Канал "Историческое оружиеведение" продолжает цикл публикаций о том, как испытывалось оружие в конце 19 - начале 20 века. И сегодня поговорим о том, как в 1893 году проходили испытания винтовок, лучшая из которых - винтовка Маузер обр. 1893 года под патрон 7х57 мм Маузер - была принята на вооружение армии Чили (ссылка на другие статьи цикла будет в конце).
Публикация основана на статье в журнале "Оружейный сборник" за 1894 год (сокращенный перевод из французского журнала Revue d'artillerie за апрель 1893 года).
Заодно продолжим историю винтовок, разработанных братьями Маузер.
Как все начиналось
В 1891 году армия Аргентины приняла на вооружение новую винтовку - Маузер обр. 1889 года под новый патрон 7,65х53 мм Маузер. Нова винтовка, получившая наименование винтовка Маузера обр. 1891 года (иди "аргентинский Маузер") располагала магазином на 5 патронов, что обеспечивало ей очень хорошую скорострельность, а новый патрон - бездымным порохом, что обеспечивало пуле весом 13,7 г начальную скорость 635 м/с и энергию в 2920 Дж (ссылка на статью об этой винтовке будет в конце).
Новый, как сейчас сказали бы, стрелковый комплекс не мог пройти мимо внимания чилийских военных начальников: плохо определенная граница между двумя государствами была давним источником проблем и конфликтов, а 70 000 винтовок Гра и около 30 000 винтовок других систем с их однозарядностью и большим калибром патронов с дымным порохом на фоне 100 000 новеньких "аргентинских Маузеров" смотрелись бледновато.
Решение было принято решительное: правительство Чили поручило к концу 1892 года создать в Париже комиссию
"из нескольких офицеров, находившихся в то время в Германии и Франции, непременно включив в состав комиссии генерала Эстанисло дель Канто, прибывшего в Европу в начале 1892 г. с ученой целью",
чтобы означенная комиссия выбрала
"лучшее из самых совершенных военных ружей последней конструкции".
Испытания надо было провести быстро, но полно, а чилийское правительство примет окончательное решение.
На конкурс было подано несколько систем:
"Французское Общество ручного оружия представило два ружья французского изготовления, выработанные М. Додето, командиром батальона территориальной пехоты; одно ружье калибром 6,5 мил. (2,56 лн.), другое 6 мил. (2,36 лн.);
Фирма Людвиг Леве и К ,в Берлине, представила три ружья германского изготовления: системы Маузера, калибром в 7,65 мил. (3,01 лн.), так называемого "Аргентинского образца" и системы Маузера в 6,5 мил. (2,56 лн.) нового образца, еще не получившее наименования (позже стала "испанским "Маузером" - ИО);
M. Манлихер, с завода в Штейре, представил ружье, калибром в 6,5 мил. (2,56 лн.), австрийского изготовления нового образца;
М. де Бомон, с королевского Нидерландского завода в Маастрихте, доставил одно ружье, калибром в 6,5 мил. (2,56 лн.), голландского изготовления;
M. Марга представил ружье в 6,5 мил. (2,56 лн.), бельгийского изготовления; но так как, благодаря различным случайностям, изобретатель не производил опытов до конца, то мы пройдем эти опыты молчанием".
Тестирование винтовок проходило на нескольких полигонах: сначала на стрельбище компании "Гочкисс", потом перебрались в Бельгию, на стрельбище Брюссельского национального тира, которое было длиннее французского (более 1000 м).
Фирму Леве представлял директор оружейной фабрики в Берлине Ризе, Фердинанд Маннлихер присутствовал на стрельбах во Франции, потом поручил дело своему представителю, Де Бомон и Додето стреляли из своих винтовок лично.
Ход и результаты испытаний
Шесть сеансов были посвящены определению скоростей пуль и глубины их проникновения в дерево. Первые определялись на расстоянии 25 м от ствола, вторая - на расстоянии 44 м стрельбой в сложенные сосновые доски.
Результаты были сведены в таблицу:
Заодно определили практическую, которая составила от 25 до 28 выстрелов в минуту (с прицеливанием).
Два сеанса отвели для стрельбы со станка на дистанции 1000, 500 и 250 метров и определения настильности.
Следующие 17 сеансов были посвящены определению надежности винтовок. Из каждой системы было сделано по 950 выстрелов сериями по 40 и 100 выстрелов. После каждой серии замерялась температура ствола.
Опыт был повторен трижды, после каждого этапа проводился контрольный отстрел винтовок на предмет замера рассеивания.
В целом все было нормально, за исключением того, что винтовка Маннлихера дала на втором этапе 21 осечку.
Комиссия искала винтовку, обладающую
"наилучшими баллистическими качествами, прочною и простою конструкцией, удобным и верным действием затвора и, наконец, могущее стрелять, как магазинное или как однозарядное".
Лучшей была признана винтовка Маузера обр. 1893 года под патрон 7х57 мм Маузер, которая уже была принята на вооружение армии Испании, а потому получила название винтовки "испанского образца".
Некоторые другие обстоятельства, повлиявшие на выбор комиссии
Помимо того, что винтовка "испанского образца" показала себя лучше других при испытаниях, на выбор комиссии повлияли следующие факторы:
Во-первых, винтовка уже была принята на вооружение испанской армии, а на испытаниях в Испании выдержала более 500 000 выстрелов.
Во-вторых, новая винтовка была лучше винтовки аргентинской армии - ее патрон летел быстрее, точнее, глубже проникал в дерево, а его меньший вес позволял увеличить носимый боезапас.
В-третьих,
"комиссия думала, что 7 мм. калибр представляет переходный калибр к идеальному 3 мм., до сих пор изыскиваемому (без результата) многими изобретателями".
Что касается других винтовок, то
"Комиссия считала, что баллистические качества ружья должны быть поставлены на первый план, сравнительно с другими. В виду этого принципа ружье Маузера в 6,5 мм., которое к тому же оказалось ниже 7 мм., было хотя той же системы, не остановило на себе внимания комиссии, не смотря на свой малый калибр.
Кроме того, согласно желанию комиссии, ружье Маузера в 6,5 мм., как ружье, требующее еще изучения, было изъято из конкурса раньше конца опытов, одновременно с ружьем Маузера в 7,65 мм. аргентинского образца и ружьем Додето в 6 мм.
Ружье Бомона, которое можно было бы назвать голландским Маузером по его устройству, не заслуживает одобрения, не смотря на свой малый калибр в 6,5 мм.
Что же касается ружья Манлихера в 6,5 мм., то следует сказать, что хотя оно выказало свои хорошие качества, но все же сильно уступало ружью Маузера. Действительно, в то время как ружья Маузера в 7 мм., Додето в 6,5 мм. и Бомона в 6,5 мм., имели новое или усовершенствованное устройство, ружье Манлихера имело старинное и не совершенное устройство (магазин снизу открытый, экстрактор и подаватель патронов недостаточно улучшены), не допускавшее заряжание отдельными патронами (винтовка Маннлихера заряжалась пачкой, которая выпадала снизу - ИО).
Наиболее сильным конкурентом ружья Маузера 7 мм. испанского образца, было ружье Додето 6,5 мм".
Небольшой комментарий от "Исторического оружиеведения"
Окончательное решение о принятии на вооружение винтовки "испанского образца" было принято в 1895 году - оружие поступило на вооружение чилийской армии под обозначением Fusil Mauser Chileno Modelo 1895.
Помимо патрона основным отличием винтовки Маузера обр. 1893 года (испанского образца) от винтовки Маузера обр. 1891 (аргентинского образца) был магазин, патроны в котором размещались в два ряда.
Винтовка оказалась настолько удачной, что активно покупалась другими государствами - всего было выпущено около 1 800 000 единиц. Самыми известными стали "чилийские Маузеры", которые поставлялись бурам.
И стоит остановиться на рефрене, который проходит через всю статью - все военные ждали еще большего уменьшения калибра патрона - аж до 3 мм!
Цикл статей о винтовках конца 19 - начала 20 веков будет продолжен.
Не пропустите!
Как проверяли качество испанского "Маузера" можно прочитать здесь.
Об аргентинском "Маузере" можно прочитать здесь.
Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!