День выдался суматошный, поэтому инсульт у своего сына она заметила не сразу.
Утром поехали в загородный дом к ее подруге. Коттедж был с оранжереей, созданной по ее проекту. Какой-то именитый дизайнер поддержал и довел до ума это чудо архитектурной мысли, разметил освещение, предусмотрел регулировку температуры и влажности. И эта оранжерея всплывала теперь буквально в каждом разговоре, вызывая у собеседниц раздражение разной степени выраженности - от легкого чувства в груди, похожего на изжогу, до безудержного желания говорить своей удачливой визави гадости про надвигающуюся старость и дефицит яйцеклеток.
В общем, ничего нового. Обычная женская дружба-зависть.
Но у Наты и Евы дружба была другая. Пусть Наташа была и не такая богатая, как подруга, а все-таки вполне довольная своей жизнью женщина. Детям-двойняшкам ее - девочке и мальчику - четыре года. Умненькие, хорошие детки. Она родила их от возрастного мужчины, с которым с самого начала не было у нее страстной любви, но было гораздо большее и ценное - общность взглядов на жизнь, что быстро переросла в дружбу. Им было хорошо вместе. Нескучно вечерами. А днями они были заняты каждый на своей работе. Он занимался рекламой, она трудилась в частной медицинской лаборатории. И дети у нее, кстати, получились без особых усилий. Бог дал. Вот такая простая и приятная у Наты была жизнь.
Поэтому рассказы об оранжерее, построенной именитым дизайнером специально для подруги, острой зависти не вызывали. А было искреннее желание обнять и поздравить. Ведь в детстве Евы никто бы не сказал, что жизнь у нее сложится так славно. Любовь к садоводству маленькой девочке привила бабушка, сажали они поначалу самую обычную морковь и картошку на огороде. Да цветы самые простые у них росли, как у всех тогда: мальвы, хризантемы.
С тех пор Ева полюбила копаться в земле. Дома у нее вечно не хватало места из-за горшков с растениями, что занимали все горизонтальные поверхности... Смешная и милая Ева.
И вот Ната приехала к Еве в гости, взяв сына и дочку. Девочка замерла рядом с лысыми котами, которые не хуже любимых евиных цветов заняли большую часть горизонтальных поверхностей в гостиной. Их было трое, и каждый выбрал максимально залитую солнечными лучами зону. Девочка потянулась к бархатной шкурке рукой, погладила осторожно. Кот немедленно перевернулся на спину и затарахтел одобрительно. Девочка так и провела весь день рядом с этими инопланетянами, очаровавшись ими раз и навсегда. А сын повсюду был с Натой. Все время на виду у матери.
Ева провела экскурсию по саду. Там царили экзотические растения, названия которых невозможно было запомнить, но внешний вид навсегда отпечатывался в памяти. Потому что это были цветы-экзотические птицы, цветы-сны. Что-то небывалое и невиданное.
Гостья завороженно нюхала самые яркие соцветия, удивленно замечая, что пахнут далеко не все - некоторые красивы лишь внешне, будто всю силу пустили в фасад, а на обонятельное впечатление задора у этих диковинных цветов уже не осталось...
Отчего-то запомнилось растение, похожее на низкое дерево. У него были огромные цветы-колокольчики, нет, настоящие колокола! Коралловый оттенок соцветий, кокетливые, будто отглаженные утюгом кукольные юбочки, крупные кожистые листья - зрелище было удивительное. Ева сказала, что у них необычайный аромат, и прийти сюда нужно вечером, чтобы ощутить его в полной мере. На горшке лежала забытая пара резиновых перчаток.
День за разговорами пролетел незаметно. Они успели попить кофе в беседке на улице, отлично пообедали и даже подремали в гамаках в тени сада. Посмотрели какой-то приятный фильм - Ната не могла бы вспомнить, о чем он был, это было просто продолжение красивой и беззаботной жизни в тот выходной.
Вечером подруги попрощались, Ната с детьми уехала. Сын всю дорогу молчал. Дочь без умолку болтала о лысых котиках и выясняла, как можно получить такого котеночка. Сошлись на том, что поищут на маркетплейсах игрушечного, а потом будет видно. Дочь немножко расстроилась...
Ната пыталась вспомнить, было ли в поведении ее сына что-то необычное вечером. Нет, абсолютно ничего. Он как всегда выпил стакан теплого молока, съел булочку. Ни на что не жаловался, был весел и всем доволен.
А утром проснулся и посмотрел на нее этими страшными глазами. Один зрачок у него был широкий, занимая почти всю радужку - так ей тогда показалось. А второй глаз был обычный.
Ната вызывала скорую помощь, себя не помня, словно в каком-то тумане. И в суете этой не спросила толком - было ли что-то еще у ее мальчика? Он говорил, что плохо видит этим "расширенным" глазом, а в остальном все было нормально.
Через несколько минут появилась и головная боль. Фельдшер не стал долго раздумывать - вид у ребенка был устрашающий, да еще эта головная боль - быстро убедился, что тут не инфекция (нет температуры, не болит живот, стул нормальный, менингеальных знаков нет) и помчал ребенка в больницу. Пусть там разбираются.
Впрочем, по дороге устроил маме допрос с пристрастием: где были накануне, что делали? Услышав, что гостили у подруги, потерял всякий интерес к подробностям.
Но из Подмосковного дома не привезешь инсульт или редкую инфекцию. Падения мать исключала - ребенок по ее словам весь день был у нее под пристмотром. Давление нормальное, сахар крови тоже, на ЭКГ все в порядке... Наверянка найдут причину инсульта у мальца. Жалко маму его.
Но фельдшер знал, что инсульт приходит к детям не спросясь. И далеко не всегда удается найти ответы на вопросы, что и откуда взялось. Аневризма ли разорвалась в мозге, или врожденное нарушение свертывания крови себя проявило. А может, редкий генетический синдром, при котором инсульт - лишь первая ласточка среди инвалидизирующих событий...
Доктор в приемном отделении внимательно осмотрела малыша. Снова расспросила маму об их жизни в течение последних нескольких дней - не было ли чего-то необычного?
Впрочем, поездка за город - фактор, требующий пристального внимания. Вдруг укус клеща и стремительно (что-то уж слишком стремительно) развившийся энцефалит? Или травма, которую мама проглядела, потягивая белое полусухое с подружкой на веранде?
Врач собиралась дождаться результатов РКТ головы. А потом принять решение о люмбальной пункции. Жалко мелкого. Они, конечно, используют обезболивание во время "поясничного прокола". А все-таки это очень страшно для ребенка. И дети потом месяцами боятся теть и дядь в белых халатах...
Но ни РКТ, ни МРТ головного мозга ничего не показало. И в анализе крови все было хорошо. Да и мальчишка, которого определили в реанимацию до выяснения обстоятельств, был не просто в сознании, а бодр, весел, хоть и несколько перепуган резкой сменой обстановки с домашней на больничную. И комлекс этих обстоятельств заставил доктора с люмбальной пункцией повременить.
Вечером, в конце рабочего дня, мама мальчишки робко постучалась в ординаторскую.
- Простите, доктор. Я не знаю, имеет ли значение эта информация, но думаю, что нужно вам ее сказать. У подруги во дворе растет какой-то редкий экзотический цветок. И Ваня сказал, что на горшке лежали резиновые перчатки. Он взял их в руки, поиграл с ними, потом потер себе один глаз - не помнит точно, какой. После этого все стало плохо видно. Но Ваня не придал этому значения. Что, если все дело в растении? Я не помню его название, но могу позвонить подруге...
- Звоните.
Ева ответила быстро. Она уже знала о том, что случилось, и не находила себе места. Что, если и она виновата в том, что Ваня так серьезно заболел? А растение называется бругмансия... Подожди, подожди, что он сделал? Почем же ты раньше не сказала? Там перчатки потому и лежали, резиновые, не текстильные, потому что у него ядовитые цветы, их нельзя трогать голыми руками!
Разумеется, думать, будто врачи прекрасно разбираются в ботанике и сходу смогут определить, как именно растение вызвало анизокорию - разницу в размере зрачков больше полутора миллиметров - было бы наивно.
Доктор была хороший и опытный специалист. А потому без ненужного стеснения спокойно полезла в карман халата за смарфтоном и принялась читать про свойства растения бругмансия, семейство пасленовые.
Цветы содержат алкалоиды, которые обладают эффектом холинолитика... При проглатывании могут вызывать судороги, галлюцинации, выраженные признаки интоксикации...
Еще час она созванивалась со знакомыми токсикологами, нефрологами и гепатологами. В ужасе ожидала ухудшения состояния у ребенка. Но мальчишка в реанимации чувствовал себя вполне удовлетворительно. Хорошо кушал. Разговаривал с медсестрой. Просил маму включить на планшете мультики - в чем было отказано, чтобы снизить нагрузку на орган зрения.
Похоже, доза цветочного яда, которая попала на слизистую одного глаза, была очень мала. И сработала как капли, которыми офтальмологи расширяют зрачок, чтобы посмотреть глазное дно. Но при этом яд не попал в кровь. И внутренние органы, к счастью, не пострадали.
В это время Ева, плача, выясняла в интернете, как избавиться от ядовитой бругмансии, которая отправляет детей в больницы. Информации об этом не было.
Отчего-то все садоводы были довольны своими бругмансиями - то ли держали их за трехметровыми заборами из металлической сетки, то ли все владельцы были чайлдфри. Думала срубить злосчастное растение и сжечь его - но что, если дым от него тоже вредный? Об этом ничего не было написано. Пасть смертью храбрых у импровизированного костра женщина была не готова.
Ваню выписали через трое суток наблюдения, когда он извел свою маму пребыванием в закрытой палате до крайности, а лечащий врач убедилась, что здоровью ребенка ничего не угрожает. На вопрос, который очень просила передать доктору Ева: "Что делать с этим злосчастным цветком?" та пожала плечами. Не подпускать детей - это точно.
Так экзотическое дерево с колокольчиками-юбочками было помиловано. Хотя и сослано на задний двор - оно обреталось в здоровенном горшке, а с наступлением холодов переезжало в отапливаемую оранжерею.
Ева обещала подруге подарить котенка сфинкса. Что вызвало бурную радость детей.
История с "инсультом" постепенно забылась. Зрачок, кстати, вернулся у Вани к нормальным размерам на вторые сутки. Тогда же восстановилась нормальная реакция на свет.
Дети всегда найдут повод съездить в больницу "с ветерком" да по скорой помощи. Неудачный прыжок с кресла на диван, деталька лего любопытного размера, которая так идеально зашла в ноздрю, да так из нее и не вышла, кошачья царапина, которая внезапно загноилась, наконец.
И все-таки важно помнить, что не все растения безопасны для детей. И рядом с необычными, экзотическими растениями стоит быть вдвойне бдительными.