Внедрение ERP-систем подразумевает изменение бизнес-процессов компании. Организация вынуждена принять такой способ выполнения операций, как это изначально задумано и реализовано вендором в программном решении. Особенность состоит в том, что процессы в информационной системе уже оптимизированы и унифицированы, тем самым имплементация решений класса ERP является одним из наиболее распространенных способов усовершенствования бизнес-процессов. В данном случае мы говорим о реинжиниринге бизнес-процессов [1].
Существует и обратная ситуация, когда программное решение полностью переписывают и подстраивают под процессы организации. Подобное чаще всего случается, когда стандартный функционал платформенного софтверного продукта не покрывает значительную часть бизнес-требований заказчика. Здесь возникает необходимость в доработке решения, которая ведется, принимая во внимание в первую очередь знания и потребности клиента. В литературе данная ситуация носит название реинжиниринг системы.
Можно попытаться разобраться в крайностях реинжиниринга, используя свод знаний по корпоративной архитектуре, представленный методологией TOGAF [2], который говорит о том, что во главе всего должна стоять прежде всего бизнес-архитектура. Именно через ее призму необходимо рассматривать все происходящее в компании и ИТ-архитектуре, в частности. Более детальное погружение в тематику бизнес-процессов обратит нас к набору знаний BPMCBoK [3].
В данной работе мы рассмотрим методологию по управлению бизнес-процессами BPMCBoK и применим ее к проектам реализации ERP-систем, что позволит более зрело выстроить проектирование программного решения на фазе дизайна. Реализация данной цели потребует проработки следующих вопросов:
- обзор свода знаний по управлению процессами BPMCBoK;
- рассмотрение стандартного жизненного цикла ERP-системы и его сопоставление с областями знаний BPMCBoK;
- описание области применения методологии управления бизнес-процессами в ERP-проектах.
Следуя озвученным вопросам, начнем проработку материала с анализа методологии по управлению бизнес-процессами.
1. Свод знаний BPMCBoK
Введем ключевое определение, задающее область управления бизнес-процессами, так как мы будем активно употреблять его в дальнейшем.
Определение 1. Свод знаний по управлению бизнес-процессами (Business Process Management Common Body of Knowledge, BPMCBoK) – это стандарт практики управления бизнес-процессами. Описывает относящиеся к управлению бизнес-процессам области знаний, ключевые концепции и лучшие практики [3].
BPMCBoK суммирует в себе информацию по управлению бизнес-процессами. Подобно PMBoК [4], данный свод знаний содержит достаточно детальное описание всех вопросов, относящихся к бизнес-процессам. Все знания сгруппированы в 9-ть областей:
- управление бизнес-процессами;
- моделирование процессов;
- анализ процессов;
- проектирование процессов;
- измерение эффективности процессов;
- информационные технологии BPM;
- процессная трансформация;
- процессно-ориентированная организация и культура;
- управление процессами предприятия.
Первая область знаний, управление бизнес-процессами, апеллирует терминами BPM (Business Process Management, управление процессами), BPI (Business Process Improvement, оптимизация процессов) и BPR (Business Process Reengineering, постоянное усовершенствование процессов). Управление бизнес-процессами представляет собой систематически подход к выявлению, проектированию, исполнению, измерению и контролю процессов, направленный на достижение ими ключевых показателей эффективности и целей компании. Оптимизация процесса позволяет привести его в соответствие со стратегическими потребностями компании и ожиданиями стейкхолдеров, в то время как постоянное совершенствование – повысить их производительность и результативность. Жизненный цикл BPM содержит 6-ть стадий, где последний этап, BPR, фактически возвращает нас в начало цикла (рис. 1.). Таким образом работа по регулярному пересмотру и улучшению процессов носит постоянный характер, а последующие 4-е домена знаний описывают данные активности более подробно.
Следующая область знаний посвящена моделированию бизнес-процессов. Моделирование представляет собой описание процессов в той или иной графической нотации верхнего/нижнего уровня: ARIS VACD, IDEF0, BCM, а также ARIS eEPC, IDEF3, UML AD, BPMN SLD и др. В контексте жизненного цикла BPM описание ведется для «AS-IS» процессов.
Смоделированные бизнес-процессы подлежат анализу. Область знаний по анализу процессов позволяет выявить их «узкие места» и оценить эффективность с точки зрения достижения стратегических целей организации и удовлетворенности клиентов. Оценка бизнес-процессов ведется на основе методов имитационного моделирования, бенчмаркинга, KPI, управления рисками и др. Здесь же речь заходит о понимании зрелости бизнес-процесса (рис. 2).
Идентифицированные на этапе анализа недостатки процессов подлежат устранению. Финальное представление бизнес-процессов описывается в упомянутых ранее графических нотациях, но в модели «TO-BE». Указанные активности проводятся в контексте области знаний под названием проектирование бизнес-процессов.
Для задания контрольных точек, позволяющих оценить корректность работы как «AS-IS», так и «TO-BE» процессов, введена область знаний измерения эффективности. Здесь вводятся базовые показатели бизнес-процессов:
- время (время выполнения процесса);
- стоимость (ресурсов, упущенного дохода);
- пропускная способность (выручка);
- качество (удовлетворенность, число ошибок),
а также дается обзор способов их измерения (карта потока создания ценностей, ABC, статистические методы).
Домен знаний, посвященный информационным технологиям, рассматривает всевозможные стандарты автоматизации и элементы Индустрии 4.0 как наиболее востребованные и обсуждаемые, а также затрагивает современные BPMS-системы (Business Process Management Suite), состоящие из функциональных компонентов, предназначенных для:
- визуализации процессов и поддержки процессной нотации;
- имитационного моделирования бизнес-процессов;
- мониторинга действия;
- обработки бизнес-правил и событий;
- интеграции с прочими системами;
- выполнения Workflow.
Представленная концептуальная архитектура BMPS-системы демонстрирует ее роль в корпоративной ИТ-архитектуре предприятия (рис. 3). Здесь же делается вывод о том, что технологическое отставание программных систем от бизнес-процессов приводит к тому, что образовавшиеся разрывы покрываются RPA-системами, а в худшем сценарии ручным трудом.
Понимание области знаний, связанной с процессной трансформацией, требует задания термина трансформация. Действительность состоит в том, что сейчас стираются границы между аналитическим и транзакционным уровнями обработки данных, представленных OLAP и OLTP-системами. Поэтому наблюдается объединение всех 4-х элементов ИТ-архитектуры: процессы, данные, приложения и технологии, обеспечивающее конкурентное преимущество перед соперниками. Бизнес-потребности клиентов и ИТ-тренды являются основными триггерами взаимозависимых процессной и цифровой трансформаций ...
Полный текст статьи: https://corpinfosys.ru/archive/2024/issue-28/278-2024-28-bpmcbok