Найти в Дзене

Как звучит прото-трип-хоп?

В начале 1990-х в Британии началась очередная музыкальная "революция": вовсю развивалась клубная культура, а эпицентром нового музыкального стиля стал город Бристоль. Пока в одних клубах царили хаус и брейкбит, а временами просачивался и драм-н-бейс, появились музыканты, смешивавшие в своей музыке даб, хип-хоп, временами соул, рок, джаз и блюз. Эклектичный звук отличался от других направлений и был узнаваем. Его окрестят "трип-хопом". Медленные композиции с опорой на ударные и бас, старые сэмплы, мрачная и порой депрессивная атмосфера, меланхоличные гармонии - эта музыка стала саундтреков середины 1990-х, и до сих пор привлекает внимание слушателей. В музыкальной журналистике есть тенденция искать истоки разных направлений. Особенно в этом преуспели любители так называемого "прото-метала" : они находят истоки тяжелого метала в рок-н-роллах 1950-х, психоделике 1960-х и хард-роке 1970-х. И делают это с завидным упрямством. Вот нечто подобное можно сделать и с трип-хопом. Ведь формальн

В начале 1990-х в Британии началась очередная музыкальная "революция": вовсю развивалась клубная культура, а эпицентром нового музыкального стиля стал город Бристоль. Пока в одних клубах царили хаус и брейкбит, а временами просачивался и драм-н-бейс, появились музыканты, смешивавшие в своей музыке даб, хип-хоп, временами соул, рок, джаз и блюз. Эклектичный звук отличался от других направлений и был узнаваем. Его окрестят "трип-хопом". Медленные композиции с опорой на ударные и бас, старые сэмплы, мрачная и порой депрессивная атмосфера, меланхоличные гармонии - эта музыка стала саундтреков середины 1990-х, и до сих пор привлекает внимание слушателей.

-2

В музыкальной журналистике есть тенденция искать истоки разных направлений. Особенно в этом преуспели любители так называемого "прото-метала" : они находят истоки тяжелого метала в рок-н-роллах 1950-х, психоделике 1960-х и хард-роке 1970-х. И делают это с завидным упрямством. Вот нечто подобное можно сделать и с трип-хопом. Ведь формально он появился в последнее десятилетие XX века, но можно найти примеры такого звука гораздо раньше.

1) Arzachel - Queen St.Gang (1968)

Arzachel - это настоящая кузница кадров для будущего кентерберийского и разного другого британского прога. В составе коллектива играли гитарист Стив Хилладж, басист Монт Кембелл, органист Дэйв Стюарт и барабанщик Клайв Брукс. Трое последних создадут группу EGG, а Хилладж окажется в Gong, после чего продолжит карьеру как сольный гитарист.

На их первом альбоме присутствует множество интересных моментов. Это вроде бы и типичный психоделик-рок того времени, но особенно выделяется Queen St.Gang, иногда называемая Soul Thing, кавер-версия темы авторства Кита Менсфилда. В оригинале это была быстрая и ритмичная фанк-тема для сериала, а в варианте Arzachel превратилась в тягучий психоделик. Вот только записан он и звучит так, словно это не 1968-й, а какой-то 1992-й. Ребята и не подозревали, что так далеко могут зайти в своих опытах.

2) John Martyn - Small Hours (1977)

Альбом Джона Мартина One World иногда называются предвестником трип-хопа, хотя по сути это чуть более изощренный британский фолк-рок. Мартин уже лет десять как выступал как фолк-певец, выпускал альбомы, иногда меняя свой звук, и в 1977-м году выпустил очень экспериментальный альбом. Всему виной была разочарованность в шоу-бизнесе. Коммерциализация бросалась в глаза, Мартин потерял энтузиазм творить. И прилетев по приглашению своего издателя Криса Блэквелла, создателя лейбла Island, на Ямайку, он познакомился с легендарным регги и даб-продюсером Ли Скретчем Перри. С которым и сделал совместную пластинку.

Перри как продюсер - это отдельная страница в истории музыки. И сейчас описывать все его особенности и методы довольно трудно, да и не нужно. Получилась пластинка, где фолк-рок сосуществует с регги и даб-музыкой. А Small Hours, мрачная и грустная восьмиминутная песня, звучит в чем-то похоже на трип-хоп. Под монотонный удар перкуссии и атональные гитары Мартин погружается в иную музыкальную реальность. Говорят, этот альбом очень повлиял на Роберта Смита,лидера Cure, и он свою манеру исполнения черпал у Мартина

3) Jan Hammer - Don`t You Know (1977)

Джаз-роковый клавишник и барабанщик Ян Хаммер, когда-то игравший в Mahavishnu Orchestra, а затем с Джеффом Беком, свои сольные альбомы записывал практически в одиночку, осваивал новые синтезаторы и прочие инструменты, и очень часто заигрывал с электроникой. Поэтому не удивительно, что он умудрился "нащупать" звук будущего, экспериментируя с басовыми тембрами минимуга, попутно отбивая простенький диско-ритм, получив в итоге почти что звук начала 1990-х. А спорадические звуки синтезаторных флейт звучат, как старые сэмплы, поэтому эстетически это очень походит на трип-хоп, только с поправками на эпоху.

4) Fad Gadget - Arch Of Aorta (1980)

Вообще, Фэд Гэджет - певец синти-попа. Его музыка состоит из синтезаторов, драм-машин, иногда там появляются различные ударные или гитарные. Но звук минималистичен, роботоподобен, поэтому Гэджет стал культовым персонажем для синти-попа, предвосхищая в конце 1970-х и в начале 1980-х появление таких исполнителей, как Depeche Mode. К тому же издавался он на лейбле Mute, так что определял эстетику направления.

В композиции Arch of Aorta есть повторяющийся ритм, который подкрепляется клавишными, различными синтезаторными эффектами, спорадическими шумами, навязчивой мелодией и мрачным настроением. Для 1980-го звучит "по-бристольски" нарочито. Хотя, это всего лишь экспериментальный трип-хоп.

5) Siouxsie and The Banshees - Tattoo (1983)

Эту композицию называют первым трип-хоп синглом. Tricky признавался, что именно она стала источником вдохновения для него, поэтому даже перепел ее потом. В 1983-м году Сьюзи Сью, королева готов, вместе с басистом Стивеном Северином и барабанщиком Баджи исполнила экспериментальную песню Tattoo, состоящую из повторяющихся ударных, выпуклой басовой партии и отрешенного вокала певицы. Siouxsie and The Banshees часто уходили в разные опыты со своей музыкой, но настолько авангардно еще не звучали. Вот так, по мнению критиков, звучит настоящий прото-трип-хоп

6)This Mortal Coil - Fyt (1984)

Тогда это называлось дрим-попом. Но в своем первом альбоме It`ll End In Tears This Mortal Coil подошли в создании мрачной и потусторонней музыки к чему-то, напоминающему Бристоль десятью годами спустя. В песне Fyt как будто бы слышен какой-то очень замедленный брейк-бит, она переполнена различными синтезаторными эффектами, очень медитативна, и явно стремится ввести слушателя в транс. Не просто так Элизабет Фрейзер, вокалистка This Mortal Coil, в конце 90-х спела на записи Massive Attack в песне Teardrop.

В начале 1990-х трип-хоп громко заявит о себе, после чего к середине десятилетия станет одним из модных направлений в музыке. БУдучи сплавом разных эстетик, он сформирует свое звучание. И вполне возможно, что вдохновляясь очень разными стилями, представители этой музыки вольно или невольно заимствовали идеи у предшественников.

-3

Добро пожаловать! Подписывайтесь, буду рад лайкам и комментариям!