Найти в Дзене
Магистраль

Бернар Пармеджани (Bernard Parmegiani). Часть I. Биография.

Перевод и адаптация биографии Бернара Пармеджани Biography - Bernard Parmegiani. Бернар Пармеджани (Bernard Parmegiani) — французский композитор (27 октября 1927 года — 21 ноября 2013). Большая часть его разнообразного творческого наследия посвящена электроакустической музыке, одним из пионеров которой он является. Постоянно находясь в поисках нового звукового материала, он экспериментировал в своих 80 концертных произведениях с новыми и оригинальными техниками исполнения, чтобы подчеркнуть многогранность природы звука. Он также писал "прикладные" произведения для радио, телевидения, кино, балета, рекламы и сцены, а также начальные и заключительные титры и джинглы (короткие музыкальные вставки), например, для аэропорта Париж-Шарль-де-Голль. Его отец, редактор издательства Gautier-Languereau и автор нескольких комиксов Bécassine, умер через два месяца после рождения Бернара. После второго замужества матери Пармеджани рос между двумя пианино — пианино своего тестя-виртуоза и пианино свое

Перевод и адаптация биографии Бернара Пармеджани Biography - Bernard Parmegiani.

Бернар Пармеджани
Бернар Пармеджани

Бернар Пармеджани (Bernard Parmegiani) — французский композитор (27 октября 1927 года — 21 ноября 2013). Большая часть его разнообразного творческого наследия посвящена электроакустической музыке, одним из пионеров которой он является. Постоянно находясь в поисках нового звукового материала, он экспериментировал в своих 80 концертных произведениях с новыми и оригинальными техниками исполнения, чтобы подчеркнуть многогранность природы звука. Он также писал "прикладные" произведения для радио, телевидения, кино, балета, рекламы и сцены, а также начальные и заключительные титры и джинглы (короткие музыкальные вставки), например, для аэропорта Париж-Шарль-де-Голль.

Его отец, редактор издательства Gautier-Languereau и автор нескольких комиксов Bécassine, умер через два месяца после рождения Бернара. После второго замужества матери Пармеджани рос между двумя пианино — пианино своего тестя-виртуоза и пианино своей матери-учительницы. Из своей спальни он слышал, как с одной стороны звучали ежедневные гаммы и сонаты Клементи, а с другой — фортепианный репертуар Габриеля Форе и Клода Дебюсси. Тщательная тренировка слуха, которая познакомит его с состоянием восприятия, необходимым для его композиторской работы в дальнейшем.

В Army Kinematograph Service AKS (Армейская кинематографическая служба) он освоил различные необходимые техники звукозаписи и в 1954 году начал работать на радио, быстро став звукорежиссёром на телевидении. В то же время он занимался пантомимой, сначала с Максимилианом Декру (Maximilien Decroux), а затем с Жаком Леко (Jacques Lecoq). Это научило его работать с физическим пространством и гибко двигаться в нём, что впоследствии стало важными элементами в архитектуре его звукового мира.

Бернар Пармеджани на разных этапах жизни
Бернар Пармеджани на разных этапах жизни

В этот период Пармеджани с головой погрузился в хобби, которое предвосхитило подход композитора к звуку. Он разрезал, склеивал и собирал газетные изображения, чтобы создавать сюрреалистичные, ироничные фотомонтажи.

В то же время он отрабатывал свои гаммы, экспериментируя с короткими звуковыми пассажами на радио. Он работал с Андре Альмуро (André Almuró), который написал произведение, ставшее пророческим названием для Пармеджани — De Natura Rerum (О природе вещей), отсылая к Лукрецию. Пьер Шеффер (Pierre Schaeffer) пришёл послушать, как идёт работа в маленькой студии в Maison des Lettres (Дом писем), и пригласил Альмуро в свой Club d’Essai (Клуб эссеистов), после чего Пармеджани присоединился к GRM (The Groupe de Recherches Musicales) в качестве звукорежиссёра и помогал уже известным композиторам. Он ушёл с телевидения, чтобы продолжить обучение в GRM, и делал звуковые иллюстрации для короткометражных фильмов, снятых исследовательской службой.

Бернар Пармеджани и Пьер Шеффер
Бернар Пармеджани и Пьер Шеффер

После того, как в 1962 году он написал Etude (Этюд), ознаменовавший окончание его обучения, пришло время совершить прыжок. Шеффер снова играет важную роль в его судьбе. Он требует от Пармеджани выбрать между пантомимой и музыкой, приглашая его принять участие в Collective Concert (Коллективный концерт) вместе с композиторами, у которых он раньше был ассистентом. Прослушав его короткое произведение Alternances (Перемены), скрипач Деви Эрлих (Devy Erlih) поручает Пармеджани написать произведение для скрипки и магнитофона. Звуковой материал полностью состоял из звуков скрипки, переработанных, транспонированных, смешанных, и для его создания потребовалось более года "вышивальной работы", как выразился Пармеджани. Этот опыт, новый в то время в мире электроакустической музыки, был необходим обоим композиторам, стремившимся к единообразию материала между электроакустической и инструментальной частями. Последняя была написана впоследствии Эрлихом, и Violostries (Виолострис) стала первой важной работой в репертуаре Пармеджани. За этим последовали пятьдесят лет непрерывных исследований, посвящённых звуку.

Фотомонтаж Франсуа Бейля, 1969
Фотомонтаж Франсуа Бейля, 1969

На протяжении долгой жизни, посвящённой непрерывному музыкальному творчеству, Пармеджани пробовал себя в разных жанрах. Когда Шеффер назначил его главой отдела звука и изображения, он познакомился со многими кинематографистами, многие из которых были художниками и нашли в исследовательской работе необходимые средства для экспериментальной анимации. Среди них были Валериан Боровчик (Walerian Borowczyk), Петер Фолдеш (Peter Foldes), Пётр Камлер (Piotr Kamler) и Робер Лапужад (Robert Lapoujade) (для произведения которого Le Socrate (Сократ) Пармеджани написал музыку). Он также работал с режиссерами, известными как на малом, так и на большом экране, такими как Жак Баратье, Кавальканти, П. Кондройе, Ж. Э. Жаннесон, П. Каст, Питер Кассовиц, Г. Патрис, М. Сибра и М. Трегер; с хореографами, такими как Кристин Бастен, Витторио Бьяджи, Франсуаза и Доминик Дюпюи, Мишель Декомби, Жак Гарнье и Брижит Лефевр; с продюсерами, такими как А. Бурсейер, Р. Блин, Ж. Дасте, М. Серро и К. Режи; и продюсеры радиошоу, в том числе Робер Арно, Шарлотта Латигра и Жорж Леон...

Он писал тематические мелодии для шоу и музыку для рекламы, в том числе для Interactualités (1960-65), France 3 news (1972-74), France Culture (1975-85), журнала C’est-à-dire TV magazine (1975-76), журнала Poésie Ininterrompue (1975-78) и самой известной в мире электроакустической музыки для аэропорта Шарль де Голль, используемой более 35 лет.

Отличная подготовка в решении проблем, связанных с музыкальными формами, ограниченными рамками фильма и чьим-то чужим содержанием.

Фотоколлаж Бернара Пармеджани Le chemin de la vie (Жизненный путь)
Фотоколлаж Бернара Пармеджани Le chemin de la vie (Жизненный путь)

Эти разнообразные приёмы нашли хорошее применение в акустических произведениях Пармеджани.

В композиции L’instant mobile (Мгновенноое перемещение) (1966) он исследует возможности 4-дорожечной пространственной записи; в Capture Ephémère (Мимолётное мгновение) (1967–68) он записывает партитуру из конкретных звуков для каждой из четырёх дорожек, "как для квартета". В Jazzex (1966) заранее записанные звуки сталкиваются с живыми выступлениями музыкантов фри-джаза Ж-Л. Шотемп, Б. Вите, К. Соте, Ж. Ровер — диалог, с которым он снова экспериментирует позже в Le Diable à Quatre (Дьявол в четырёх лицах), объединив М. Портала, Ж.-Ф. Дженни-Кларка, Ж.-П. Друэ и Пармеджани в 1971 году.

Затем наступает период повторений — L’Oeil Ecoute (Слушающий глаз), La Roue Ferris (Чертово колесо), Pour en finir avec le pouvoir d’Orphée (Положить конец власти Орфея) (1972), не говоря уже о Et après (И после) (1973) с Мишелем Порталем (Michel Portal) на бандонеоне (язычковый музыкальный инструмент из семейства ручных гармоник), а также о различных коллажах и серии Pop.

Фестиваль Jazzex, 1969
Фестиваль Jazzex, 1969

С 1972 по 1973 год Пармеджани попробовал нечто новое — работать с текстом (и каким текстом!) — The Divine Comedy (Божественная комедия) Данте. Чтобы пройти долгий путь великого итальянского поэта, потребовалось не менее двух композиторов. Для Пармеджани — Hell (Ад), а для Франсуа Бейля (François Bayle) — Purgatory (Чистилище). Затем оба вместе завершают первое путешествие в эфемерном Paradise (Рай)

После этого путешествия в ад и обратно Пармеджани сделал перерыв в насыщенной музыкальной деятельности, характерной для его творчества, и более глубоко и методично сосредоточился на природе самого звука. Этот почти энтомологический подход, при котором внимательное исследование звука, который композитор теперь часто называет "звуковым существом", становится частью его фирменного стиля. De Natura Sonorum (1975-76), состоящий из 12 частей, разделенных на 2 части, знаменует важный момент в электроакустической музыке, который знаменует собой не только новую эру для композитора, но и новый метод композиции (L’envers d’une œuvre : De Natura sonorum, de Bernard Parmegiani (Филипп Мион (Philippe Mion), Жан-Жака Наттиез (Jean-Jacques Nattiez), Жан Кристоф Тома (Jean-Christophe Thomas)), INA_GRM/Buchet. Частель, 1982).

Постановка The Divine Comedy (Божественная комедия) созданная Жоэлем Штайном, 1975
Постановка The Divine Comedy (Божественная комедия) созданная Жоэлем Штайном, 1975

В других местах Пармеджани начал использовать музыку в качестве сопровождения изображений, созданных другими людьми. Музыка больше не подчинялась визуальному, а предшествовала ему. Звуки, созданные композиторами конкретной музыки много лет назад, применялись в видео, созданном самим Пармеджани. L’Oeil Ecoute (Слушающий глаз) (1971–72) сопровождается видео, созданным композитором с использованием некоторых фотографий Валериана Боровчика (1973). За ними последовали ещё две работы: L’Ecran transparent (Прозрачный экран), созданная совместно с WDR в 1973 году, и Jeux d’artifices (Игровое действие) в 1979 году.

Не довольствуясь простым "посевом семян" в одной области знаний, композитор в то же время экспериментировал в другой: на сцене. Первая попытка в музыкальном театре была предпринята в 1973 году с Trio (Трио), написанным в соавторстве с Мишелем Шионом (Michel Chion), который также сыграл в нём главную роль. Затем, в 1979 году, музыкальный "перформанс" под названием Mess Media Sons (Дети масс-медиа), за которым последовали две работы с Жераром Буке: Tuba-ci, Tuba-là (1981) и Tuba Raga (1982), в которых два соавтора наслаждаются общим вкусом к непочтительной комедии. Наконец, l’Echo du miroir (Зазеркалье) в 1980 году — аудиовизуальное шоу с участием художника Мишеля Мои (Michel Moy).

Фрагмент видео L’Oeil Ecoute (Слушающий глаз)
Фрагмент видео L’Oeil Ecoute (Слушающий глаз)
Фрагмент видео L’Oeil Ecoute (Слушающий глаз)
Фрагмент видео L’Oeil Ecoute (Слушающий глаз)
Фрагмент видео L’Oeil Ecoute (Слушающий глаз)
Фрагмент видео L’Oeil Ecoute (Слушающий глаз)

С тех пор творчество Пармеджани охватывало множество областей. Концертные произведения 1980-х и первой половины 1990-х годов отвечали потребности в более масштабных замыслах и были разделены на главы. Les Exercismes I, II, III, IV (Упражнения I, II, III, IV) объединяют четыре произведения, которые продолжают тот же путь, что и De Natura Sonorum, и используют новые техники, такие как те, что представлены в UPIC. La Création du Monde (Сотворение мира) — это обширная сага продолжительностью 73 минуты, состоящая из 3 частей, которая была удостоена музыкальной премии в 1989 году. Серия Plain temps также составляет трилогию: Le Présent composé в 1991 году, Entre-temps в 1992 году, и Plain temps в 1993.

Затем, начиная с 1996 года, Пармеджани стал писать короткие композиции, которые лучше подходили для его творчества. Возможности, появившиеся благодаря развитию музыкальных технологий, позволили ему вернуться к некоторым знакомым темам: Sonares (1996) посвящена встрече и смешению естественных и синтетических звуков; в La mémoire des sons (Звуковые воспоминания) (2000—2001), где "звуки прошлого способствуют созданию настоящего"; а Rêveries (Мечты) (2007), его последняя работа, знакомит слушателя с 14-минутным обзором его прошлых работ.

На протяжении всего этого периода Пармеджани продолжал работать в различных музыкальных жанрах. Музыка к фильмам включает Dr. Jekyll et les femmes (Доктор Джекилл и женщины) Боровчика; для телевидения он написал сценарий к четырем эпизодам L’Art au Monde des ténèbres (Искусство в темном мире) Марио Русполи (Mario Ruspoli) (1982); он написал текст, а также музыку для радиошоу E pericoloso sporgersi (Опасный выход); для балета с Rouge-mort (Красно-мертвый) Витторио Бьяджи и Оперы Ниццы; и последнее, но не менее важное, его музыкальные хэппенинги, такие как Démons et des mots (Демоны и слова) с певцом и актером Фрэнком Ройоном Ле Ме (Frank Royon Le Mée).

Постановка Démons et des mots (Демоны и слова) с Фрэнком Ройоном Ле Ме, 1988
Постановка Démons et des mots (Демоны и слова) с Фрэнком Ройоном Ле Ме, 1988
Постановка Démons et des mots (Демоны и слова) с Фрэнком Ройоном Ле Ме, 1988
Постановка Démons et des mots (Демоны и слова) с Фрэнком Ройоном Ле Ме, 1988

Работы Пармеджани получили множество наград:

  • 1976 Prix Italia Laureate
  • 1979 Disque Français Grand Prix
  • 1981 Prix de la Sacem
  • 1990 5th Victoires de la Musique – Contemporary Music Prize
  • 1991 Bourges International Competition – Prix Magister
  • 1993 Ars Electronica - Linz (Autriche), Grand Prix Golden Nika
  • 2006 Quartz électronique – Pierre Schaeffer Memorial Prize
  • 2010 Prix Charles Cros (Prize of the President of the Republic) for the 12-disk INA/GRM boxset.

Примечание:

Le Groupe de Recherches Musicales (GRM) - это новаторский французский общественный центр электроакустических исследований, основанный Пьером Шеффером (Pierre Schaeffer) в 1958 году. Он пришла на смену предыдущей Groupe de Recherche de Musique Concrète (GRMC) (Группе конкретных музыкальных исследований), созданной в 1951году и пришедшей на смену Studio d'Essai, также основанной Пьером Шеффером в 1944году. С 1975 года GRM является частью INA и поэтому часто пишется как INA-GRM. GRM издает электроакустические музыкальные записи под лейблом INA-GRM.