Найти в Дзене
Зин Зивер

«Мой Лизочек так уж мал». Как история несбывшейся любви стала детским стихотворением

Романс Петра Ильича Чайковского «Мой Лизочек» особняком стоит в музыкальной культуре. Он дал начало Детскому альбому и традиции писать классическую музыку для детей. Но Чайковский изменил оригинальный текст стихотворения, написанного Константином Аксаковым за полвека до создания музыкального произведения. А стихи, которые воспринимаются ныне как милые детские строчки, гораздо сложнее. Они родились как сожаление о невозможной любви, а позже стали воплощением мира счастливого детства. В середине 1830-х годов для почтенной семьи Аксаковых настало тревожное время. Старший сын Константин, молодой человек блестящих талантов, которому не сравнялось ещё двадцати лет, не на шутку увлёкся двоюродной сестрой Машей и опытами по магнетизму. Оба эти увлечения не вызывали одобрения у родственников. И даже стихи, талантливые и яркие, отец, Сергей Тимофеевич, автор «Аленького цветочка», запретил публиковать. В обществе и так обсуждали Константина, и семья не хотела давать пищу новым толкам, которые мо

Романс Петра Ильича Чайковского «Мой Лизочек» особняком стоит в музыкальной культуре. Он дал начало Детскому альбому и традиции писать классическую музыку для детей.

Но Чайковский изменил оригинальный текст стихотворения, написанного Константином Аксаковым за полвека до создания музыкального произведения. А стихи, которые воспринимаются ныне как милые детские строчки, гораздо сложнее. Они родились как сожаление о невозможной любви, а позже стали воплощением мира счастливого детства.

-2

В середине 1830-х годов для почтенной семьи Аксаковых настало тревожное время. Старший сын Константин, молодой человек блестящих талантов, которому не сравнялось ещё двадцати лет, не на шутку увлёкся двоюродной сестрой Машей и опытами по магнетизму. Оба эти увлечения не вызывали одобрения у родственников. И даже стихи, талантливые и яркие, отец, Сергей Тимофеевич, автор «Аленького цветочка», запретил публиковать.

-3

В обществе и так обсуждали Константина, и семья не хотела давать пищу новым толкам, которые могли погубить репутацию кузины Маши.

Решено было, что Константин поживёт дома, чтоб семейный круг излечил его от пугающих фантазий.

-4

Молодой человек проводил дни в имении, беседовал с отцом, был любезен с матерью, но предпочитал одинокие прогулки. Семья не препятствовала – все надеялись на целительную силу родной природы.

-5

В то же время няня выводила гулять младшую дочку Аксаковых – Машеньку.

Мария Аксакова в детском возрасте. Портрет написан сестрой Верой, ныне хранится в музее «Абрамцево»
Мария Аксакова в детском возрасте. Портрет написан сестрой Верой, ныне хранится в музее «Абрамцево»

В большой семье, где старшие дети уже стали отцовскими собеседниками, включались в беседы об искусстве, музицировали и рисовали, пятилетняя Маша тоже часто бывала одна. И никто пока не замечал, какой богатый внутренний мир созревает в уме и сердце ребёнка.

-7

Тихие игры Маши однажды привлекли внимание Константина. Девочка сочиняла истории для своих крошечных кукол, примеряя им литсики и цветочки, усаживая в экипаж из яичной скорлупы.

-8

В детских играх старший брат увидел тот мир, о котором грезил, тот, что описал в своих сказках немецкий романтик Гофман.

Мой Марихен так уж мал, так уж мал,
Что из скорлупы яичной
Фаетон себе отличный
Заказал!
-9

Незаметно для себя Константин втянулся в беседы с пятилетней сестрой. Он пересказывал ей историю Щелкунчика, а Маша – Мари – с удовольствием слушала.

-10

И видела приметы волшебного мира в окружающей природе.

- Вот бы, - фантазировала девочка, - сшить наряд такой тонкий и прозрачный, как крылья стрекоз и комариков. Тогда можно было бы порхать с цветка на цветок, лететь, куда захочешь!

- Такой наряд бы сразу изорвался о колючие ветки и шипы, - улыбался Константин.

- А мы попросим няню, и она его в крахмал, - серьёзно отвечала Маша.

Мой Марихен так уж мал, так уж мал,
Что из крыльев комаришки
Сделал две себе манишки
И — в крахмал!

Искренняя детская серьёзность, фантазия, вдохновлённая красотой природы, незаметно лечила душу Константина. Они вместе с сестрой любовались мелочами, незаметными в повседневной суете: гармонией лесных паутинок, деловитыми насекомыми, жизнью полянок и лесных прудов.

И мир, который грезился юноше в магнетическом тумане, обрёл реальные черты: жизнь малых сих столь же прекрасна, как далёкие грёзы. И его фантазии о сильфидах и эльфах обрели черты детской сказки, игры.

-11

Тогда Константин дописал своё стихотворение про крошечную Марихен.

Мой Марихен так уж мал, так уж мал,
Что наткать себе холстины
Пауку из паутины
Заказал!

А отец разрешил его публиковать. С посвящением маленькой сестре. Хотя друзья семьи догадывались, благодаря кому родились строки, вслух все соглашались, что это – стихи про маленькую девочку. Но глубина неразделённого чувства осталась в ритме стихов, придавая им таинственную глубину. И до сих пор эти строки слишком загадочны для простого детского стишка.

-12

Мария Сергеевна Аксакова, в замужестве Томашевская, родилась в 1831 году и дожила до следующего, ХХ века. И, когда её спрашивали о стихах старшего брата, всегда вспоминала светлые детские годы.