Найти в Дзене
Святые места

Это самый важный человек в отношении конца света. Протоиерей Андрей Ткачёв

Из проповеди "С ним связаны конечные судьбы мира" от 2 августа 2025.

Сегодня мы празднуем память пророка Ильи.

Вы слышали Евангелие? Если были внимательны, это была первая проповедь Иисуса Христа в синагоге Назарета. Значит, он в городе, в котором был воспитан, произнес первую проповедь в синагоге этого города.

Значит, и он сам говорил, что нет пророка в отечестве своём. Они удивлялись, откуда у него эти знания и силы. Мы знаем его родителей, как бы всех его знаем, откуда у него всё это.

Он там, произнося первую проповедь упомянул Илью. Сказал, что было много вдовиц в Израиле во дне Ильи, но ни к одной из них не был послан, только к язычнице в Сарепту Сидонскую. И много было прокажённых при Елисее, но никто из них не исцелился, только Нееман, сирийский военачальник.

Ну что это значит, эти слова? Это значит, что благодать Божия действует за пределами церкви. То есть еврейский народ представлял из себя ветхозаветную церковь, и границы церкви совпадали с границами этноса.

Сегодня во Христе нет ни Элина, ни Иудея. Сегодня чёрные, жёлтые, белые кто бы ни жил — он может веровать в Иисуса Христа и составлять из себя тоже церковь, то есть приходить в церковь.

А раньше, до пришествия Христа в мир, церковь Божия совпадала с границами еврейского народа. То есть народ и церковь были одно и то же. Евреи очень ревностно относились к этому своему Божьему избранию. Они, с одной стороны, боялись, а с другой — презирали всех неевреев.

И вот Христос говорит: "Смотрите, как благодать Божия действует за пределами нашего народа". То есть не только евреи получают милость от Бога, но вот Нееман, сирийский военачальник, и эта женщина из Сарепты Сидонской тоже получают благодать от Господа, исцеление и всякое другое.

Они на него страшно обиделись. Они хотели сбросить его с горы. В этом городе Назарет, он и сейчас есть, такой небольшой городишко, стоит на горе. Они хотели его с горы скинуть, чтобы он не говорил такие неприятные вещи.

То есть неприятно слышать людям, что благодать существует для всех, не только для меня и для наших, а для всех, что вот эти могут быть любимы Богом и получить от него милость. Это очень болезненная информация для грешного сердца, потому что грешник хочет быть уникальным, единственным. Только я и больше никто.

Вот евреи хотели его сбросить с горы, потому что он говорил неправильные вещи. Мы читаем это сегодня, потому что это одно из упоминаний про пророка Илью.

А вообще Илья живой до сегодняшнего дня, он не умер, как все люди, как в псалмах пишется: "Кто есть человек и же поживет и не узрет смерти". Так вот, Иисус выпил чашу смертную, Матерь Божия выпила чашу смертную, а Илья пока что смертную чашу не пил, Илья не умирал. Он пока что не умер, пока живёт. Где ты, святой пророчий Божий Илие?

Он может быть где угодно. Он придёт тогда, когда нужно будет устроить второе пришествие Христово. Когда люди совсем обезумствуют, когда люди прекратят понимать хоть что-нибудь хорошее, тогда невозможно будет воцариться антихристу над людьми, если они перед этим не потеряют совесть и веру. А когда потеряют, тогда, конечно, злой обманщик воцарится над ними. И вот тогда придёт Илья и будет говорить правду Божью. И вот тогда его убьют.

Если вам интересна тема Второго пришествия, она всем интересна. А когда Христос придёт? А когда воскреснут мёртвые? А когда обновится мир? А когда начнётся рай? В это ли лето начнёшь ты, Господи, устраивать царство Израилю? Нам всем это интересно. Вот так вот. Если нам это интересно, то мы должны чтить святого пророка Илью, потому что с ним связаны все конечные судьбы мира.

Это самый мощный, самый великий, самый огненный пророк из всех пророков, которые были. Книжек он не писал. Исаия писал книжки, Илья не писал. Ермия писал книжки. Илья не писал. Илья был с Моисеем на горе, на Фаворе. Смотрели на Господа и видели, наконец, того, чей голос они слышали. Раньше и Моисей, и Илья слышали голос Иисуса, но не видели его самого, а потом увидели на горе его и говорили с ним о том, как его распнут в Иерусалиме, как он умрёт за грешников, как он воскреснет, как он смерть победит.

То есть Илья — это самый важный человек в отношении конца света. Помните, Господь благословенный висел на кресте и кричал: "Или, Или, Лима савахвани!" То есть: "Боже мой, Боже мой, зачем ты меня оставил?" Все думали, что это похоже на Илью. Илияху — имя Илияху. Или — это Бог, а Яхве — это Господь. Это два в одном имени Ильи, два божественных имени: Илияху.

Когда он звал: "Или!" — то есть "Боже, Боже мой", они говорили: "Посмотрим, придёт ли Илья спасти его. Ну-ка, посмотрим". Илья, он кричит, Илью зовёт, наверное. Придёт ли Илья? Илья придёт, только не на Голгофу, а придёт в мир проповедовать Евангелие.

Поэтому, если вам это всё важно и интересно, если вы боитесь, а с одной стороны, а с другой стороны интересуетесь этой темой огненного суда, когда мёртвые повоскресают, из земли поднимутся, когда грешников Господь бросит в озеро огненное, когда праведные воссияют, как солнце. Мы ждём этого, мы боимся, но ждём. Это конец истории. Илья придёт, и все его услышат. Он будет благовествовать конец мира и ожидание царя славы с небес.

Чтите его, пожалуйста.

Основано на видео с канала Андрея Ткачёва. Читайте ещё: