Комедийный вестерн «Человек с бульвара Капуцинов» 1987 года (реж. Алла Сурикова) рассказывает о человеке, который верил в силу кино и менял мир к лучшему через фильмы.
Главный герой Мистер Джонни Фёст (Андрей Миронов) (очевидно, от англ. "first" — первый) приезжает в американский городок, погрязший в пороках. Люди дерутся и возмещают убытки хозяину бара, пьют, развлекаются с девушками.
С собой Фёст везёт ключ к улучшению жизни и возможность трансляции идей: приспособления для показа фильмов. Можно ли изменить огрубевших сердцем и поступками жителей через искусство кино?
— (идёт перестрелка) Я не понимаю, как вы можете читать в такую минуту?
— Когда у человека есть цель в жизни, смерть ему не страшна.
Показывая добрые и глубокие фильмы, Фёст помогает местным жителям преобразиться: они становятся вежливыми, перестают бессмысленно драться и чрезмерно пить. Всё прекрасно, но... невыгодно. Бар разоряется: нет погромов — нет возмещения; алкоголь не пользуется спросом.
— А вот ты, Хью, в своей жизни хоть раз произносил слово «пожалуйста»?
— Да заткнись ты, ради Бога! Без тебя тошно.
— А-а-а! А тот бы джентльмен сказал: «Заткнись, пожалуйста, Хью!»
Запомните, джентльмены: эту страну погубит коррупция.
Культура общения и правильный образ жизни оказываются невыгодными экономически. На помощь разоряющемуся владельцу бара спешит антагонист Фёста мистер Секонд ("second" — второй).
— Кого провожаете? — О, это великий человек! — Чем же он велик? — Он первый познакомил нас с синематографом. — В таком случае, я второй. Меня зовут Секонд.
Он предлагает противоположный подход — «показывать людям ещё больших скотов», чтобы зрители не испытывали угрызений совести за собственные пороки. Делается это ради коммерческого успеха заведения и усыпления совести зрителей. Видя вымышленных героев фильмов, шоу и сериалов , которые погрязли глубже, не легче ли успокоиться и перестать работать над собой?
— Как вы могли смотреть эту гадость?!
— Гадость, гадость! Жуткая гадость! Если б вы знали, как я тоскую по вашим фильмам, мистер Фёст! Они ведь и в самом деле могли сделать меня человеком! Но горькая истина, мистер Фёст, заключается в том, что в нашей стране только деньги могут сделать джентльмена человеком, а фильмы мистера Сэконда приносят мне деньги.
Фильм предсказал будущее кинематографа: «фильмы плохие, зритель тупеет, фильмы становятся еще хуже, зритель тупеет еще сильнее». Фраза «эту страну погубит коррупция» также оказалась пророческой.
В фильме поднимаются вопросы об ответственности творцов, коммерциализации искусства и его влиянии на общество. Картина лишь на первый взгляд развлекательная. Порочный круг «плохие фильмы — деградация зрителя» — метафора взаимозависимости качества искусства и общественного сознания.
Символика и аллегории:
Диана Литтл — аллегория музы и чистого идеала, противопоставленная окружающему разложению.
Мистер Фёст — метафора высокого искусства и его способности облагораживать человека.
Мистер Секонд — аллегория коммерческого, бездуховного подхода к искусству, стремящегося к наживе.
Салун — символ общественного пространства, где происходит культурная трансформация
Кровь, порок и алчность — метафора деструктивных сил, разрушающих общество.
Билли Кинг — символ зрителя, способного к духовному преображению под влиянием искусства.
Отъезд Феста — метафора ухода настоящего искусства и начала эпохи деградации.
Счастливый финал — символ надежды на возвращение подлинного искусства.
Белая простыня — символ чистоты и невинности в развращенном мире; визуальный маркер, выделяющий Диану Литтл среди других персонажей; метафора неиспорченного холста, на который можно проецировать идеалы высокого искусства.
Технологии — это инструмент. Важно, в чьих руках они окажутся. Тот же самый кинематограф в руках Секонда приводит к деградации.
Репертуар мистера Фёста:
- «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» (1895) братьев Люмьер — одним из первых фильмов в истории кинематографа. Жители городка реагируют испугом на приближающийся поезд — первые зрители реагировали так же.
- «Политый поливальщик» (1895) — ранняя короткометражка братьев Люмьер, комическая сценка с садовником.
Репертуар кинотеатра Секонда:
- Фильмы с насилием и перестрелками: бандитские разборки, стрельбу и драки. Будит низменные инстинкты публики.
- Сцены с полуобнажёнными женщинами — эротический контент, танцовщицы кабаре и дамы в откровенных нарядах также играют не на самых возвышенных струнах души зрителя.
- Сцены употребления алкоголя — демонстрация разгульного образа жизни, кутежей и пьянства. Зритель видит, что другие ещё хуже.
- Комические сцены с примитивным юмором — в отличие от тонкого юмора Чаплина, Секонд показывает грубые шутки.
Итак, «Человек с бульвара Капуцинов» — метафора о силе искусства, которое способно трансформировать общество — жители городка из грубых, пьющих и дерущихся людей превращаются в культурных граждан. Технологии или достижении цивилизации нейтральны сами по себе — всё зависит от того, кто и с какой целью их использует. Каждый выбирает сам. Что мы смотрим? Чем кормим свой разум и душу? На что тратим время?