Найти в Дзене

Смысл и эмоции в богослужении.

Чтобы объяснить суть богослужения, которые сейчас проводятся в нашем храме, давайте обратимся к началу моей церковной жизни. В церковь я пришёл, будучи дзен буддистом, даже ближе к даосизму, нахватавшись разных магических вещей от Карлоса Кастанеды и других. И когда я оказался в церкви, то ждал и от неё разных чудес. Искал благостных состояний, которые могли бы утешить... что? Эго, эмоции, но не ум. Поскольку *состояние* это только про эмоции. Здесь нет мыслительного процесса, анализа прошлого, переоценки поступков - всего того, что питает и возвышает трезвый ум, в независимости от состояния и настроения.
И вот первая книга, которая мне попалась, поразила меня именно глубиной МЫСЛИ, а не эмоции. Это Лествица Преподобного Иоанна Лествичника. Осознав эту разницу, я очутился в центре церковной жизни и погрузился в неё с головой. И сразу же наткнулся на большое количество несоответствий изначального СМЫСЛА литургии и тех действий, которые её сопровождают. Но пока мне были важны эмоциональн

Чтобы объяснить суть богослужения, которые сейчас проводятся в нашем храме, давайте обратимся к началу моей церковной жизни. В церковь я пришёл, будучи дзен буддистом, даже ближе к даосизму, нахватавшись разных магических вещей от Карлоса Кастанеды и других. И когда я оказался в церкви, то ждал и от неё разных чудес. Искал благостных состояний, которые могли бы утешить... что? Эго, эмоции, но не ум. Поскольку *состояние* это только про эмоции. Здесь нет мыслительного процесса, анализа прошлого, переоценки поступков - всего того, что питает и возвышает трезвый ум, в независимости от состояния и настроения.
И вот первая книга, которая мне попалась, поразила меня именно глубиной МЫСЛИ, а не эмоции. Это Лествица Преподобного Иоанна Лествичника. Осознав эту разницу, я очутился в центре церковной жизни и погрузился в неё с головой. И сразу же наткнулся на большое количество несоответствий изначального СМЫСЛА литургии и тех действий, которые её сопровождают. Но пока мне были важны эмоциональныые состояния, я не сильно обращал на это внимание.
Но потом я познакомился со своим учителем - отцом Владимиром. Он увидел во мне это внимание к эмоциям и сказал, что пора учиться думать. И отправил меня на обучение в Санкт-Петербургскую духовную академию. Обучаясь там, я ещё больше ощутил несовершенство современной службы. Например, я не понимал (и до сих пор не понимаю), почему мы служим вечернее - утром, утреннюю - вечером. Почему священники внутри алтаря говорят одно, в то время как хор их перекрикивает.
Оказалось, что так было не всегда. То богослужение, которое сейчас присутствует у нас - это результат исторических наслоений многих веков. Это стало совершенно ясно, когда мы в рамках обучения изучали литургику - наука о том, как складывалась литургия, почему была введена та или иная церемония. И сложилась она в полном расхождении с критическим мышлением и простым здравым смыслом. Мои учителя говорили мне: "Смирись, не обращай внимания, служи как все привыкли". Но я не понимал, как можно смириться с тем, что читая евхаристическую молитву, мы прямо в середине врезаем вставку тропаря 3 часа, то есть начинаем обращаться ко Христу, и просим Христа (внимание!) создать ещё одного Христа! Ведь мы обратились к нему, а не к Отцу. Во вставке то обращение идёт ко Христу, а не к Отцу. И это полный абсурд. Это совершено меня выбивало. И не это одно....
В момент, когда я отошёл от РПЦ МП (Русская православная церковь), вернее, когда РПЦ разорвало со мной отношения, я обрёл литургическую свободу. Свободу богословия, свободу богомыслия. И благодаря усилиям моего великого друга - отца Сергия, мы создали некий экспериментальный приход в посёлке Сиверский. Мы попытались воссоздать литургию 3 - 2 веков. Датировки не точны, потому что источники разнятся. Когда начинаешь копать в глубину веков, понимаешь что доскональной точности не будет, но главная СУТЬ прослеживается очень хорошо.
Итак, что мы сделали в первую очередь?
• Соединили молитву с возгласом, устранили разрыв между хором и священником. То есть никто никого не перебивает, весь текст хорошо СЛЫШЕН и ПОНЯТЕН. Текст и хора, и священника. Для нас было важным хорошее восприятие текста, то есть смысла.
Начинаем службу со входных молитв, всё прикладываются к иконе. Затем облачение, каждение. Начало самой литургии - "Благословенно царство", мирная ектения, антифоны, молитвы.
Лишние ектинии ("паки и паки") убраны, чтобы не перекрывать текст молитвы.
Далее чтение Писания, после него ектиния "Рцем си". Да, её сохранили, но убрали все заупокойные поминания, потому что там уже через несколько молитв начинается проскомидия. Проскомидия как раз стоит непосредственно перед евхаристией, как это было раньше всегда. На ней каждый самостоятельно вслух читает свои имена, по очереди. Затем евхаристический канон, полный, содержащий все молитвы. Литургия составлена из Василия Великого. Естественно, в евхаристическом каноне нет никакого тропаря 3 часа.
Если что, евхаристический канон -
Причащаются все прихожане как на литургии апостола Иакова. То есть священник для удобства подаёт причастнику Тело и Кровь Христову по отдельности, в отличие от литургии РПЦ. Напояет причастника по принципу священства. То есть: во имя Отца. Аминь. (Глоток). И Сына. Аминь. (Глоток). И Святаго Духа. Аминь. (Глоток). Именно так, полноценно.
Одна проповедь после чтения Писания, пока в памяти не исчезли слова Евангелия, и вторая проповедь при целовании креста, то есть после причастия.
Вот такая служба. Удивительно стройная, ясная, открытая. Не имеющая аналогов. Не знаю, есть ли вообще в Ленобласти или в России храмы, где практикуется подобное.
И сейчас я занимаюсь переводом текста на ещё более понятный язык, то есть на современный русский. Что делает литургию в разы понятнее и почему-то пугает других священников. Возможно, потому что вся церковь РПЦ построена на эмоциях, а не на ясности и понимании смысла, к которому мы с отцом Сергием всё таки решили вернуться. Видимо, большинство священников не вносят изменения в службу из-за своей боязни, или необразованности, или отсутствию литургического полёта. А литургика - это наука живая, действительно. Как живой Бог.
То, сколько наносного и чуждого было принесено в литургию за последние века, а особенно во времена Петра 1, совершенно выбивает смысл литургии. И вместо наполнения человека истиной, смыслом, который помогает ему разобраться со своей жизнью, ему предлагаются какие-то эмоции и некие благостное состояния, которые человек сам себе накручивает. Поэтому этот эксперимент, который мы сейчас проводим - имеет большое значение, даже просто как исследовательская работа, поскольку мы имеем практические результаты. Полностью составленная чинопоследовательная литургия. Можно копировать её для других священников, тех, кто заинтересован в этом. Соответственно мы по прежнему выражаем свою приверженность свободе священства от власти епископата, влияния монашества и полное согласие с Никео Цареградским символом веры. Священство и приход являются независимыми, и они объединены с другими христианами именно верой во Христа, Телом и Кровью Его. Вот эту основу мы держим и будем держать дальше. Задавайте вопросы, мы открыты к общению.