Все знают выражение «медовый месяц». Обычно так называют романтическое путешествие после свадьбы или первый период счастливой супружеской жизни.
Но вы задумывались, откуда оно взялось? И действительно ли связано с мёдом?
Само выражение «медовый месяц» появилось задолго до современных свадебных традиций. Его корни уходят в древние обряды и символику мёда как плодородия, сладости и начала новой жизни.
Уже в Древнем Риме считали, что мед повышает фертильность и помогает зачатию первенца.
Поэтому у римлян был обычай дарить молодожёнам мёд. А после свадьбы супругам давалось 30 дней уединения, чтобы зачать ребенка.
Но особенно обычай "медового месяца" был распространен у древних скандинавов и германцев. У них тоже было принято в течение месяца после свадьбы употреблять мед. Но его употребляли в виде напитка. Пили медовуху — алкогольный напиток на основе мёда. Таким образом, первый месяц брака буквально проходил «в мёде».
Существовал подобный обряд и в Древней Руси. После свадьбы новобрачные пили медовуху в течение месяца. Считалось, что мёд дарует здоровье, силу и зачатие. В течение первого месяца супругов иногда освобождали от тяжёлой работы. А под кровать молодоженов могли класть хлеб, чеснок и мёд — символы плодородия и защиты.
Обычай употреблять мед молодоженами существовал практически во всех странах. В 1895 году концерн "Liebig" даже выпустил серию открыток на тему "Медовый месяц в разных странах".
Такова первая версия появления выражения "медовый месяц" - для успешного зачатия первенца молодоженам надлежало пить мед в течении месяца.
Вторая версия не столь практична. Вообще, фраза "honeymoon" впервые появляется в английском языке в XVI веке как ироничное замечание: любовь молодожёнов со временем «убывает», как луна после полного месяца — сначала сладко, потом всё тускнеет. В этом контексте слово «moon» отсылает к временному лунному циклу.
А получило оно свое распространение после публикации в 1747 году повести Вольтера "Задиг, или Судьба". В этой сатирической аллегории Вольтер упоминает, что первый месяц супружества — это “медовый месяц”, а все последующие — “полынные”.
Вольтер язвительно замечает, что любовь и страсть быстро угасают, и брак, начавшийся с удовольствий, быстро превращается в рутину, недопонимание или даже страдание.
Фраза Вольтера часто цитировалась в интеллектуальных кругах XVIII–XIX веков, особенно среди сторонников реализма и скептиков романтической любви. Это помогло популяризовать ироничный подтекст выражения «медовый месяц».
Так что с легкой (или тяжелой?) руки Вольтера образ “медового месяца” закрепился как кратковременное удовольствие, за которым следуют более прозаичные или горькие реалии.
Но все-таки, все-таки... Всегда хочется, чтобы образ медового месяца сохранился в памяти в светлых тонах. Недаром и радостных картин на эту тему у художников намного больше.
Предлагаю посмотреть подборку картин разных художников, вспомнить свой медовый месяц или помечтать о предстоящем.