Найти в Дзене
книжный енот

Фредрик Бакман «Мы против вас» - и за что автор так ненавидит своих героев?

Если первая книга Бьорнстада ощущалась цельной и завершенной, то вторая показалась мне промежуточной — будто нужно было проложить мостик между первой и третьей, попутно задраматизировав читателя до потери пульса. Хотя что уж тут, меня все равно поймали на все интригующие крючки. Несмотря на то, что три четвертых романа — это нагнетание, введение героев и начало всех внутренних драм.

О первой части я говорила тут:

Маленький «медвежий» городок приходит в себя после трагедий прошлой книги — лучшие игроки в хоккей перешли в команду соседнего города, а клуб Бьорнстада вот-вот окончательно развалится на части из-за недостатка финансирования. И страх потери только накаляет ненависть между этими двумя командами, а те, кто только вчера готов был насмерть стоять за медведей, меняют цвет спортивного свитера и сражаются с другой стороны.

А тем временем вперед выходят новые лица — хитрый политик, плетущий интриги, но и привлекающий инвесторов, и новый тренер хоккейной команды, которая может перевернуть все представления о том, как «надо».

Политика не знает хронологической последовательности, масштабные перемены не происходят из ничего, им всегда предшествует ряд мелких причин. Иногда политика – это найти тренера в хоккейный клуб, иногда политика – это просто ответить на телефонный звонок, когда прочие местные политики в отпуске.

На мой вкус, вся эта книга держалась на политических интригах. Они так закручивались и закручивались, что к финалу я ждала по меньшей мере взрыва. Дождалась или нет, это уже другой вопрос, но политическая игра была хороша. А вот от хоккея вполне ожидаемо веяло упадком, как упадком веяло и от всего городка.

Хотя, если судить по моим выкрикам и нытью, что иногда приходилось выслушивать мужу, этот город заслужил почти все, что с ним произошло — ну не могу я хорошо относится к жителям города, в котором нападение кучи восемнадцатилеток на двенадцатилетнего мальчишку ощущается как что-то приемлемое (тем более что повод из серии «показал язык»). Никого, буквально никого в этом городе ничему не научила история Маи. Хотя всем пришлось жить с последствиями. И вся вторая книга — это ведро этих последствий.

И все же даже в этом городке (который я тайно ненавижу) есть люди, которых можно полюбить и поддержать, и есть те самые моменты, за которые я когда-то полюбила Бакмана. Трогательные и человечные, они важны, хоть почти и не заметны на фоне происходящего в городе отчаяния.

Рабочий день у Миры был в среднем на несколько часов длиннее, чем у коллег, но ее все равно считали «той, кто уходит домой раньше всех». Быть матерью – все равно что отводить воду из сырого сада или перекрывать крышу: много времени, пота и денег, а в результате все как было, так вроде и осталось. Такими делами не прославишься. А вот просидеть лишний час в офисе – это как повесить красивую картину или новую лампу: все заметят.

Например, мне в целом нравятся Мира и Петер. Сложно назвать их плохими людьми. То, как Мира продолжала жертвовать своей карьерой — это грустно и одновременно жизненно, но... Их ведь будто бы тоже жизнь ничему не учит. Они потеряли одного ребенка, чуть не потеряли второго и так качественно забили на третьего, что он тоже едва выжил. Они вроде бы отправили дочь на терапию, но перестали касаться этой темы, пытаться узнать, что она чувствует, зато позволили ей проводить все лето где-то в лесу вне дома. А сыну позволили жить с чувством вины, которое никак не должно было его коснуться. Ох уж эти суровые шведские люди, для которых не существует не то, что семейной терапии, а банальных разговоров внутри семьи.

Мужчины постоянно заняты; но мальчики растут, не дожидаясь их. Сыну нужно внимание отца ровно до того момента, как отцу понадобится внимание сына. Потом остается только думать: надо было чаще спать с ним рядом, чтобы его голова лежала у меня на груди. Чаще сидеть на полу, пока он играет. Обнимать его, пока он позволяет себя обнимать.

Что ж, до слез не пробрало, хотя автор очень сильно пытался. Мне даже начало казаться, что он всех своих героев ненавидит и каждому придумал замысловатую умиральную яму. И все же я попалась на большинство сюжетных триггеров и слушала книгу весь день, а значит, она во многом сработала.

(Несмотря на мои бурчания, я оценила книгу на 7/10, что в моей парадигме оценок - хорошо. Просто случается так, что книга пришла в руки не под самое приятное настроение. И да, если книга зацепила и хочется на нее бурчать - она сработала.)

Проходите, располагайтесь, Книжный Енот вам всегда будет рада и расскажет о самых захватывающих и интересных книгах.