А ведь сегодня могло бы исполниться 55 лет Борису Белокурову (Усову), видному представителю российского культурного андеграунда, главному «Соломенному еноту». Жаль только, что 6 лет назад он покинул этот мир, окончательно переселившись в ту более яркую и свободную реальность, в котором жили герои его стихов.
Я не зря написал «стихов», а не «песен». Бесспорно, всё, что написал Борис, было исполнено им в группе «Соломенные еноты». Но понять и оценить в полной мере всю глубину созданных образов можно только читая эти самые произведения. Именно для этой цели и был издан сборник поэтического творчества Бориса Усова под названием «Эльд». И если кто-то до этого был знаком с его творчеством исключительно в вокальном варианте, то прочитав их, получит прекрасную возможность их переоценить, проникнуться и открыть для себя по-новому. Учитывая, что большинство записей «Соломенных енотов» качеством похвастаться не могли, то книга стала редкой возможностью понять, о чём же эти песни на самом деле. В этот-то момент вся музыкальная обертка уходит на второй план и остаётся только чистая поэзия.
В книге представлены стихи, написанные в период с 2013 г. по 1991 г. Да, именно так. Поскольку как раз в такой последовательности они идут в книге. И если, к примеру, в «Азбуке Рок-н-Ролла (Ника)» выстраивание повествования от конца к началу мог вызвать вопросы, то в случае Бориса Усова такой подход оказался вполне логичным и обоснованным.
Борис Белокуров был большим любителем и знатоком кино. Не зря в книге есть строчка: «Нелепо рок-звездою быть. Нормально быть звездой кино». Потому он не пишет свои стихи, и даже не отыгрывает, он проживает их. Потому всем созданным им образам, вплоть до последней зверюшки веришь безоговорочно и сопереживаешь на протяжении всего небольшого поэтического сюжета.
Стихи Бориса полны образов, так что при чтении некоторых из них действительно складывается впечатление, что посмотрел целую картину с законченным сюжетом. Потому читая их, может показаться, что выбранная последовательность - это такой кинематографический приём от кульминации к завязке. При этом повествование выстроено так, что только при таком просмотре можно понять всю драматургию повествования. Вот и со стихами вышло так, что поздние зрелые стихи дают возможность полнее оценить ранние, те, что были ещё дерзкими и злыми, но часто наивными. Помещенные в самом конце стихи для слайд-проектов «Утро над Вавилоном» и «Ко.Со.Во.» - это сцены после титров.
А можно подойти к этому проще. Был некий фильм в модном ныне жанре байопик про Бориса Белокурова и группу «Соломенные еноты». На протяжении двадцати с лишним лет следили за развитием сюжета, который выражался в появлении новых альбомов. Оценивали перипетии этого фильма под названием жизнь, иногда восхищались, иногда негодовали, иногда бросали просмотр. Но вот наступает тот момент, когда герой вынужден задать вопрос: «В иллюзионе облаков рассвет показывает фильм / Что делать в этом фильме мне? Что делать в этом фильме мне?» Хотя всего за несколько страниц уже дал ответ: «… что вы, милые, / Разве вы не поняли: меня уже не может быть». И пленку начинают отматывать назад, неизбежно возвращая её к финалу. И вот «зрители» следят за этой обратной перемоткой, имея возможность вновь заглянуть в ранее непонятые моменты.
Но как бы то ни было, именно в тех стихах мы, которые оказались в конце книги мы видим жесткую реальность:
Взглянешь на дату, и оторопь берёт. Больше 30 лет прошло, а актуальность так и не утрачена.
Может быть, всё эти ассоциации возникли лишь в моей голове. К сожалению, этот сборник вышел уже после смерти Бориса. Практически сразу же. Это была лучшая возможность отдать ему дань и сохранить память. Хотя, как следует из предисловия, редактуру стихов готовил сам Борис. Правда в итоге правки оказались минимальными. То есть, это возможность познакомится с текстами в первоначальном авторском варианте, что даёт возможность оценить контекст их рождения.
Не знаю, есть ли возможность разобрать «Эльд» полностью. Повторюсь: каждое представленное стихотворение это настолько целостное произведение, что надо разбирать или их все, или не разбирать вовсе. Все стихи взаимосвязаны. Вплоть до авторского самоцитирования. Бывают в них и сквозные герои. Например, персонажи Малдер и Скалли, которых Борис переосмыслил по-своему. Или его авторский батяня-вомбат, которого в определенный момент можно ассоциировать с альтер-эго автора. Так что пропустишь одно из них и всё! Картина мира уже не будет полноценной! И, путешествуя по этому миру, можно будет легко сбиться с истинного пути.
Не зря же Борис вспоминает, как еще в ранней юности учительница пения выявила в нём «Чёрный контур будущего гения – / Пьяница, поэт и маргинал». Те самые качества, которые определяют «пророка своего отечества». Борис Усов справедливо заслужил стоять с ними в одном ряду. Для этого в его позиции было всё, что нужно: абсолютная честность и чёткое ощущение нерва эпохи. Вот хотя-бы один пример:
В тот период, наверное, просто невозможно было писать по-другому. Ведь первые стихи написаны Борисом в 1992 г. жесткий слом эпох, когда рушилось всё, а впереди было только непонимания завтрашнего дня. Что сделал в этот момент Борис? Провозгласил:
И стал писать жёсткие и бескомпромиссные стихи, чтобы доказать обратное. Наверное, не будет открытием, что стихи Бориса Усова – одни из самых правдивых об эпохе 1990-х. При этом он рассказал о той эпохе поэтичнее всех. Потому, когда читаешь книгу, то прямо чувствуешь как растёт этот градус жёсткости. Именно жёсткость поэтического панка воплощает Борис в своём раннем творчестве. Но с точки зрения закипания эмоций именно они и являются самыми сильными и по сути всей квинтэссенцией его творчества. По этой причине их и следовало поместить в самый конец книги, чтобы читатель мог подойти к этому взрыву постепенно.
Но мы все помним, как государственная система поступает с гениями своей эпохи, да и просто с талантливыми людьми. Конец, их всегда печален. Борис это тоже почувствовал и отразил:
Именно эта внутренняя духовность в какой-то степени спасла Бориса и подарила ему несколько дополнительных лет жизни. Еще в 1997 г. он отчетливо увидел наше общее будущее:
Затем уточнил:
Изменения пришли. Наверное, даже более жесткие, чем мог предположить Борис. Но он поступил так, как счел правильным. Он укрылся от всего этого вместе с такими родными и близкими ему героями фильмов, мультфильмов и сериалов. Там где он был своим, где чувствовал родство и понимание.
Но были не только они. Открываешь любое стихотворение периода с 2013 г. по 2003 г. и каждое из них прямо дышит Серебряным веком. Словно бы Борис решил разом подражать всем талантливым авторам той прекрасной эпохи.
При этом в текстах Бориса сохраняется единый поэтический язык. Потому заявление: «Есть тексты Белокурова и есть тексты Усова», которое часто можно услышать, в корне неправильно. Все его герои живут в том бытовом мире, в котором при этом обитал сам Борис. Мире алкоголя, бытовой неустроенности, депрессивности и постоянно настигающей безысходности. Это та нить, на которую Борис нанизал свои поэтические строки. Просто, в каких-то стихах это звучит громоподобно, а где-то это нужно расслышать.
Наверное, покажется странным, что поэтическая история Бориса Белокурова закончилась на 6 лет раньше, чем закончилось его физическое пребывание в этом мире. Видимо, он сказал, всё что должен был. Повторюсь, «Эльд» - это не сборник стихов, это целостное и законченное произведение. Да, каждое стихотворение из него можно прочитать отдельно. Но полностью понять его смысл можно только в общем контексте книги. Борис потому и закончил свой творческий путь потому что вовремя осознал:
Это вовсе не поэтическая метафора, а осознание истины. Потому-то Борис и добавил:
ПыСы: А кто хочет узнать больше про самого Бориса Усова и всю тусовку, что его окружала, то рекомендую прочесть книгу Феликса Сандалова «Формейшен. История одной сцены»