Найти в Дзене
Стеклянная сказка

Как находка в старой печи озолотила мастера: почему иногда нужно заглядывать в старые печи

Традиционный анекдот в тему:

Умирает старый дед, зовет к себе внука:
- Внучок... точно под кроватью... в подполе, на глубине 10 метров сундук... в нём клад...
Ну внук дождался ухода деда, в предвкушении огромного богатства берёт лопату, копает огромную яму, 5-7-9-10 метров, находит сундук, открывает... а там записка:
- Не копай там, где не надо. Клад в банке, сейф №112. Пин-код – день рождения твоей бабки.

Нет, вообще в старые печи нужно заглядывать всегда! И не только потому, что оттуда может вылезти бабайка или серый волчок придёт ночью и ухватит за бочок. А хотя бы потому, что в печах можно найти много чего интересного.

Например, именно под печью раньше в деревнях хранили золото!

Да, вы не ослышались, именно под печью. Дело в том, что дома на Руси были из дерева (не все имели палаты каменные в человейниках), а у дерева есть очень нехорошее свойство гореть. Чуть зазевался и домик превратился в индивидуальный дегидратор. Печально, конечно, но деревянные дома сгорали, сгорают и будут сгорать, как бы ты их не защищал!

Однако ценные вещи в деревянном доме защитить проще простого, достаточно вынуть половицу рядом с печью, вынуть тайный кирпич и положить свёрток с золотишком или монетами. Даже если будет пожар золото не расплавится и не утечёт в землю, в кирпичной кладке оно прекрасно сохранится.

Вот такой кладоискательский лайфхак!

Кстати, ловите ещё один. Все знают, что при строительстве дома под венцы сруба обязательно клали монетки, чтобы в доме жилось хорошо, счастливо, а семейный бюджет был полной чашей и никогда не оскудевал. Это как с яхтой - как её назовёшь, так она и поплывёт. Понятно, что люди побогаче клали денежку посолиднее, кто был победнее - мог отделаться медяками.

-2

Однако самые "вкусные" денежки клали совсем не под венцы, а в фундамент печи. Печь, здоровенная русская печь, размеров в полдома, кормилица, поилица и главный керамический калорифер Руси на протяжении множества столетий считалась главной в доме. Без печи ни одно жилище просто не могло существовать. От неё зависели два главных условия выживача в Древней Руси: тепло и еда.

Правда к древнеславянскому интернету она не подключалась, но этот недостаток славяне ей прощали. Поэтому в опечье или подпечек обязательно клали САМУЮ ценную монетку. Такая монетка давала +100 к сытости и +50 к теплу. С ней и щи были нажористей и квас забористей. Именно поэтому искатели кладов обязательно проверяют "пищалками" все печи в старых домах. Авось повезёт.

Но сегодня речь у нас пойдёт не о русских печах, а о стеклодувных. И не в России, а во Франции.

В 1764 году во франции в небольшом местечке Баккара открылось небольшое стеклодувное производство. Изначально старейший стекольный завод Франции назывался не Баккара, а "Святая Анна", так как принадлежал епископу города Мец.

В качестве директора производства епископ был так себе, а если честно то НИКАКОЙ. Заводик еле-еле сводил концы с концами или что там могут сводить заводы.

-3

Поскольку епископа больше интересовала торговля и грамотный маркетинг привлечения верующих в церкви, то на завод постоянно забивали. То уголь не завезут, то дрова или песок забудут поставить. Готовую продукцию тоже постоянно забывали развозить по потребителям, из-за чего стекло хоть и ценилось, но связываться с ним не особо и хотелось: рекламацию ведь не напишешь, того и гляди могут от церкви отлучить.

И всё это при том, что строили производство с размахом, в расчёте на светлое будущее и большие прибыли. С прибылями, как вы поняли, было так себе, светлое будущее... на то оно и будущее, что ещё не наступило.

Однако оно начало наступать, когда в 1816 году заводик был выкуплен у епископата Эмме-Габриэлем д’Артигом. Новый собственник решил всё сделать под себя и дал команду выработать всё стекло, полностью остановить производство, потушить печи и начать их ремонт.

-4

Хозяин, как говорится, барин. Какое было стекло в печах выдули, печи потушили и стали ждать ремонтников. Когда те пришли, выяснилось, что... кое-кто накосячил. Причём очень сильно накосячил.

Дело в том, что мастера немного схалтурили и поручили подмастерьям выработать остатки стекла самостоятельно. А сами то ли ударили в бубен, то ли просто пошли пить стопочку чая в ближайший кабак. Подмастерья же выработали только половину стекла - в самой большой печи, а про соседние... забыли.

И когда печи потушили, стекломасса в них попросту застыла. То есть превратилась в огроменный кусок стекла! А теперь задумайтесь, что можно сделать с парой тонн стекла, которая застыла в печи:

А. Бросить печь и строить новую?

Б. Топить стекло заново?

В. Брать ломы и молотки и долбить вручную?

Помощь зала и звонок другу не предлагаю.

-5

Вы всё правильно подумали! Когда мастера заглянули внутрь и увидели огромный монолит из стекла, они припухли. Но сделанного не вернуть, поэтому косяк списали на подмастерьев и... дали им в руки ручные перфораторы под названием лом и молоток и заставили разбивать всё это вручную!

Тем в принципе было всё глубоко до фонаря: что работать у печи, что в печи. Поэтому они взяли и за несколько дней всё разбили. Огромные куски стекла доставали из печи и выкладывали вдоль заводика.

Когда новый владелец производства приехал с проверкой, всё уже было сделано. Преступление выдавала только огромная куча колотого стекла, лежащая полосой вдоль цеха.

-6

Наверное его заинтересовала причина и происхождение этих кусков. Виновным явно в панамку наложили всего хорошего от управления. Однако Эмме-Габриэля д’Артига заинтересовал другой момент: он обратил внимание на то, как круто смотрятся огромные куски колотого стекла на ярком солнце.

Однако коммерческого применения этим кускам он не нашёл.

Пока не нашёл!

Но когда в 1823 году, Людовик XVIII потребовал от мастеров фабрики Баккара изготовить для своего дворца хрустальные украшения... те согласились. Однако в процессе изготовления было очень много брака, некоторые партии стекла просто пошли в утиль. Они были ЧУТЬ-ЧУТЬ не такие светлые и прозрачные как хрусталь.

Именно тогда д’Артигу пришла в голову идея не выкидывать колотое стекло... а украсить им садовые дорожки. Колотым "недохрусталём" усыпали бордюры вдоль дорожек Версаля. Французский монарх хвалился перед всеми европейскими послами, что у него столько хрусталя, что он может по нему ходить и использовать вместо камней.

Вброс был засчитан, все послы и дипломаты реально впечатлились богатством французской короны. А находчивый стеклодел был награждён очень приличной суммой денег и званием придворного поставщика.

Ну а колотые куски стекла получили название эрклёз - это исковерканное слово "эклат", которое переводится как "осколок" и "блеск" одновременно. Сегодня колотое стекло активно используется в ландшафтном дизайне, это признак вкуса и... приличного состояния, так как стоит оно довольно дорого.

Эту и другие интересные статьи на темы заработка, рукоделия, ремесла, изобретений и истории вы найдёте в нашем телеграм канале.

-7