Найти в Дзене
Немного о тревоге

МНОГО ГОВОРЮ О ТРЕВОГЕ С РОДНЫМИ ДОМА. ПОЧЕМУ ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ВРЕДНО

Когда мы сталкиваемся с тревожным расстройством, говорить о своих симптомах — это естественное желание. Так мы пытаемся справиться, найти поддержку, снизить напряжение.
Но если разговоров становится слишком много — каждый день, по многу раз, с одними и теми же вопросами и деталями — это может начать работать против нас.
Почему это может быть вредно: 1. Длительными разговорами о симптомах мы сами себе подсвечиваем многократно в течение дня, что тревожных ощущения действительно опасны, и конечно тревога только усиливается.
Простыми словами мозг считывает это так: "Ну раз ты так много об этом говоришь, значит это действительно что-то важное для тебя и опасное, я буду держать еще более усиленный фокус на этих ощущениях, чтобы защитить тебя". 2. Такие разговоры могут занять всё пространство отношений с близкими, и шанса на то, что останется места для других тем, отдыха, радости - просто не остается.
3. Когда мы многократно рассказываем близким о своих симптомах, они начинают заботиться,

Когда мы сталкиваемся с тревожным расстройством, говорить о своих симптомах — это естественное желание. Так мы пытаемся справиться, найти поддержку, снизить напряжение.

Но если разговоров становится слишком много — каждый день, по многу раз, с одними и теми же вопросами и деталями — это может начать работать против нас.

Почему это может быть вредно:

1. Длительными разговорами о симптомах мы сами себе подсвечиваем многократно в течение дня, что тревожных ощущения действительно опасны, и конечно тревога только усиливается.
Простыми словами мозг считывает это так: "Ну раз ты так много об этом говоришь, значит это действительно что-то важное для тебя и опасное, я буду держать еще более усиленный фокус на этих ощущениях, чтобы защитить тебя".

2. Такие разговоры могут занять всё пространство отношений с близкими, и шанса на то, что останется места для других тем, отдыха, радости - просто не остается.

3. Когда мы многократно рассказываем близким о своих симптомах, они начинают заботиться, беспокоиться, а это положительное подкрепление тревожного поведения. Потому что, чем больше заботы, успокаивающих фраз со стороны близких, тем нам спокойнее в моменте, мозг эту связь запоминает "теплые слова близких - мне легче на мгновенье". А еще вы закрепляете самоощущение, что вы действительно "больны" и чем дольше такое поведение длится, тем сложнее изменить восприятие себя и поверить в "я здоров".

Важный момент в том, что близкие могут сильно уставать — не потому что им всё равно, а потому что им тоже может быть тяжело, у них тоже может не быть ресурса, они могут устать после рабочего дня, могут сами испытывать иногда плохое самочувствие, переживать из-за каких-то собственных затруднений и так далее. И иногда диалоги о тревожном расстройстве могут выливаться в раздражение, грубость, крики.

Для человека с тревожным расстройством такой отклик может быть очень болезненным: тревога может усиливаться, появляться ощущение, что его «слишком много», что с ним «что-то не так», может усилиться самокритика, стыд или чувство отверженности.

Иногда, как бы парадоксально это ни звучало, прекращение бесконечных разговоров о тревоге сильно улучшают самочувствие. Да, в это трудно поверить, но это правда важный элемент в терапии тревожных расстройств.

Потому что у человека появляется возможность переориентировать внимание с внутреннего на внешнее, с тревоги на жизнь, увидеть мир за пределами симптомов. Потому что ракушка, в которой человек иногда застревает - имеет очень прочный панцирь.

Это не значит, что нужно молчать и страдать в одиночестве. Я подсвечиваю важность того, насколько важно самостоятельно пробовать создавать пространство, где будет не только тревога, но и человек, способный жить, несмотря на симптомы. Но я ни в коем случае не хочу сказать о том, что нужно молчать о своей проблеме совсем и быть со своей проблеме одному. Такую идею я как раз-таки не поддерживаю.

Говорить о тревоге важно, но в умеренных дозах. Избегайте бесконечного «прокручивания» — оно укрепляет тревогу и ухудшает самочувствие.

Как тогда вести разговор, чтобы близкие знали о моих чувствах, но при этом без вреда для себя же самого?

1. Делитесь тревогой кратко и по существу: «Сейчас я чувствую сильное беспокойство, потому что прочел в соцсетях что-то пугающее, и планирую попробовать сделать небольшую зарядку на 5-7 минут, чтобы успокоиться».

2. Договоритесь с близкими о «правиле 30 минут»: обсуждать тревогу не более 30 минут в день. Постепенно сокращая это время.

3. Держите фокус на решении проблемы. Поищите вместе варианты помощи: можно поискать хорошие упражнения вместе, или поискать специалиста к которому можно обратиться и т.д.

4. Ведите дневник. Выплескивайте туда все-все, что приходит в голову, все что хочется сказать, о чем хочется поплакать, о чем хочется пострадать.
Я лично долго противилась этому упражнению, но лишь недавно осознала его реальную ценность и практическую значимость.

Я знаю, что люди, которые находятся в тревожном расстройстве не один год, прекрасно знают, сколько времени уходит на то, что мы сами выдвигаем на пьедестал свою тревогу, без фокуса на каких-то действиях по решению затруднения. Долгие обсуждения мешают замечать реальные пути решения проблемы и мешают действовать в принципе. Все наши силы и ресурсы уходят на разговоры и прокручивания, а не на шаги вперёд. Мы можем застревать в этом, сами того не замечая, потому что нам и правда плохо и тяжело.

Но так же эти люди знают, что никакой пользы от этого в долгосрочной перспективе нет. И к сожалению все это не помогает избавиться от тревоги.

Именно поэтому я пишу об этом для вас. Только самое важное и полезное.
Потому что я такой же тревожник и знаю, как иногда необходимо напомнить себе о важном.

Эта статья - небольшое напоминание о том, как важно потихонечку самостоятельно освобождать больше пространства для жизни.

Мой канал в Телеграм, присоединяйтесь, там уютно ↓
https://t.me/krokevich_psy