Найти в Дзене
Сознание и Наука

ИИ на работе повышает стресс? Ученые нашли ответ в соцсетях

Ученые из австралийских университетов Дикин и Кертин выяснили, как искусственный интеллект на рабочем месте влияет на наше психологическое состояние. Проанализировав обсуждения в социальных сетях, они пришли к ввыоду: ключевую роль играет не сам факт работы с ИИ, а то, насколько мы можем контролировать его действия. Это открытие помогает понять, как сделать тандем человека и машины продуктивным и нетоксичным.
Долгое время основной моделью для изучения рабочего стресса была теория «требования-контроль». Суть ее проста: чем выше нагрузка и чем меньше у сотрудника возможностей влиять на процесс, тем сильнее стресс. С массовым внедрением ИИ в рабочие процессы возник вопрос: применимо ли это правило к взаимодействию с «цифровыми коллегами»? Было неясно, воспринимаем ли мы ИИ как бездушный инструмент, который лишь увеличивает наши требования, или как партнера, которому можно делегировать часть контроля.
Чтобы найти ответ, исследователи применили не совсем обычный метод. Вместо опросов в от
ИИ сгенерированное изображение
ИИ сгенерированное изображение

Ученые из австралийских университетов Дикин и Кертин выяснили, как искусственный интеллект на рабочем месте влияет на наше психологическое состояние. Проанализировав обсуждения в социальных сетях, они пришли к ввыоду: ключевую роль играет не сам факт работы с ИИ, а то, насколько мы можем контролировать его действия. Это открытие помогает понять, как сделать тандем человека и машины продуктивным и нетоксичным.

Долгое время основной моделью для изучения рабочего стресса была теория «требования-контроль». Суть ее проста: чем выше нагрузка и чем меньше у сотрудника возможностей влиять на процесс, тем сильнее стресс. С массовым внедрением ИИ в рабочие процессы возник вопрос: применимо ли это правило к взаимодействию с «цифровыми коллегами»? Было неясно, воспринимаем ли мы ИИ как бездушный инструмент, который лишь увеличивает наши требования, или как партнера, которому можно делегировать часть контроля.

Чтобы найти ответ, исследователи применили не совсем обычный метод. Вместо опросов в отдельных компаниях они обратились к глобальному опыту — постам и комментариям в социальных сетях. Команда проанализировала огромный массив данных, где люди со всего мира делились своим реальным опытом работы с искусственным интеллектом. Используя методы текстового анализа, ученые искали связь между жалобами на стресс и описаниями рабочих процессов с участием ИИ, обращая особое внимание на то, кто или что принимает решения — человек или программа.

Главный результат подтвердил классическую теорию в новых условиях. Оказалось, что стресс у сотрудников возникает в двух крайних случаях: когда ИИ полностью забирает на себя управление, оставляя человеку роль пассивного наблюдателя, и когда система требует от человека постоянного надзора и ручного вмешательства. Иными словами, и тотальный контроль со стороны ИИ, и необходимость тотального контроля над «глупым» ИИ одинаково вредны. Гармоничное сотрудничество, при котором человек сохраняет за собой принятие ключевых решений, а рутинные задачи делегирует умному помощнику, вызывает значительно меньше негативных эмоций.

Это открытие имеет большое значение для будущего рынка труда. Оно показывает, что при внедрении ИИ компаниям нужно думать не только о технологической эффективности, но и о психологическом комфорте сотрудников. Правильный дизайн рабочих процессов, где человек остается ведущим, а ИИ — ведомым, но при этом достаточно автономным, — вот ключ к успеху. Исследование ставит новые вопросы: как обучать людей эффективно управлять ИИ-ассистентами и какие стандарты «контролируемости» должны стать обязательными для разработчиков корпоративного софта? Ответы на них определят, станет ли искусственный интеллект нашим надежным партнером или источником постоянного стресса.