В России покупка китайского автомобиля часто сопровождается сомнениями - "А не сгниет ли он через пару лет?" Главный аргумент скептиков – отсутствие "оцинковки".
Бренды вроде GAC, Livan, BAIC и Kaiyi действительно защищают свои кузова преимущественно катафорезным грунтом, а не слоем цинка. Но так ли это критично, как кажется? Оказывается, история с оцинковкой кузовов окутана мифами, а отсутствие цинка – давно не приговор, особенно если вспомнить о таком эталоне надежности, как Toyota.
Давайте пройдемся по упомянутым брендам
GAC
Здесь ситуация наиболее показательна. Официальные дилеры, подчеркивают тесное сотрудничество с Toyota и Honda. Технологии защиты кузова переняты у этих гигантов.
Модели GS3, GS8, M8 проходят обработку катафорезным грунтом – точно так же, как современные Camry или Corolla. Некоторые элементы могут иметь дополнительное цинкование, но основа – именно электрофорезный грунт. Сервисы пока не фиксируют массовых проблем с коррозией кузовных деталей. Часть покупателей и вовсе философски замечает, что берут машину на 2-3 года.
Kaiyi
Бренд, выросший из сотрудничества с Chery, технически очень близок к нему. Защита кузова – также катафорезный грунт, оцинкованы, по данным толщиномера, только двери. Дизайн теперь курирует экс-глава Pininfarina, но "начинка" осталась узнаваемой.
Livan
Новый бренд, рожденный слиянием активов Geely и Lifan. Производство сосредоточено на заводах Geely в Китае. Технологии, логистика, контроль качества – все завязано на Geely Auto Group. Защита кузова? Снова катафорезный грунт. Цинк не используется.
BAIC
Крупный государственный холдинг. Сборка ведется крупноузловым методом, кузова часто поступают уже окрашенными и загрунтованными. Фокус компании – электрификация и автономное вождение. Защита от коррозии реализуется также через катафорезное грунтование.
Toyota и "волшебный" катафорез
Вот здесь и начинается самое интересное. Пока одни ругают китайцев за отсутствие цинка, давайте вспомним о Toyota – марке, возведенной в России в культ надежности. Оказывается, Toyota уже много лет не использует оцинковку кузовов для большинства своих моделей! Да, в прошлом она применялась, но сейчас от нее отказались. Почему?
Экономика, горячее цинкование – дорогой процесс. Современный тонкий листовой прокат снижает целесообразность метода.
Оцинковка не спасает, если слой поврежден (царапина, скол до металла). Процесс не самый "зеленый", а слой цинка может плохо держаться на металле при деформациях.
Компания сделала ставку на катафорезный грунт и современные антикоры. Кузов погружают в ванну с электрохимическим раствором грунта, создавая равномерный, непроницаемый для воды и кислорода слой толщиной 25-30 мкм по всей поверхности, включая сложные полости и сварные швы. Дополнительно применяются антикоррозионные составы для скрытых полостей.
Почему же тогда Toyota не ржавеет массово? Ответ – в качестве исполнения. Катафорез, сделанный по стандартам Toyota на современном оборудовании, с тщательной подготовкой поверхности и последующей качественной окраской, обеспечивает отличную защиту. Гарантия на кузов у Toyota при этом остается одной из самых долгих.
GAC - Зеркало стратегии?
Вот и возникает закономерный вопрос к скептикам - Если для Toyota катафореза достаточно для статуса "неубиваемой", почему для GAC, открыто использующего те же технологии (и даже совместные предприятия с Toyota), это должно быть признаком ненадежности?
По сути, они применяют ту же самую систему защиты, что и японский гигант. Критиковать китайцев за отсутствие цинка, игнорируя тот факт, что и эталонный производитель давно от него отказался, – как минимум, непоследовательно.
Мифы и реальность об оцинковке кузовов
Пользовательский запрос поднимает важную тему – мифологизацию "оцинковки" в России. Это стало настоящим фетишем, особенно после впечатляющей стойкости немецких авто 80-90-х (тех же VAG). Но реальность современного автопроизводства иная.
"На заводе кузов окунают в цинк" – Миф!
Технически и экономически почти нереально оцинковать готовый сварной кузов погружением (горячий способ). Высокая температура (450°C+) неминуемо поведет тонкий металл, разрушит герметики, а расплав не заполнит все полости равномерно.
Фото "кузова в ванне" – это почти всегда процесс катафорезного грунтования, а не оцинковки.
"Оцинковка = вечная защита" – Миф!
Даже горячее цинкование не панацея. При глубоком повреждении ЛКП коррозия начнется. Тонкое гальваническое покрытие само по себе недолговечно в агрессивной среде. Эффективность зависит от толщины, типа покрытия и, главное, качества последующей окраски и герметизации швов.
"Без цинка кузов сразу сгниет" – Миф!
Катафорезный грунт – это не "просто грунтовка". Это высокотехнологичный процесс, создающий сплошной, электрохимически нанесенный барьерный слой по всей поверхности металла, включая труднодоступные места, куда цинк при штамповке или сварке может не попасть. Его эффективность доказана годами эксплуатации миллионов автомобилей ведущих марок.
"Все современные авто оцинкованы" – Миф!
Многие производители (не только китайские и Toyota) давно перешли на комбинацию катафореза и оцинкованного проката (сталь цинкуется на металлургическом комбинате до штамповки деталей). Готовый кузов "цинкуют" редко. Используются и более современные покрытия (гальфан, гальвалюм – сплавы Zn-Al-Mg).
Катафорез vs Цинк - Плюсы и минусы
Катафорез плюсы
Равномерное покрытие всей поверхности и скрытых полостей; отличная адгезия к металлу и к последующим слоям краски; технологичность и скорость нанесения на конвейере; эффективная барьерная защита; относительная дешевизна по сравнению с оцинковкой всего кузова.
Минусы
Требует безупречного исполнения (подготовка металла, параметры ванны, сушка); сам по себе не обладает электрохимической (катодной) защитой, как цинк; поврежденный слой не восстанавливается.
Оцинковка (горячая/гальваническая на прокате)
Плюсы
Обеспечивает электрохимическую (жертвенную) защиту; продлевает срок службы металла даже при небольших повреждениях верхних слоев.
Минусы
Сложнее и дороже в производстве; может создавать проблемы со свариваемостью и штампуемостью; покрытие может быть неравномерным на сложных деталях; не защищает скрытые швы так же хорошо, как катафорез, заполняющий все полости.
Суть не в цинке, а в качестве
Отсутствие "традиционной" оцинковки кузова у GAC, Livan, BAIC, Kaiyi – это не автоматический признак скорой гибели от ржавчины. Gac использует ту же базовую технологию защиты – катафорезное грунтование – что и Toyota, чьи автомобили в России считаются символом долговечности.
Проблема не в отсутствии цинка как такового, а в качестве исполнения всей системы защиты кузова.
Сюда входит качество самого катафорезного процесса (чистота металла, параметры ванны, контроль толщины слоя).
Качество нанесения шовных герметиков (критически важно!).
Качество окраски (толщина, равномерность, стойкость ЛКП).
Качество обработки скрытых полостей антикоррозионными составами.
Конструкция кузова - удачное проектирование, обеспечивающее вентиляцию и дренаж полостей.
Современный катафорез, выполненный на хорошем оборудовании с соблюдением технологий, – это мощный барьер против коррозии. Да, он не заменяет полностью электрохимическую защиту цинка, но в комплексе с качественной герметизацией и окраской обеспечивает срок службы кузова, вполне сопоставимый с ожиданиями большинства потребителей.
Пример Toyota – яркое тому подтверждение. Поэтому, оценивая китайский автомобиль, спрашивайте не "есть ли цинк?", а "как реализована вся система антикоррозионной защиты и каково общее качество сборки и окраски?" Вот где кроется настоящий ответ на вопрос о долговечности.
Да, нет гарантий, что у таких брендов как Baic, Livan и Kaiyi качество защиты кузова от коррозии сравнимо с Тойота, все таки разный уровень. Что касается Gac, которые собирают на одном заводе с Тойота, то возможно их качество защиты не хуже.