пещер Шове, Ласко, Альтамиры и десятков других мест наполнено существами, которых древние не могли видеть. Химеры, сцены, нарушающие законы физики, абстрактные узоры и символы. Откуда всё это?

Музей невозможного

Древние художники, как выясняется, вовсе не были документалистами. Они создавали что-то среднее между галереей фантазий и ритуальным артефактом.

Например:

"Человек-лев" из пещеры Холенштайн-Штадель (Германия) — первое известное изображение мифического существа. Возраст составляет около 40 000 лет.

-2

В Шове (Франция) изображены полулюди-полузвери, животные с несколькими головами и следами движения, как будто они дрожат.

-3

В Альтамире (Испания) — абстрактные зигзаги, спирали и порталы, будто ведущие в другую реальность.

Эти изображения можно разделить на три категории:

Мифические гибриды — существа, которых не существовало (и, скорее всего, не могло существовать). Часто это были полулюди-полузвери, но не всегда.

Абстрактные символы — геометрия, лишённая видимого смысла. Склонность к таким правильным несуществующим фигуркам у людей была с древних времен.

-4

Невозможные сцены — летающие лоси на потолке, гигантские звери, исчезающие в трещинах скал.

Причин создавать такие необычные предметы искусства было три, считают ученые. Давайте посмотрим, что говорит наука о появлении подобной странной живописи.

Каменный век и галлюцинации

Ты в пещере, факел чадит, стены вибрируют, из трещины вылезает бык с шестью ногами и говорит тебе рисовать. Ты рисуешь.

Есть гипотеза, и довольно стройная: часть этих рисунков — результат изменённого сознания.

-5

Нейрофизиологи полагают, что возможно, некоторые примеры древнего искусства — это побочный эффект нехватки воздуха.

Глубокие пещеры плохо проветриваются. Художники использовали факелы. А это значит, что снижался уровень кислорода.

В таких условиях уровень О₂ в крови падал ниже 18%, и начинались интересные эффекты. При гипоксии, когда мозг получает меньше воздуха, часто случаются галлюцинации.

Современные исследования показывают, что гипоксия запускает выброс дофамина. И это часто приводит к галлюцинациям - различные световые эффекты, энтоптические формы (зигзаги, тоннели, сетки) возникают первыми.

«Портальные» фигуры из Шове, выходящие из трещин в камне, зигзагообразные непонятные рисунки - все это очень похоже на психоделический арт.

Шаманизм и пещера как портал

Рисунки в Тассилин-Адджер. Это древняя пещера на территории Сахары.
Рисунки в Тассилин-Адджер. Это древняя пещера на территории Сахары.

Но дело не только в кислороде. Многие исследователи уверены: художники сознательно искали эти состояния. Зачем?

Это мог быть ритуал, шаманская практика, способ контакта с «иным миром», в который люди верили с древних времен.

Древние выбирали труднодоступные уголки — не ради уединения, а чтобы усилить мистический опыт, рассказывает антрополог из ЮАР Дэвид Льюис-Уильямс.

Там шаман входил в транс, видел духов, тотемов, существ за стеной — и потом переносил их образы на камень.

-7

Пещера для них и могла казаться таким порталом, переходом в новый мир. А рисунок — не просто картина, а попытка передать опыт, который словами не передашь.

Мышление и воображение

Есть ещё одна гипотеза — когнитивная. Она не отменяет предыдущие, а дополняет.

Парейдолия — это способность видеть лица в розетках, животных в облаках и силуэты в кронах деревьев.

На этом, например, построен психологический тест Роршаха. Когда человеку показывают кляксы, а он должен говорить, на что это похоже.

Что вы видите на этом рисунке? Я - бабочку и демона из Diablo 2.
-8

И вот первобытный человек смотрит на трещину в стене — и видит... бизона.

Он дорисовывает его. Камень «подсказывает», где копыто, где рог. Многие пещерные изображения буквально вписаны в форму скалы.

Коллективное бессознательное? Может быть. Психологи уделяют этим рисункам особое внимание.

Архетипы, мифологические мотивы, образы из снов — всё это может уходить корнями глубже, чем просто личный опыт. Тут есть много общечеловеческого - недаром, некоторые рисунки так похожи друг на друга, хотя эти группы людей жили изолировано друг от друга.

Приведу пример, который мне очень нравится.

Это фото из «Пещеры рук» в Аргентине, но подобные примеры найдены также во Франции, Индонезии и Испании.

-9

Значит люди, не переговариваясь друг с другом, пришли к такому интересному мотиву в искусстве, решили донести идею. И раз она пришла в голову разным людям по всему миру - значит есть в ней что-то общечеловеческое.

Этим изображениям от 37 до 64 тысяч лет. Они интересны, как первый пример искусства когда люди перешли от подражания природе к символизму.

Учёные считают, что такие стены служили своеобразным «архивом» общины — слоем памяти, напоминанием о прошлом. И участвовали в создании такой картины все - мужчины, женщины, дети.

Это подчёркивает коллективный характер этого творчества, в отличие от индивидуальных произведений искусства позднейших эпох.

Какую роль играет воображение в эволюции человека

Воображение — это не детская прихоть и не побочный эффект скуки у костра. Это один из самых мощных инструментов, который когда-либо создавала эволюция. Именно он превратил Homo sapiens из примата с дубиной в существо, способное строить ракеты, писать поэмы и бояться налоговой.

-10

Что делает воображение таким особенным?

Планирование будущего, которого ещё нет

Представьте себе охотника каменного века. Он стоит у входа в пещеру и думает: «А если мамонт пойдёт вот так, а я вот так?» И проигрывает в голове сцену, которой ещё не случилось. Это моделирование гипотетических ситуаций, основа всех стратегий, от охоты до современных технологических стартапов.

Пусть технологии сильно разные, но принципы мышления - одни и те же! Как и у людей каменного века.

Воображаемое «мы»

Воображение позволило людям объединяться в племена, которых они никогда не видели целиком. Как? С помощью общих мифов и ритуалов. Никто не видел духа леса, но все о нём знают. Это и есть коллективная кооперация, где идея важнее факта.

-11

И группы людей объединялись. В итоге на их основе возникли целые цивилизации. Без объединения на уровне идей это было бы невозможно. Прорыв из каменного века в эпоху цивилизаций стал возможен именно благодаря воображению и абстрактным идеям!

Образы вместо алфавита

До появления письменности рисовать — значит говорить.

Пещерные изображения стали универсальным языком передачи знаний: как охотиться, куда не ходить, кого бояться, где прятаться. Вопреки стереотипам, люди передавали знания не только устно, но и с помощью рисунков. Как для детей, которые читают книжки с картинками.

По сути, это и были первые «книги» человечества.

Это была информационная система, где:

  • символы несли магическую функцию (например, для удачной охоты или защиты от духов),
  • изображения служили инициациями и инструкциями,
  • сами стены становились архивами коллективной памяти.

По сути, это были первые пиктографические книги, созданные не ради искусства, а ради выживания, передачи и закрепления знаний.

«Мы многое утратили по пути цивилизации. Несмотря на современные творения, ясно, что часть раннего творческого гения была подавлена», — антрополог Трентон Холлидей.

Именно когнитивная революция, а не дубина и не огонь, сделала из нас вид, который может представить невозможное — и потом воплотить это в камне. А спустя тысячи лет - слетать в космос.

Воображение сделало нас людьми. Оно позволило создавать то, чего не было, и заставлять других в это верить.

Сейчас сложное время, когда мы начинаем терять это свойство. Гаджеты, нейросети.