Найти в Дзене
Филиал Карамзина

Гардарика: что говорят норманнские саги о древней Руси и чего нет в учебниках

Оглавление

Представьте себе викинга IX века, который впервые приплыл на Русь. Суровый скандинав, привыкший к редким хуторам и деревушкам родной Норвегии, вдруг оказывается в краю, где города стоят так плотно, что от одного до другого — рукой подать. "Гардарика!" — восклицает он, что означает "Страна городов". И это в то время, когда в самой Скандинавии первые настоящие города только начинают появляться.

Откуда взялась эта загадочная Гардарика?

Термин "Гардарика" (древнесканд. Garðaríki) буквально переводится как "государство городов" или "страна оград". В скандинавских сагах так называли территорию Древней Руси, причём с явным оттенком восхищения и даже зависти.

В "Саге об Эймунде" читаем: "В Гардарики такой был обычай, что там было много конунгов, и многие конунги владели государством..." Заметьте — не дикие племена, не разрозненные деревни, а государство с множеством правителей и городов!

Любопытно, что изначально Гардарикой называли только северные земли — территории вокруг Новгорода и Ладоги. Но уже к XI веку это название распространилось на всю Русь, от Балтики до Чёрного моря. И везде скандинавы отмечали одно и то же — города, города, города...

-2

Конунги до Рюрика: неудобная правда для учебников

А теперь самое интересное. В школе нас учили, что государственность на Русь принесли варяги во главе с Рюриком в 862 году. Мол, до этого жили наши предки в дикости и междоусобицах, пока не додумались позвать цивилизованных скандинавов править собой.

Но вот незадача — сами скандинавские саги рассказывают совсем другую историю!

В "Саге о Хервёр" упоминается конунг Сигрлами, правивший в Гардарике в... IV веке! За 500 лет до Рюрика! А в "Саге о Тидреке Бернском" фигурирует конунг Радбарт, властвовавший в VII веке.

Вот что говорится в "Саге о Хальвдане Эйстейнссоне": "Конунг Радбард правил в Гардарики. Он был мудр и любим своими людьми. У него была дочь по имени Ингигерд, она была красивее всех девушек..."

Получается, что за несколько веков до "призвания варягов" в Гардарике уже существовала развитая государственность с династиями правителей. И что характерно — ни один из этих конунгов не представлен как основатель или завоеватель. Они правят уже существующим государством!

-3

Викинги-наёмники: когда грозные варяги становились обычными гастарбайтерами

Ещё один удар по норманнской теории наносят описания того, как именно скандинавы попадали на Русь. В учебниках картина простая: пришли викинги, завоевали местных, установили свою власть. Но саги рисуют совершенно иную картину.

Возьмём знаменитого норвежского конунга Олафа Трюггвасона. В "Саге об Олафе Трюггвасоне" читаем: "Олаф отправился в Гардарики к конунгу Вальдамару, и конунг принял его хорошо, и был Олаф у него в большой чести... Олаф предводительствовал войском конунга и сражался с его врагами..."

То есть будущий король Норвегии служил... наёмником у русского князя! И таких примеров в сагах множество. Скандинавы приходят в Гардарику не как завоеватели, а как искатели службы и богатства. Местные правители нанимают их для охраны торговых путей и борьбы с кочевниками.

В "Саге о Харальде Суровом" прямо говорится: "Многие норманны и свеи отправлялись в Гардарики на службу, ибо там хорошо платили золотом и давали богатые дары..."

Представляете? Суровые викинги, гроза Европы, в Гардарике превращаются в обычных наёмников, которых привлекает хорошая зарплата!

Города, которых "не должно было быть"

Но вернёмся к городам. Согласно традиционной версии, до прихода варягов на Руси не было развитых городских центров. Однако и археология, и саги говорят об обратном.

В "Круге Земном" Снорри Стурлусона упоминаются: "...Хольмгард, который мы называем Новгородом, и Кэнугард, то есть Киев, и Палтескья, и Смалескья..."

Причём описываются эти города не как недавно основанные поселения, а как древние центры с устоявшимися традициями. В "Саге об Ингваре Путешественнике" говорится: "В Гардарики есть такие большие города, что в одном городе есть несколько сотен церквей..."

Для сравнения: в это же время в Скандинавии городом считалось поселение с одной церковью и парой сотен жителей. А тут — сотни церквей в одном городе!

-4

Система обороны: почему "страна оград" — это не только про города

Интересно, что "гард" в названии Гардарика означает не только город, но и ограду, укрепление. И саги подтверждают: Русь была покрыта сетью оборонительных сооружений.

В "Саге о Хаконе Добром" описывается: "На границах Гардарики стоят крепкие грады, и между ними валы и рвы, так что враг не может пройти незамеченным..."

Это описание удивительно точно соответствует археологическим данным о Змиевых валах и других оборонительных линиях Древней Руси. Система укреплений, которая создавалась веками для защиты от степняков.

Что ещё "забыли" упомянуть в учебниках

Самое поразительное в скандинавских сагах — полное отсутствие упоминаний о Рюрике, Олеге и Игоре. Те самые "основатели Руси", о которых так много говорится в учебниках, в скандинавских источниках... не существуют!

Зато саги полны упоминаний о связях Гардарики с готами, гуннами, византийцами. В "Саге о Вёльсунгах" прямо говорится: "Правитель Гардарики породнился с конунгом готов, и вместе они воевали против гуннов..."

Получается, что Русь была частью сложной системы международных отношений задолго до "призвания варягов". И роль в этой системе играла отнюдь не второстепенную.

Выводы: когда мифы разбиваются о первоисточники

Что же мы имеем в сухом остатке? Скандинавские саги — те самые источники, на которые любят ссылаться сторонники норманнской теории — на самом деле рисуют картину, прямо противоположную этой теории.

Вместо дикой страны, нуждающейся в варяжских правителях, мы видим Гардарику — развитое государство с древними городами и мощными укреплениями. Вместо викингов-завоевателей — наёмников на службе у местных князей. Вместо Рюрика-основателя — череду правителей, уходящую в глубь веков.

Возможно, пора переписать учебники? Или хотя бы добавить в них сноску: "Внимание! Данная версия событий противоречит скандинавским источникам, на которые мы же и ссылаемся".

История — упрямая вещь. И когда первоисточники начинают противоречить устоявшимся теориям, это всегда повод задуматься: а что же было на самом деле в той загадочной стране городов — Гардарике?